Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выравнивание и система смешанного производства
К многостаночному обслуживанию К предавтоматизации Вызов «нуль дефектов» 11.3. К системе канбан 11.4. График внедрения производственной системы Тойоты Глава 12 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ
12.1. Принцип вычитания затрат 12.2. Беззапасность: краеугольный камень устранения потерь 12.3. К потокам операций 12.4. Уменьшение времени переналадки 12.5. Устранение поломок и дефектов 12.6. Введение выравнивания и беззапасного производства 12.7. К совершенному интегрированному поточному производству 12.8. Снижение затрат на труд: второй краеугольный камень устранения потерь 12.9. От механизации к автономизации 12.10. Поддержание и развитие стандартных операций 12.11. К системе канбан Выводы Послесловие
ОБ АВТОРЕ Сигео Синго посвятил всю свою жизнь усовершенствованию производственных процессов. Всех, кто был лично знаком с г-ном Синго, потрясали его работоспособность и уверенность в том, что нет недостижимых целей. Он преодолел многие, казалось бы, неразрешимые проблемы, он не принимал оправданий и утверждений типа: «Это невозможно сделать» или «Это оптимальное решение». Он знал, что существует столько же путей достижения цели, сколько и тропинок, ведущих к вершине горы Фудзи. Если Таити Оно знал, что надо делать, то Синго знал как. Понять масштаб изменений, вводимых Синго, поможет следующий пример. Переналадка 1000-тонного пресса на заводе Toyota занимала 4 часа. После первого этапа работ по оптимизации этот процесс стал занимать полтора часа. В итоге время переналадки удалось сократить до трех минут. Эта работа стала первым шагом к созданию SMED. Разработанный вместе с Таити Оно принцип «точно вовремя» лег в основу производственной системы Тойоты, которая известна во всем мире. Перечислять все награды Сигео Синго не имеет смысла, стоит лишь сказать, что премия, которую называют «Нобелевской премией в производстве», была названа в честь г-на Синго, а книга, которую вы держите в руках, в США называют «библией производства». Карьера: 50 лет в сфере совершенствования производства Период первый: частное предприятие 1924 Во время учебы в технической средней школе Сага прочитал книгу Тосиро Икеды «Секрет исключения усилий, не приносящих выгоды» (The Secret of Eliminating Unprofitable Efforts), которая произвела на него глубокое впечатление. (Считается, что это перевод диссертации Тейлора.)
1930 Окончил технический колледж Яманаси; поступил на работу 1931 Работая техником в цехе литья в Тайпей, наблюдал за действи Читал отчеты об упрощении операций на предприятиях японских железных дорог и понял необходимость рационализации менеджмента предприятия. Прочитал книгу Тейлора «Принципы научного менеджмента» (The Principles of Scientific Management), которая произвела на него большое впечатление. Принял решение посвятить жизнь изучению и претворению на практике принципов научного менеджмента. Прочитал много книг, включая работы Ёити Уэно и учебники, публикуемые Японской промышленной ассоциацией. 1937 С 1 сентября посещал Первый перспективный курс для промышленных инженеров, спонсируемый Японской промышленной ассоциацией. Тщательно изучил концепцию «подвижного ума» Кенъити Хорикоме. 1943 Переведен на Завод Amano (г. Иокогама) по приказу Министерства вооружений. В качестве начальника производственного отдела применял принцип потока на производстве глубинных механизмов торпед «воздух-вода», производительность выросла на 100%. Период второй: Японская ассоциация промышленного менеджмента 1945 По приказу Министерства вооружений переведен на завод Ishii После окончания войны назначен на завод Yasui Kogyo (Kita Kyushu). В апреле 1946 г. переехал в Таканабе-то в префектуре Миядзаки. Будучи в Токио, посещает г-на Исаму Фукуда в Японской ассоциации менеджмента, где был представлен председателю совета директоров г-ну Морикава. Его попросили участвовать в исследованиях на заводе фирмы Hitachi, Ltd. по производству автомобилей в г. Касадо. Впоследствии поступил на службу в Японскую ассоциацию менеджмента. 1946 Во время анализа одного из процессов на заводе Hitachi при
Изобрел метод классификации схожих операций путем подсчета числа невмешательств во время изучения компоновки на деревообрабатывающем заводе Hitachi, Ltd. 1948 Объяснил «действительную природу умения» в работе «Исследование производства банок на Ресо» (A Study of «Peco» Can Operation) на заводе фирмы Toyo Steel в Ситамацу. В 1948-1954 гг. руководил курсами производственных технологий. На курсе по производственным технологиям на фирме Hitachi, Ltd. (завод Fujita) заинтересовался вопросами компоновки производственных площадей. 1950 Усовершенствовал и внедрил метод определения компоновки оборудования, основанный на коэффициенте легкости транспортировки на медеплавильном заводе Furukawa Electric в г. Ник-ко. Анализировал работу пресса на фирме Toyo Kogyo и пришел к мысли, что процесс переналадки состоит из «внутренних» и «внешних» операций. Это стало первой стадией создания системы SMED. 1954 Морита Масанобу из фирмы Toyota Motor участвовал в курсах 1955 Наблюдал за различными операциями на оборудовании в ходе 1956 С 1956-го по 1958 г. возглавлял трехгодичный проект исследо 1957 Для повышения эффективности механической обработки де Период третий: Институт совершенствования менеджмента (Япония) 1959 Вышел из Японской ассоциации менеджмента и основал Ин 1960 Ввел «систему последовательного контроля» с целью снижения
1964 Фирма Matsushita Electric считала, что недопустим даже самый 1965 Меры «по защите от дурака», предпринятые на Toyota Motor 1966 Работа в качестве бизнес-консультанта на различных фирмах
