Условия эффективности коррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия эффективности коррекционной работы.



Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе и находится на перекрёстке составных частей образования. Поскольку основной целью коррекционной работы является обеспечение условий для успешной социализации детей с нарушением слуха. Создание условий, обеспечивающих постоянное восприятие учащимися с нарушением слуха речи окружающих с помощью различных типов звукоусиливающей аппаратуры; постоянное мотивированное речевое общение с детьми с нарушением слуха; использование естественных и специально созданных ситуаций, стимулирующих общение детей; использование устной речи как ведущей при общении с глухими и слабослышащими детьми педагогов, слышащих родителей, родственников, знакомых. Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения речевого материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Также многократное применение новых слов, фраз. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным. Успешность коррекционной работы зависит от взаимодействия и согласованности действий специалистов, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса обучения и воспитания, направленного на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создания предпосылок социальной адаптации школьников с нарушением слуха. Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии,-ограничивает познание окружающего мира,-затормаживает процесс овладения ЗУН. Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. Решение данной проблемы видится в том, что нужно организовать целенаправленную, специально организованную деятельность в учебно-воспитательном процессе школы во время фронтальных уроков, индивидуальных занятий, а также во внеурочной деятельности. Поэтому, важной задачей современной школы является развитие слухового восприятия учащихся, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для детей с нарушением слуха работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: во-первых, дети учатся воспринимать на слух речь, во-вторых, неречевые звучания, разные шумы. Система работы по развитию слухового восприятия строится на основе дифференцированного подхода к обучению учащихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции на каждом этапе обучения в школе (особенно на первоначальном), индивидуальные и психофизические возможности детей. Задачей работы по развитию слухового восприятия речи является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал как с помощью звукоусиливающей аппаратуры разного типа, так и без нее. При этом на основе развивающейся слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи окружающих, что, в свою очередь, оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, которая становится у слабослышащих значительно более внятной и выразительной. В результате ребенок может достаточно свободно общаться с окружающими при помощи устной речи. Все это позитивно воздействует на формирование его личности. Но поскольку Речь слабослышащего ребенка оказывается искаженной, с бедностью словаря наблюдается усвоение слов в неправильном лексическом значении, наряду с недоразвитием грамматической структуры – многообразные смешения категорий, неправильное понимание их значения, а, следовательно, и неадекватное использование в своей речи. Все это накладывает отпечаток на ход развития познавательной деятельности; сравнение, анализ, обобщение, отвлечение приобретают у слабослышащего специфические черты. Поэтому, необходимо развивать слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей. Для повышения интереса к своему предмету, для повышения качества знаний своих учеников за основу своей работы взяла использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия на индивидуальных занятиях. Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию. Поэтому, включение упражнений по развитию психических процессов выполняет две задачи — развивает, совершенствует психические процессы ребенка и выполняет свою основную задачу пополняет слуховой словарь, улучшает слуховое восприятие речи. Наряду с общепедагогическими принципами обучения школы для глухих и слабослышащих руководствуются специальными принципами:1. Принципом развивающих упражнений.2. Принципом коррекции произношения Принцип развивающих упражнений основан на развитии психических функций личности: развития мышления, речи, памяти, внимания, таких психических операций, как сравнение, сопоставление, обобщение. Анализ, синтез, развитие интеллектуальной и познавательной сфер деятельности, выработки самостоятельности в приобретении знаний и направленности к саморазвитию и творчеству. 2. Принцип коррекции произношения. Одной из важнейших задач школы для детей с нарушениями слуха является формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи.Работая над всеми разделами произношения: работе над дыханием, голосом,звуками речи, словесным ударением и темпом речи.Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки. При подборе речевого материала опираются на дидактический принцип: переход от легкого к трудному. А также для развития слухового восприятия применяют неречевые звуки. К неречевым звукам относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, вой ветра, крики животных, птиц и т. д., т. е. все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи. Основные цели развития слухового восприятия неречевыми звуками: выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды; дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в окружающей шумовой обстановке;-уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений окружающего мира; Основное условие эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха – организация психолого –педагогического сопровождение и соблюдение требований к сопровождающим с точки зрения компетентностного подхода 1. Организация условий (структура помещения, организация среды). 2. Учёт возрастных особенностей ребёнка.3.Качественный анализ показателей психического развития ребёнка.4.Учёт сложной структуры дефекта 5.Учёт социальной ситуации развития (что хочет семья) 6.Умение договориться с семьёй: коммуникативные способности; владение навыками общения; способность эффективного построения диалога; корректность; искреннее желание помочь. Таким образом, координируется деятельность всех специалистов и повышается эффективность коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.004 с.)