Дефекты, способы и приёмы коррекции звуков С, 3, Ш, Ж, X. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефекты, способы и приёмы коррекции звуков С, 3, Ш, Ж, X.



1. Боковая артикуляция(очень грубый дефект) Постановка заново: рекомендуется поэтапная постановка звука. Особое внимание должно уделяться выработке межгубной позиции: язык должен быть широким.

2. Сонантность(стойкий, грубый дефект, возможны рецидивы)- Подражание: 1.сопоставление правильного и дефектного звучания на слух: СА – йа; сок – йок; 2 графическое сопоставление. 3Постановка заново поэтапно.

3.Озвончение(С,Ш,Х)(грубый дефект)- Подражание: 1.сопоставление правильного и дефектного звучания на слух с опорой на графическое обозначение; 2.тактильно-вибрационный контроль: одна рука подносится к шее в области гортани, другая – ко рту. При правильном произнесении звуков С, Ш, Х струя воздуха сильная, а вибрация гортани отсутствует.

4, Оглушение(З, Ж)- Подражание: 1.сопоставление правильного и дефектного звучания на слух с опорой на графическое обозначение; 2.тактильно-вибрационный контроль: ощущение вибрации гортани в норме.

5. Далекая артикуляция - Подражание: 1. сопоставление правильной и дефектной артикуляции перед зеркалом; 2.моделирование кистями рук правильного положения языка. 3.Постановка заново.

6. Призубность – 1. Подражание: сопоставление перед зеркалом; моделирование кистями рук положения языка; осязание различия воздушной струи (при дефекте она ослаблена);Механический: использование специального зонда (№ 2, 3, 4).2.Подражание: сопоставление перед зеркалом положения зубов: правильного (нижние резцы несколько сзади от верхних) и неправильного (нижние резцы прямо напротив верхних).Механический: отодвигание нижней челюсти назад нажатием на подбородок большим пальцем. Требуется длительная автоматизация.

7, Щечный звук - Постановка заново.

8. Выдох на месте звука - Постановка заново

9. Х = К - Подражание: ощущение различия между струей воздуха (в норме) и толчком (при дефекте); сопоставление слогов на слух.

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЩЕЛЕВЫМИ ЗВУКАМИ «Ф», «В».

Услов-е обознач-я дефектов звуков Ф и В (по Н.Ф. Слезиной)

1)​ замена звуков Ф и В соотв-но губно-зубными П и Б; 2)​ озвонч-е/оглуш-е; 3) назализация; 4)​ замена звука В губно-зубным М.

Способы и приемы корр-ции:

1)​ замена зв-в Ф, В соотв-но губно-зуб-ми П и Б: причина: Нижняя губа слиш-ком плотно прижим-ся к верхним резцам и образует с ними не щель, а смычку. Корр-ция: Подраж-е: §​ различ-е на слух;§​ показ перед зеркалом;

§​ прием двойного контроля: ощущ-ние вибрации гортани.

Механич-й: §​ оттянуть шпателем нижн.губу вниз

2)Озвончение (оглушение): причина: Неправ-ное участие голоса в артик-ции: голосовые складки сомкнуты и вибрир-т (наоборот при оглуш.). Корр-ция: Подражание: §​ сопостав-ние на слух; §​ графич-е сопост-ние;§​ ощущ-е вибрации гортани при дефекте (при оглуш - ощущ. Вибр.гортани в норме).

3) назализация: причина: Неправ-е участие в артикуляции носового резонатора: мягкое небо опущено, воздух идёт ч/з нос. Корр-ция: Подражание: §​ приём двойного контроля: ощущ-е вибрации крыльев носа при дефектном произнесении;§​ энергичное произнесение В__.

4) Замена В губно-зубным М: причина: Нижняя губа слишком плотно прижим-ся к верх-м резцам, образуя не щель, а смычку. Мягкое небо опущено, воздух идет ч/з нос. Корр-ция: Подражание: §​ различение на слух;

§​ показ перед зеркалом; §​ ощущ-е вибрации крыльев носа при дефектном произнесении;§​ энергичное произнесение В__.

Системы упражнений по введению звуков Ф и В в речь (автоматизации)

Авторы систем
Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина К.А. Волкова
1)​ протяжное изолиров-е произнес-е звука; 2)​ начальная позиция перед гласным; 3)​ конечная позиция для Ф; 4)​ интервокальная позиция; 5)​ сочетания с другими согласными; 6)​ звуки в рядах слогов; 7)​ сопоставление согласных. 1)​ длител-е изолир-ное произнес-е; 2)​ В – позиция между гласными Ф – обратный слог; 3)​ прямой слог; 4)​ В – обратный слог не отрабат-ся, Ф – позиция между гласным; 5)​ сочетания с другими согласными; 6)​ упражнения на дифференциацию.

 

Способы и приёмы постановки смычно-щелевых звуков.

 

Постановка звука Ч.

Звук Ч можно поставить двумя способами.

Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.
Постановку звука «Ц» нужно начинать только в том случае, если в речи есть звуки «С» и «Т».

Способ 1. По подражанию с введением игровых приемов:
- поднесите палец ко рту – «Не шуми!» — тс-ц-ц;
- паровоз при остановке (тс-ц-ц).

Способ 2. Попросите ребенка произносить то Т, то С попеременно несколько раз, постепенно увеличивая темп произнесения (поезд набирает ход), пока ни начнет звучать звук Ц. После этого покажите, как надо быстро произнести подряд эти два звука, чтобы получить Ц. Если у ребенка получается вместо Ц сочетание звуков: тэс или тыс, лучше всего это исправить, показав ребенку, что и Т и С произносятся без перерыва, мгновенно (можно хлопать в ладоши, показывая, каким быстрым должен быть звук). Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука Ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.

Способ 3. Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу. Язык касается верхних резцов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук «Т». Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки. Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука «Ц».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.005 с.)