Методика организации и проведения индивидуальных занятий по обучению произношению и развитию слухового восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации и проведения индивидуальных занятий по обучению произношению и развитию слухового восприятия.



Продолжительность – 20мин (10 мин - работа по произношению, 10 мин – работа по РСВ)

Задачи: усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи окр.людей; развитие общения в условиях сниженного и остаточного слуха.

Содержание: определяется программой по РСВ включает несколько разделов: различение слов, различение слов и фраз, различение материала общеобр-ого урока, различение текстов.

Структура: 1) различение материала разговорного хар-ка, 2) усвоение нового речевого материала 3) закрепление материала, воспринятого на слух с помощью звукоусил-щей аппаратуры 4) различение материала на звук без звукоусиливающей аппаратуры.

Использование звук.усил. аппаратуры: 1-3 кл. – стационарная, со 2полугодия 3кл. использование индивид-ной звукослух-й аппаратуры, с 5кл. только индивид. слух.аппаратура.

Основоной сп-б восприятия: с 1-5 кл.-основоной способ восприятия – слуховое восприятие. Слухо-зрительное используется как вспомогательное. С 6кл.- слухо-зрительное восприятие материала с последующим опознаванием на слух.

Планирование: 1) тема занятия 2) задачи формулируются с учетом того, как ученик усвоил тему. Формулировка задачи должна включать:-этап формирования слухового представления.-характер используемого материала. - способ восприятия материала. 3) структура (обозначены структурные элементы занятия и виды работы).

 

Развитие слухового восприятия(РСВ) на групповом занятии.

Груп.зан. - это форма организации слух-й деят-ти в процессе РСВ в 6-12-х классах школ глухих и слаб-щих. Задачей груп.зан. яв-ся усиление слух.компонента в комплексном слухо-зрит.восприятии речи с индив-ой ЗУА в учебном и воспит-ом процессах с целью организации общения с окруж.людьми как условия адаптации неслышащих и слабослышащих людей в среде слышащих. Количество часов регулируется программами. Группы комплектуются по возрастным признакам, по уровню остаточного или сохраненного слуха.

Занятия не реже двух раз в неделю, по 30 мин. В ходе занятий используются различные речевые единицы: предложение, словосочетание, слово, слог, звук.

Особенности груп.занятий: – активное участие всех учащихся группы в работе по РСВ. Для этого организуется диалог в таких формах общения, как учитель - учащиеся, учащиеся - учитель, ученик - ученик. Поэтому используются текст, прочитанный в классе, материал с общеобразовательного урока.

– "вытягивание расстояния", особенно в школе для слаб-их детей. Сначала материал различается с рабочего расстояния, а затем с резервного, т. е. отодвигаясь от микрофона на оптим.расстояние (для каждого ученика индив-е).

На групповом занятии, как и на индивидуальном, используется догадка,

ситуация, контекст, которыми следует учить пользоваться учащихся. Для этого

нужно заранее продумать, какие ситуации создать на занятии, какие вопросы

задать, чтобы ученики, опираясь на контекст, могли догадаться и правильно

ответить на вопрос. Основным видом восприятия речи в школах глухих и слабослышащих может быть слуховое. Зрит.восп-е исп-тся в зависимости от индив-х особен-й детей, от особен-й речевого материала, в виде помощи.

Как и индивидуальное, групповое занятие оснащается дидактическими

материалами, схемами, таблицами, техническими средствами и другими

пособиями. Рассмотрим структуру группового занятия.

1. Организация начала занятия. Устанавливается режим усиления, организуются приветствие и перекличка учащихся. Сообщаются тема, задачи занятия.

2. Организация диалога. Диалог организуется на материале разговорно-обиходного характера или по теме с общеобразовательного урока, усвоенного прочно, чтобы содержание не вызывало сложностей осмысления.

3. Различение текста или другого материала по теме занятия. Здесь могут быть использованы различные речевые единицы, различные виды работы (с таблицей, схемой, карточками, макетами, конструктивными картинками и т.д.).

