Основные этапы социального проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы социального проектирования



Алгоритм подготовительного этапа проектирования a анализ объекта проектирования: а) что именно проектируется: система, процесс или ситуация; б) стратометрическое построение: обозначение взаимодействий, соотношений, связи слоев, структур, подсистем; a выбор типа проектирования; a теоретическое обеспечение проектирования (поиск информации об опыте деятельности подобных объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими специалистами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека систем и процессов и того или иного решения ситуаций); a методическое обеспечение проектирование (создание инструментария: заготовление схем, образцов документов и т.д.); a пространственно-временное обеспечение проектирования (оптимальное место и время); a материально-техническое обеспечение; a правовое обеспечение проектирования  
Алгоритм основного этапа проектирования a выбор компонента, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство, целенаправлять их и стимулировать развитие (определяется посредством поиска противоречия: следует найти составные части проекта, которые наиболее не соответствуют друг другу, но находятся в причинно-следствен-ной зависимости); a установление связей и зависимостей компонентов; a написание проекта;  
Алгоритм этапа проверки качества проекта a мысленное экспериментирование применения проекта (самопроверка); a экспертная оценка проекта; a корректировка проекта; a принятие решения об использовании проекта  

 

Таблица 21

Правильное и неправильное поведение при формулировке

Целей социального проектирования

Типичные ошибки Правильные действия
aвесь объем задач не разделяется на главные и второстепенные; смещается перспектива деятельности   aзадачи ранжируются на главные и второстепенные; внимание и ресурсы концентрируются на главных задачах  
aпоставленная задача не соответствует необходимому ресурсному обеспечению   aзадача приводится в соответствие с требующимися материальными, организационными, кадровыми ресурсами  
aвитиеватость формулирования задач, что не способствует ее пониманию исполнителями; неоправданное применение морально-эмоциональных оценок, политических деклараций   aформулировка задач должна быть организационно недвусмысленной, понятной для тех, кто отвечает за выполнение задач
aподробные советы и детализированные указания относительно способов выполнения задач, которые могут во многом не соответствовать изменившимся условиям   aопытные исполнители не нуждаются в подробных указаниях и мелочных советах; в связи с непрерывной изменчивостью внешних условий исполнители должны иметь определенную свободу действий  
aигнорируя вопрос о кадрах, которые будут выполнять проект, не определяются лица, руководящие деятельностью и несущие за нее персональную ответственность   aназначаются руководители проекта в целом и отдельных ее этапов, определяется круг исполнителей, которые вовлекаются (или могут быть вовлечены при необходимости) в работу
aне указывается срок исполнения проекта в целом и его этапов   aустанавливается срок или период выполнения задачи, достижения поставленной цели  

Таблица 22

Примерная структура социального проекта

a определение темы, актуальности, цели, задач проекта  
a научно-методическое обоснование проекта  
a ожидаемые результаты проекта  
a механизмы выполнения проекта, исполнители, взаимодействия между ними  
a программа выполнения работ по проекту (описание этапов, сроки выполнения, описание используемых методов и способов решения)  
a ресурсное обеспечение (финансирование) проекта  

Пример

В рамках реализации целевой программы «Семья» коллектив гимназии № 6 г. Воронежа разработал положение о школьном конкурсе проектов сотрудничества семьи и гимназии (предлагается текст, подготовленный инициативной группой для педагогов):

 

