Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Этапы проведения консультативного интервью
a установление контакта, достижение взаимопонимания с клиентом (представляясь клиенту, консультант разъясняет свои профессиональные возможности). Началом беседы может стать рассказ клиента без «специального приглашения». Если клиент молчит, ему можно помочь репликами типа: «Слушаю Вас внимательно» или «Расскажите, что Вас сюда привело»
| a сбор информации о клиенте и решение вопроса о том, в чем же состоит его проблема. Выдвигаются и обсуждаются несколько гипотез о проблеме клиента. Выбирается одна проверенная фактами гипотеза. На данном этапе: а) консультант поддерживает контакт с клиентом; б) стимулирует его на дальнейший рассказ (к полезной информации можно отнести историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась), отношение клиента со всеми действующими в рассказе лицами, их отношение к проблеме, представление о том, чем именно вызвана проблема, с точки зрения самого человека и окружающих его людей, чем именно обусловлено обращение к социальному работнику, почему оно происходит сейчас, а не раньше или позже и т.п.); в) способствует целенаправленному развитию беседы; г) осмысливает то, что говорит клиент
| a вместе с клиентом определяется желаемый результат, обсуждается то, что изменится в его жизни, когда желаемое будет достигнуто; у клиента должны возникнуть переживания, связанные с осознанием собственных возможностей; формулируются рекомендации; обсуждаются различные варианты решения проблемы, создаются условия для выбора альтернатив
| a обобщаются результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы
|
i Семейное консультирование – один из видов консультирования.
Таблица 51
Предмет социального семейного консультирования
в сфере жизнеобеспечения
| aтрудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидности, помощь в кризисной ситуации и т.п.
| в сфере семейного здоровья
| aдиагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, организация наркологической помощь и т.п.
| в сфере организации быта
| aобеспечение необходимыми предметами, организация «уголка ребенка» (инвалида, пожилого больного и т.п.) в квартире, проблемы организации свободного времени, надзора и т.п.
| в сфере духовного и морального здоровья
| aизбавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.
| в сфере воспитания детей
| aрешение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.
| в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи
| aвосстановление или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений;
|
i В отличие от индивидуального консультирования, специалист работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи, до проведения совместной встречи.
Таблица 52
Фазы семейного консультирования
I фаза
| a создание климата, обеспечивающего успех консультации. Социальный педагог должен убедить клиента в том, что он испытывает искренний интерес к его проблемам и желает ему помочь
| II фаза
| a создание своеобразного «катарсиса», душевного облегчения, возникающего вследствие того, что человек впервые за длительное время выговаривается по наболевшим проблемам
| III фаза
| a «фаза утешения» – задача специалиста сводится к снятию деструктивного аффективного фона. Клиент должен переоценить свою ситуацию, понять, что она не столь трагична, как ему казалось. Необходимо помочь ему увидеть в сложившейся ситуации нечто положительное, чего он прежде не замечал, и переориентировать внимание клиента на эти аспекты
| IV фаза
| a социальный диагноз – консультант обязан понять, в чем причина проблемы, по поводу которой к нему обратились (диагноз не должен сообщаться клиенту)
| V фаза
| a основываясь на своем диагнозе, консультант старается помочь клиенту самому поставить «диагноз» ситуации, в которую он попал (в этом процессе активны обе стороны, поэтому эту фазу можно назвать фазой исследования)
| VI фаза
| a осознание клиентом имеющихся вариантов поведения и выбор одного из них (все решения человек принимает самостоятельно, только тогда он будет чувствовать себя ответственным за свои поступки и не откажется от принятого решения при первой же трудности)
| VII фаза
| a закрепление мотивации на выполнение принятого решения
|
i Специфическим видом консультативной деятельности является дистантное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяетмногимгражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.
Идея использования телефонной связи для оказания помощи и духовной поддержки отчаявшимся и одиноким людям начала реализовываться на Западе лишь в начале 50-х г. ХХ в.
Таблица 53
|