4. Различение материала на ухо без ЗУА. При испол-ии реч.материала разной сложности для РСВ нужно исходить из индив-х, речевых и слух.возмож-й детей.

5. Организация окончания занятия. Учитель выясняет у учащихся, что они узнали нового, чем занимались на протяжении занятия; оценивает их участие в работе, мотивирует оценку их деятельности.

 

Развитие слухового восприятия (РСВ) на фронтальном занятии

Это специальное занятие, которое проводится в слуховом кабинете с уч-ся 1-3-х кл-в школы глухих и слаб-щих по 1 часу внед. - 45 минут. Занятия проводятся по спец.программе. Каждое занятие реализует образ-е, восп-е и корр-е задачи.

На фронт-м зан-и почти в равной доле (особенно в школе глухих) используется слухо-зрительное и слух.восприятие. Слухо-зрит.восприятие предшествует слух.восприятию, особенно при усвоении нового материала. Например, при знакомстве со звучанием инструментов, ранее не воспринимавшимся на слух, уч-лю следует назвать инструмент, дать соответствующую табличку и продемонст-ть звучание самого инструмента. При воспроизведении фразы выясняется, понимают ли уч-ся содержание фразы, табличка с фразой вывешивается на наборное полотно, затем прослушивается звучание фразы. После такого слухо-зрительного восприятия неречевого звука и речи материал предлагается на слух. Слухо-зрит.восприятие испол-ся в виде помощи, т.е. в том случае, если ученик не различает речевой или иной материал на слух. Содер-м материала уроков в слух.кабинете являются нереч.звуки, слова, словосочетания и фразы. Для слухового кабинета выделяется специальное помещение, которое находится вдали от источников шума. Кабинет оснащается ЗУА коллек.назначения с пультами управления на столе уч-ля, соединенным с каждым звукоус.прибором,

расположенном на парте уч-ка, а также оснащается др.аппаратурой визуал-го и диагностического характера.

Структура фронтального занятия: 1. Установка режима усиления. Убедившись, что все уч-ся хорошо воспринимают речь, переходит к следующему этапу работы.

2. Перекличка уч-ся. Это один из способов "собрать" внимание уч-ся, настроить их на работу. Перекличка может проводиться слухо-зрительно, на слух, с голоса учителя, воспитателя, уч-ся. 3. Орг-ция деят-ти уч-ся. Уч-ль сообщает тему и задачи занятия, организует способ восприятия его речи и речи уч-ся, выясняет их интересы, настраивает на реал-ю постав-х задач. 4. Различение неречевых звуков.

Перед различением звуков уч-ль предлагает рассмотреть предмет, издающий звук, выясняет, знают ли уч-ся его название, вывешивает на доску табличку

барабан и предлагает послушать его звучание, соотносит звучание с названием, показывая на табличку, при этом опирается на слухо-зрит.восприятие звука барабана и его названия с голоса уч-ля. Затем предлагает уч-ся прослушать звучание только на слух, без опоры на зрительный анализатор и оформить ответ речью.5. Физ.минутка. 6. Различение реч.материала. Сначала выясняется, знают ли уч-ся это слово, подбирается картинка, раскрывающая его сущность. Картинка вместе с табличкой прикрепляется к доске. Показ сочетается с отраженным

произнош-м уч-ся. Так осуществляется слухо-зрит.восприятие слова (словосоч-я, фразы). Затем уч-ся воспринимают только на слух. 7. Закрепление материала. Эта часть занятия может проводиться в виде игры в лото, в домино, кроссворды и т.д. или в виде слуховых диктантов. 8. Организация окончания занятия.

 

Содержание и организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению на музыкально-ритмических занятиях.

Целью музыкально-ритмических занятий является развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными компонентами. Такие занятия способствуют расширению кругозора, эмоциональному и физическому развитию, развитию воображения и творчества, активизируются умственные способности, т.к. требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти.

В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации — речи, неречевых звучаний.