Проблема   Конструктивное сотрудничество, взаимопонимание и поддержка педагогов гимназии и родителей гимназистов в новых социокультурных условиях и с учетом концепции, реальностей и специфики гимназической жизни.  
Цель   Разработка и внедрение адресных моделей сотрудничества педагогов гимназии и родителей гимназистов в интересах развития и воспитания личности ребенка.  
Задачи   a привнесение в систему взаимодействия и взаимоотношений педагогов гимназии и родителей гимназистов таких характеристик, как компетентность, значимость, доверие, партнерство, конструктивность, адресность; a формирование «совокупного субъекта» воспитательной системы гимназии: сообщества педагогов, родителей, гимназистов; a закрепление позитивных установок у педагогов и детей в отношении семьи, родительства и позитивных установок у родителей и детей в отношении гимназии, педагогов; a формирование непротиворечивого ценностного пространства взаимодействия педагогов, родителей, детей.  
Участники конкурса проектов   Участниками конкурса проектов могут стать как коллективы классов, цикловые комиссии, органы родительского самоуправления, органы ученического самоуправления, так и временные творческие группы смешанного состава, объединяющие представителей родителей, педагогов, детей, выпускников гимназии. Количественный состав группы не регламентируется.  
Условия конкурса проектов   a конкурс проектов проводится под единым девизом сотрудничества педагогов гимназии и родителей гимназистов, тема индивидуальных проектов может определяться разработчиками самостоятельно с учетом общей темы, цели и задач конкурса; a разработчики сами уточняют профиль проекта, например, модель сотрудничества, модель родительского самоуправления, информационно-обучающая модель, досуговая модель и т.п.; a структура проекта должны включать: а) целевой блок, б) аналитический блок (анализ практики, сложившейся к настоящему моменту, отдельные ведущие идеи), в) описание предлагаемой модели, г) деятельностный блок (что и как нужно сделать, чтобы реализовать предложенную модель), д) ожидаемые результаты, е) участники и предполагаемые сроки; a предлагаемая модель должна отвечать следующим требованиям: а) быть реально осуществимой; б) согласовываться с конкретными условиями данного класса, параллели; в) не противоречить общим установкам и ценностям, принятым в гимназии; г) быть «проверяемой» как в процессе внедрения, так и по результату; д) быть полезной и интересной; е) реализовываться не только силами отдельно взятых педагогов.  
Сроки проведения конкурса проектов   Конкурс проектов проводится в три этапа: 1 этап – объявление конкурса, разъяснительная работа, формирование временных творческих групп, подача заявки, пробные работы, индивидуальные консультации. 2 этап – разработка и графическое оформление модели, проведение необходимой диагностической работы, уточнение ведущих идей и характеристик модели, необходимые обсуждения и консультации, корректировка модели. На этом основная часть конкурса считается завершенной. 3 этап – внедрение моделей (в соответствии с установленными разработчиками сроками).  
Информационная поддержка конкурса   aпо завершении каждого этапа выпуск «Витрины конкурса»; aраспространение необходимых инструктивных материалов силами администрации и председателя экспертной группы; aотражение и обобщение результатов конкурса в публикациях гимназии; aвыставка проектов по окончании второго этапа конкурса, организация работы «добровольной экспертизы».  
Экспертная группа   Экспертная группа конкурса создается и работает под председательством заместителей директора по научно-методической работе и по воспитательной работе. В состав экспертной группы в равных пропорциях включаются представители педагогического коллектива, родителей и детского сообщества (из числа лиц, не принимающих участия в конкурсе), а также общественные эксперты (выпускники, представители общественности).

Таблица 23

Методы проектирования

матрицы идей a на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях  
ассоциации a (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). Виды ассоциаций: а) приспособление (имеющийся опыт решения одной из проблем может использоваться при подготовке проекта решения другой проблемы); б) модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); в) реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта, замена их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных)  
вживание в роль a используется для создания более четкого представления о том, что и каким образом можно реализовать в сложившейся ситуации; основывается на стремлении представить функционирование будущего проектируемого объекта или процесса, что требует тщательного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях  
аналогия a распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях)  
метод мозгового штурма, метод синектики a поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее оптимальные характеристики  

2.4. Технология планирования

i Планирование социально-педагогической деятельности – одна из функций управления; процесс разра­ботки планов, включающий выработку единства действий, опреде­ленные меры (мероприятия), пока­затели, связанные с решением пер­спективных и текущих задач, распределение совокупности необходимых для реализации решений во времени и пространстве, уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Главной проблемой планирования социально-педагогической деятельности была и остается реалистичность, понимае­мая как обоснованность мер (меро­приятий) и их ресурсное обеспече­ние («стартовое» и последующее).

