Особенности депрессивного состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности депрессивного состояния



Депрессии сопутствуют заторможенность движений, мышления, снижение активности, безынициативность. Речь у депрессивных детей замедленна, они не вступают в раз­говор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; при этом выражение лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен.

Различают активную и реактивную депрессию. Актив­ная вызывается психическими и общими заболеваниями, а реактивная связана с тяжелыми жизненными ситуация­ми: неудачами, обидами, смертью близких людей. Ребенок становится мнительным, мрачным, необщительным, песси­мистически ко всему настроенным, у него возникают тя­гостные переживания, страхи, снижается самооценка. Ус­пехи в учебе и в других областях деятельности падают, появляется отклоняющееся поведение.

Депрессивное состояние обычно проходит по прекра­щению действия основной причины. Если же она не уст­ранена, то депрессия переходит в устоявшееся эмоциональ­ное состояние, которое может сохраняться долго и требует специальной психолого-педагогической коррекции. Соци­альные психологи отмечают, что люди, находящиеся в деп­рессии, обычно вспоминают, что родители отвергали и на­казывали их. Из этого можно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии являются отвержение, нелас­ковость, слишком суровые наказания.

Сильным источником детской депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрес­сии в случаях, когда боятся учителей, администрации; об­щаются с учителем, чье мнение для них важно или имеет значение (например, при выставлении четвертных и годо­вых оценок); когда их успехи оценивает комиссия; их по­ведение разбирается в классе, на собраниях; они находятся в новых или незнакомых ситуациях и не знают, как пра­вильно себя вести; готовятся к чему-то новому, необычно­му (например, к переходу в новый класс).

Для детей в состоянии депрессии характерен негати­визм, их взгляд на жизнь окрашен в мрачные тона. Депрес­сивные дети, как и взрослые, больше внимания обращают на печальные стороны жизни. Они, как им кажется, больше уже ничего хорошего не ждут, склонны смотреть на все пессимистически. (Для детей это противоестественно, они должны быть оптимистами.) Когда дети счастливы, мир кажется им более дружелюбным, решения принимаются легче, мыслят они тогда радостно и широко.

Обычно у депрессивных детей нет настроения, что тоже противоестественно. Дети без настроения — это патология. Они бездеятельны, асоциальны, пассивны, не желают учиться, иногда открыто враждебны, сосредоточены на себе, задум­чивы и несчастны.

В тяжелой форме депрессия может приводить к само­разрушению: дети и подростки остро чувствуют и уси­ленно переживают свою незначительность. Для них ха­рактерны апатия, нежелание что-либо делать, безразличие к друзьям и семье, плохой сон и аппетит. Чрезмерно пес­симистический взгляд на мир заставляет их преувели­ченно переживать рядовые события, все им мыслится в черных красках.

Конечно же, депрессивное состояние не может не вли­ять на поведение. Оно становится отклоняющимся и при­обретает направленность в зависимости от характера ре­бенка. Встречаются случаи отчаяния, когда ребенок от бе­зысходности способен на деструктивные действия. Это наблюдается преимущественно в тех случаях, когда дли­тельная депрессия вызвана обездоленностью, безысходно­стью.

Депрессия всегда ведет к нарушению активности ре­бенка. Вялость, заторможенность, безразличие ко всему — ее постоянные спутники. Нередко депрессия соседствует с аутизмом — заболеванием, которое характеризуется погру­женностью в свои переживания.

Депрессия проходит после устранения вызвавших ее причин. Но только незначительное количество таких при­чин может устранить учитель. Педагог не оставит без по­мощи попавшего в беду, страдающего ребенка. Оказывая помощь депрессивным детям, он заботится прежде всего о том, чтобы создать хорошее настроение, от которого во многом зависит поведение ребенка. Постепенно улуч­шая настроение ученика, окружая его заботой и внима­нием (в том числе по рекомендации педагога дома, в семье), можно способствовать его выздоровлению. Важ­но, чтобы все дети класса приняли участие в судьбе сво­его товарища.

Для коррекции депрессии полезны отвлечения, связан­ные с положительными эмоциями. Рекомендуется смена обстановки, усиление разнообразной трудовой нагрузки. Следует больше вовлекать ребенка в игры, приучать его к общению, активнее заниматься с ним физкультурой.

Весьма важно ограждать детей (и не только депрессив­ных) от плохих новостей. Установлено, что плохие сооб­щения ввергают в пессимизм и уныние даже самых креп­ких и эмоционально устойчивых людей.

Для выявления и предупреждения депрессии необхо­димы своевременная диагностика и коррекция в условиях школы и семьи.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

Диагностические критерии проявления депрессий у де­тей разработаны А.Б. Смулевичем с соавторами (1997). В их методике используются признаки позитивной (А) и нега­тивной (Б) эффективности, депрессивного комплекса (В). Для характеристики психического статуса необходимо не менее двух признаков как позитивной, так и негативной аффективности и хотя бы один признак депрессии. Рас­смотрим эти признаки.

А. Признаки позитивной аффективности

1. Тоска — неопределенное, диффузное (протопатическое) ощущение чаще всего в форме непереносимого гне­та в груди или эпигастрии с подавленностью, унынием, без­надежностью, отчаянием.

2. Тревога — беспочвенное предчувствие опасности, гро­зящей катастрофы с чувством внутреннего напряжения, неопределенного беспокойства, боязливого ожидания (мо­жет осознаваться как беспредметное беспокойство).

3. Интеллектуальное и двигательное торможение: труд­ности сосредоточения, концентрации внимания, замедлен­ность движений, инертность, утрата спонтанной активнос­ти (в том числе и при выполнении повседневных обязан­ностей).

4. Патологические ритм-колебания настроения в тече­ние дня с максимумом плохого самочувствия ранним ут­ром и некоторым улучшением состояния в послеобеден­ное время и вечером.

Б. Признаки негативной аффективности

1. Болезненное бесчувствие (мучительное чувство утра­ты эмоций, невозможности воспринимать природу, испы­тывать любовь, ненависть, сострадание, гнев).

2. Явления моральной неудовлетворенности (психичес­кий дискомфорт с чувством умственного «оскудения», бед­ность воображения, угасание фантазии, потеря интуиции, позволявшей прежде безошибочно улавливать нюансы вза­имоотношений).

3. Депрессивная утрата жизненного тонуса (ослабление или исчезновение влечения к жизни, инстинкта самосо­хранения, нарушение сна, аппетита).

4. Апатия — дефицит побуждений (утрата жизненного тонуса, вялость, безразличие ко всему окружающему).

5. Дисфория — угрюмое брюзжание, ожесточенность, сварливость с претензиями к окружающим и демонстра­тивным поведением.

6. Ангедония — утрата чувства наслаждения, способнос­ти испытывать удовольствие, радоваться, чувство внутрен­ней неудовлетворенности.

В. Депрессивный комплекс

1. Идеи малоценности, греховности, ущерба (неотвяз­ные размышления о собственной никчемности, пороч­ности с негативной переоценкой прошлого, настоящего и перспектив; представления об иллюзорности реально достигнутых успехов, обманчивости высокой репутации, виновности даже в том, что еще не совершено).

2. Суицидальные мысли —- психологически не выводи­мое осознанное желание умереть (идеи о бессмысленнос­ти существования, желательности несчастного случая со смертельным исходом, намерение покончить с собой — суицидомания).

3. Ипохондрические идеи — доминирующие представ­ления об опасности (обычно сильно преувеличенной, тре­вожные опасения до фобий).

Нарушения психосоматических корреляций диагностиру­ются при наличии хотя бы одного признака, содержащегося под буквами А или Б.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.011 с.)