Важнейшей задачей этих занятий является совершенствование произношения учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих. Обучение проходит в условиях целенаправленного развития слухового восприятия учащихся и базируется на развитии у них слухо-зрительно-кинестетической системы.

Основное содержание занятий включает обучение восприятию музыки, движениям под музыку, игре на элементарных музыкальных инструментах, декламации песен под музыку, работу над выразительностью речи учащихся, автоматизацию их произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики -20 мин на уроке).

Всего – 2 часа в неделю.

Методические рекомендации:

- учет состояния слух. Функции;

- дозировка слуховой нагрузки;

- использование индивидуальной ЗУА;

- использование различных способов восприятия речи (слухо-зрительное, чтение с губ, слуховое восприятие).

 

32. Развитие слухового восприятия и коррекция произношения на общеобразовательных уроках.

Задачами развития слухового восприятия (РСВ) на общеобразовательных уроках (о у) является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи.

О у в школе для детей с нарушением слуха проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры, которая выполняет две функции: средства усиления речи и средства РСВ. Способ восприятия устной речи–слухо-зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух. С этой целью учитель использует экран, исключающий возможность считывания с губ. Если после двукратного повторения материал не воспринят учащимися, то он предъявляется слухо-зрительно. В качестве помощи может использоваться дактилология или письменная речь. Затем речевой материал воспринимается учащимися снова только на слух. Методический прием использования экрана направлен на активизацию функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи.

В процессе о у использовать экран слишком часто не рекомендуется, так как это затрудняет восприятие речи и затормаживает усвоение запланированного учебного материала. В зависимости от этапа обучения в рамках одного урока рекомендуется предъявлять с использованием экрана от 10 до 25 – 30 фраз. При этом учитель должен заранее отобрать необходимый речевой материал (слова, фразы), продумать виды и приемы работы. Один и тот же речевой материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока учащиеся не будут свободно опознавать его на слух в разных ситуациях. При этом формулировки вопросов и заданий, предлагаемых для восприятия на слух, должны варьироваться и усложняться за счет введения новых слов, изменения грамматической конструкции («Как твоя фамилия?» – «Назови свою фамилию»).

При отборе речевого материала для РСВ предпочтение отдается: материалу разговорно-обиходного характера («Какой сейчас урок?», «Какое сегодня число?»); фразам, связанным с организацией урока («Прочитай задачу», «Откройте книгу»); целевым установкам («Будем решать примеры»); материалу, характерному только для данного типа или темы урока.

На общеобразовательных уроках используются приемы РСВ без звукоусиливающей аппаратуры. Такая работа носит индивидуальный характер. Эффективность работы по РСВ во многом зависит от системности ее организации, единства предъявляемых к учащимся требований со стороны всех специалистов. Учитель и воспитатель должны по каждому предмету (виду занятий) планировать речевой материал, который будет предлагаться учащимся на слух. Всеми специалистами должна соблюдаться поэтапность формирования слуховых образов учащихся. Так, если на индивидуальных занятиях формируется умение различать на слух определенный речевой материал, он должен предъявляться таким образом во всех формах учебно-воспитательной работы.

В процессе общеобразовательных уроков учитель должен постоянно осуществлять контроль за произношением учащихся. Поскольку на уроках нет возможности уделять много внимания исправлению произносительных ошибок отдельных учащихся, учитель должен владеть приемами беглой коррекции произносительных навыков. К ним относятся:

1. требование сказать лучше;

2. показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка (в тех случаях, когда ошибка допущена в звуке, автоматизированном в произношении ученика);

3. показ отдельных признаков артикуляции звука:

o моделирование кистями рук;

o показ–напоминание вибрации крыльев носа или гортани;

использование элементов фонетической ритмики и т.д.

Такие приемы, точно соответствующие характеру отклонения в артикуляции, позволяют на уроке без затраты дополнительного времени добиться исправления учеником допущенных произносительных ошибок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.014 с.)