Дефекты, способы и приёмы коррекции звонких взрывных согласных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефекты, способы и приёмы коррекции звонких взрывных согласных.



Дефекты и их коррекция:

1.Оглушение−неправильное участие голоса в артикуляции: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Подражание: сопоставление звучания; ощущение вибрации гортани. Механический: для звука Б–попеременное смыкание-размыкание губ пальцем.

2.Полузвонкость − неправильное участие голоса в артикуляции. Перед взрывом смычки прекращается вибрация голосовых складок. Подражание: сопоставление звучания; ощущение вибрации гортани на протяжении всего акта произнесения; показ артикуляции перед зеркалом; графическое сопоставление: ба–бпа.

3.Носовой призвук−нарушение синхронности образования губной смычки и смычки мягкого нёба с задней стенкой глотки. Подражание: при коррекции Б = МБ указание на раздувание щек, отмечающееся одновременно с вибрацией; ощущение вибрации крыльев носа при дефектном произношении; использование виброскопа; графическое сопоставление: ба−мба; рыба–рымба.

4.Замена звонкого звука глухим, которому предпосылается носовой призвук−неправильное участие голоса в артикуляции: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Нарушение синхронности образования смычек. Постановка заново.

5.Призвук перед согласным−неправильное участие голоса в артикуляции: голосовые складки приходят в колебание до того, как образуется смычка. Подражание:сопоставление правильного и неправильного воспроизведения звука с опорой на слуховое восприятие, тактильно-вибрационный контроль; графическое сопоставление.

6.Замена Г фрикативным звуком−нарушение способа артикуляции: вместо смычки между спинкой языка и нёбом образуется щель. Подражание: сопоставление правильного и дефектного звучания на слух; ощущение различия между толчком воздуха в норме и струей при дефекте. Постановка заново.

7.Замена Г звуком Х−нарушение способа артикуляции: смычка заменяется щелью. Неправильное участие голоса в артикуляции: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Подражание: сопоставление звучания; ощущение вибрации гортани; ощущение разницы между толчком воздуха (Г) и струёй (Х); графическое сопоставление: год – ход. Постановка заново.

8.Сонантность−нарушение способа артикуляции. Звук заменяется средним между Э и Ы гласным. Постановка заново.

 

Приемы и способы постановки глухих взрывных звуков

Глухие взрывные п, т, к

Звук П

Работая над звуком П следует дать ребёнку возможность видеть положение губ. Осязать толчок воздуха, отсутствие голоса при произнесении звука П дети могут уловить с помощью остаточного слуха или прикасаясь рукой к гортани.

Этапу постановки звука предшествует этап артикуляционной гимнастики.

Каждому упражнению даются названия в соответствии с выполненным действием. Ученику предлагается дуть на поднесенную ко рту бумажную полоску; под действием воздушной струи полоска отгибается. Далее упражнение усложняется: ученик должен сначала сомкнуть губы, как для произнесения звука п, а затем, взорвав губную смычку напором воздуха, перейти на дутье. Получается как бы сочетание звуков п и ф (пф) при двугубном ф.

Правильность выполнения упражнения ученик контролирует с помощью полоски бумаги или поднесенной ко рту руки. Наконец, можно отказаться от дутья, заменив его придыхательным произнесением звука п, при котором после взрыва следует дополнительный выдох через открытый рот.

Ставим звук П по подражанию. Ребёнок видит положение губ, осязает толчкообразную воздушную струю и отсутствие вибрации гортани.

Для автоматизации вызванного звука используем картинку- символ (паровоз). Когда ребёнок научится хорошо произносить звук изолированно, автоматизируем его в слогах прямых, обратных, словах, фразах.

Звук К

Но звук к вызвать в необходимый срок на основе простого подражания удается лишь у части учащихся. Подход состоит в следующем: ученику предлагается четко, с достаточным напором воздуха произнести несколько раз подряд с интервалом слог та. При вторичном выполнении этого упражнения учитель прижимает переднюю часть спинки языка пальцем ребенка или шпателем. Тогда получается тя. Продолжая упражнение, учитель нажимает на язык несколько глубже, в результате чего слышится уже кя. Наконец, шпатель или палец продвигается еще несколько глубже и получается чистое ка. В одних случаях указанные этапы могут быть пройдены в течение одного занятия, тогда как в других приходится задерживаться на первом (тя) и на втором (кя) этапе в течение нескольких занятий.

Звук Т

Согласный, ротовой, взрывной, по месту образования переднеязычный, глухой, твёрдый.

Губы разомкнуты и принимают положение от следующего звука, Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При произнесении звука Т можно видеть положение губ (чуть разомкнуты),Края резцов и работу языка, осязать толчок воздуха.

Артикуляционная гимнастика направлена на формирование правильного положения языка: «Вкусное варенье», «почисти зубы». Для автоматизации используем картинку- символ («стучат колёса вагонов т-т –т)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.004 с.)