Таблица 24

Принципы планирования

научность – предполагает конкретность основных позиций плана, его реальность, целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий; учет закономерностей развития общества, группы, личности; всесторонний анализ сложившейся тенденции, перспектив и специфики работы социального педагога  
скоординированность (согласованность) – предполагает соотнесение и координацию плана работы социального педагога с планами работы других специалистов, отдельных подразделений учреждения, системы и т.п.  
оптимальность – отбор как содержания, так и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий  
перспективность – построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей  
коллегиальность – использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценки экспертов  
конкретность – четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей  

 

i Этапы разработки плана:

1. Изучение ситуации, определение темы и проблем, отбор актуальных направлений на основе:

а) ознакомления с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

б) изучения литературы по общим основам планирования;

в) изучения научных рекомендаций и нормативно-правовых основ по планируемому вопросу;

г) анализа недостатков плана работы за прошедший период;

д) изучения рекомендаций научной организации труда.

2. Коллективное обсуждение отдельных аспектов плана. Рассмотрение и утверждение проекта плана работы на заседании полномочных органов.

3. Подготовка проекта плана.

 
 
       
   
 

       
   
 
 


Рис. 2. Виды планов

Таблица 25

Примерная структура плана работы

социального педагога образовательного учреждения на год

(специализация – охрана прав детства)

1. Организация работы aвыявление в микрорайоне необучающихся, сирот, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в защите государства, неблагополучных семей (совместно с классными руководителями); aанализ контингента обучающихся в школе, составление списка малообеспеченных семей, неполных, многодетных; aсоставление плана совместной деятельности с подразделениями по делам несовершеннолетних (ПДН) (совместно с заместителем директора по воспитательной работе); aучет детей, состоящих на учете в ПДН и на внутришкольном учете; aорганизация питания в школьной столовой (совместно с заместителем директора по воспитательной работе); aпроведение акции «Защита» с целью выявления детей, нуждающихся в помощи государства; aорганизация и проведение дней здоровья (совместно с преподавателем физкультуры); aвыполнение санитарно-гигиенического режима  
2. Работа с опекунами и подопечными детьми aсоставление плана работы по защите прав опекаемых; aмесячник по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помещении в детские учреждения; aработа по охране имущественных прав несовершеннолетних (с РЭУ), материальное обеспечение детей в опекунских семьях, контакт с отделением социальной защиты населения, оказание материальной помощи нуждающимся семьям в виде бесплатного питания в школьной столовой. Проведение «круглого стола» с опекунами; aсистематический контроль за условиями воспитания опекаемых детей; aорганизация педагогической помощи опекунам в воспитании подопечных индивидуально и в рамках всеобуча; aсоставление контрольных актов обследования жилищно-бытовых условий; aорганизация отчета опекунов о расходовании средств по ст. 409; aсоставление годового отчета в отдел опеки (декабрь); aконтроль организации зимнего отдыха опекаемых детей; aорганизация медицинского осмотра; aпути решения конфликтных ситуаций в опекунских семьях; aпланирование работы в рамках месячника по защите прав несовершеннолетних; aподведение итогов успеваемости детей данной группы, медицинский осмотр  
3. Работа с неблагополучными семьями aучет семей социального риска; aпроведение контрольного обследования для контроля и оказания помощи; aсбор данных на лишение родительских прав, участие в судебных заседаниях; aоформление нуждающихся в интернатные учреждения; aоказание помощи в организации лечения и оздоровительного отдыха  
4. Совместная работа с подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН) и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) aпланирование работы; aпроведение ежемесячных занятий с учащимися во внеучебное время; aконтроль проведения учащимися внеучебного времени; aучет детей, состоящих на учете в ПДН, внутришкольном учете; aучастие в разборе правонарушений в школе; aвыявление детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения, неблагополучных семей; aучастие в заседаниях КДНиЗП; a проведение рейдов «Подросток» (1 раз в месяц); a посещение неблагополучных семей, трудных подростков  
5. Организация профориентационной работы   aпрофориентационные беседы со старшеклассниками; aвыявление профессиональных интересов и наклонностей старшеклассников; aэкскурсии по предприятиям; aтрудоустройство старшеклассников в летнее время  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.021 с.)