Принципы организации вмешательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации вмешательства



a принцип психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента  
a принцип соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента  
a принцип оптимистического подхода к возможностям и силам клиента  

Таблица 29

Типовой алгоритм вмешательства

a определе­ние и оценка ситуации (используются поддерживающие средства для снижения тревожности и т.д.)  
a реше­ние конкретных проблем кризисной ситуации (техника прямого, косвенного или опосредованного воз­действия с целью изменения поведе­ния клиента: дис­куссии, методы «по­буждения», «моделирования», репетирования и т.п.)  
a обсуждение достигнутого прогресса, анализ происшед­ших изменений  

 

i Техника оказания помощи зависит от индивидуальных особенностей клиента, социального педагога и от стадий взаимодействия. В течение первой стадии используются поддерживающие средства для снижения тревожности и т.д. На вто­рой стадии техника прямого воз­действия с целью изменения поведе­ния клиента. Могут проводиться дис­куссии, использоваться методы «по­буждения», «моделирования», репетирования. Социальные педагоги часто применяют метод вмешательства на началь­ном этапе работы с клиентом.

В семьях кризисные ситуации возникают, когда один или несколь­ко ее членов нарушают исполнение своей роли. Вмешательство в этом случае включа­ет оценку семейной системы, ее спо­собностей к изменению своих ре­сурсов.

В работе с малыми группами метод вмешательства сочетается с привлечением ресурсов группы и используется как система поддержки в таких ситуаци­ях, как конфликты между супругами, детьми и родителями.

i Типичным случаем вмешательства как технологии деятельности социального педагога является его деятельность по урегулированию конфликтов.

Конфликт – особое состояние субъектов отношений в различных сферах жизни и деятельности, в основе которых лежат столкновения интересов, сопровождаемые напряженностью в отношениях между ними и необходимостью разрешить противоречия в целях их гармонизации (А.С. Белкин).

Конфликты могут обладать как разрушительной, так и созидательной силой. Это зависит от того, насколько эффективно социальный педагог умеет управлять конфликтом «ребенок – родитель», «педагог – учащийся», «группа – ребенок», «педагог – группа», «ребенок – ребенок», «педагог – родитель» и др., переводить его на уровень педагогической ситуации и разрешать таким образом, чтобы способствовать развитию личности, ее успешной социализации.

1-й шаг Анализ конфликтной ситуации: обнаружение участников, объекта, предмета конфликта, источника; анализ причин; анализ мотивов участия в конфликте; определение стадии развития конфликта и фазы (деструктивная, конструктивная), расстановки сил в конфликте; осознание реальной проблемы; определение собственной позиции; характеристика участников конфликта, уровня сплоченности  

u

2-й шаг Постановка цели (что я хочу? – снять напряжение, отсрочить, снять противоречие и т.д.). В зависимости от цели планируются дальнейшие действия  

u

3-й шаг Прогнозирование возможных действий участников конфликта, последствий его развития. В зависимости от этого определяется стратегия собственного поведения социального педагога в конфликте  

u

4-й шаг Реализация выбранной стратегии и тактики, организация обратной связи  

u

5-6-й шаги Контроль, регулирование, рефлексия и коррекция тактических приемов (при необходимости смена стратегии)  

 

Рис. 6. Алгоритм управления конфликтом

(П.А. Шептенко, Г.А. Воронина)

Пример

 

1. Стадия обнаружения, сообщения и сбора информации, действия классного руководителя

u

2. Своевременное письменное информирование родителей о пропусках

u

3. Вместе с классным руководителем посетить семью на дому. Составить акт обследования жилищно-бытовых условий, предупредить родителей об ответственности

u

4. Вызвать родителей в школу для беседы

u

5. Если пропуски продолжаются, завести карту индивидуальной работы, совместно с классным руководителем и психологом наметить план работы сроком на шесть месяцев

u

6. Организовать сопровождение социально-психологической службы. Каждый месяц отслеживать состояние ситуации. Регулярно информировать родителей

u

7. В случае, если прогулы продолжаются, передать материалы в школьную комиссию по профилактике правонарушений учащихся, постановка на внутришкольный учет

u

8. Если ситуация не изменилась, инициировать подготовку материалов на заседании административного Совета с рекомендацией постановки на учет в ПДН

u

9. Подготовка письменного уведомления инспектору отдела мониторинга образования (МО) о необходимости осуществления социального воздействия на семью, уклоняющуюся от воспитания ребенка (зарегистрированную копию оставляет у себя). По истечении месяца и получении письменных ответов из МО и ПДН готовит документы на заседание КДНиЗП

 

Рис. 7. Вариант деятельности социального педагога



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.)