1969Усовершенствовал процесс переналадки 1000-тонного пресса 1970Награжден медалью «Золотая Лента» за вклад в оптимизацию Период четвертый: Институт совершенствования менеджмента (распространение за рубеж) 1971 Посетил европейские машиностроительные предприятия. предприятия. 1974 Читал лекции по SMED в DaimlerBenz, в ассоциациях промыш В ходе этого визита наблюдал методы кокильного литья в вакууме на фирмах DaimlerBenz в Западной Германии и Bueh-ler в Швейцарии. 1975 Развивал концепцию «ноль дефектов» на заводе стиральных Работал над совершенствованием технологических процессов, основанных на фундаментальных подходах, включая высокоскоростное нанесение гальванического покрытия, моментальную сушку и исключение разметки. 1976Консультировал и читал лекции в Европе и США, широко про 1977Рассматривал систему канбан фирмы Toyota как систему рабо 1978Посетил американскую корпорацию Federal-Mogul с целью кон Значительным успехом пользовался предлагаемый к продаже Японской ассоциацией менеджмента комплект аудиовизуальных слайдов по SMED и предавтоматизации. 1979 Большой успех имели продаваемые Японской ассоциацией ме Снова посетил фирму Federal-Mogul для продолжения консультаций по SMED. Опубликован сборник результатов внедрения идей г-на Синго. 1981 Посетил французские автомобилестроительные фирмы Peugeot Посетил Австралию для наблюдения за производством на фирмах Toyota (Австралия) и Borg-Warner.
1982 Посетил заводы Peugeot и Citroen во Франции, с удовлетворе Читал лекции в Мюнхене на тему «Производственная система Toyota — исследование с точки зрения промышленной технологии». Читал лекции в университете Chalmers в Швеции. Читал лекции в Чикагском университете. Предисловие к японскому изданию Несмотря на медленный рост экономики Японии после нефтяного кризиса 1974 года, достижения компании Toyota Motor — «японской промышленной компании № 1» — приковывали широкое внимание и вызывали восхищение промышленных предприятий и объединений. Принято считать, что тайна успеха компании Toyota заключается в ее «производственной системе» и применяемом методе Большинство этих книг написано журналистами, специализирующимися в экономике, поэтому материал в них обычно подается не с технической точки зрения. Я был обеспокоен тем, что подобное изложение может ввести читателей в заблуждение; к счастью, г-ном Тайити Оно, в то время вице-президентом по производству компании Toyota, были опубликованы две книги по данному предмету: «Производственная система Тойоты»* (Toyota seisan hoshiki) и «Управление на рабочем месте» (Nihon Noritsu Kyokai). В предисловии к книге «Производственная система Тойоты» г-н Оно выразил надежду, что его книга позволит многим людям правильно понять производственную систему Тойоты и осуществить успешное ее внедрение на собственных предприятиях. В то же время он признал, что из-за того, что основной акцент в ней сделан на общей концепции, другим производителям, скорее всего, удастся воспользоваться лишь некоторыми примерами. После прочтения книги я должен согласиться с ним. Вторая книга г-на Оно «Управление на рабочем месте» в целом написана хорошо. Она основана на знании и практическом опыте, накопленном в течение его длительной работы в компании Toyota. Однако в книге дается только описание методов, используемых в производственной системе Тойоты, а не их глубокий анализ. Начиная с 1955 года я проводил в компании Toyota так называемые «семинары по технологии производства», к июлю 1980 года через 78 таких семинаров прошли более 3 тысяч работников. Кроме того, у меня установились долгие и прочные отношения с компанией Toyota Motor в сфере консультирования завода по вопросам улучшения его деятельности. Консультантам в сфере менеджмента не позволено раскрывать конфиденциальную информацию о компании. Однако многие отрасли промышленности Японии страстно хотят изучать производственную систему Тойоты, поскольку воспринимают ее как превосходную систему. Вот почему столь важно обеспечить желающих достоверной и всесторонней информацией. Книги «Управление на рабочем месте» и «Производственная система Тойоты» были изданы для удовлетворения этих потребностей. В результате, основываясь на опубликованных материалах, я смог открыто провести детальное изучение производства компании Toyota.
Вполне естественно для других японских компаний — пытаться освоить производственную систему Тойоты. Однако у меня вызывает опасение, что опора на поверхностное описание приведет к различным злоупотреблениям системой или слепому копированию ее отдельных элементов. Только детальное изучение предмета способно предотвратить случайности и гарантировать, что читатель в полной мере усвоит, какие условия являются необходимыми для успешного функционирования системы. Мое изложение поможет: • объяснить философию производственной системы Тойоты; • обеспечить, если в этом возникнет потребность, дополнительной информацией; • критически взглянуть при необходимости на слабости и всесторонне раскрыть возможности системы; • выдвинуть на первый план основополагающие аспекты системы. Большинство существующих публикаций заполнено радужными описаниями производственной системы и метода «канбан», используемого в компании. При этом отсутствует стремление выявить истинную сущность применяемых принципов. В своей книге я планирую показать предмет так, чтобы подчеркнуть прежде всего самобытные особенности системы. Чтение книги г-на Оно «Производственная система Тойоты» показало мне, что она написана на специфическом языке компании Toyota. Терминология книги понятна работникам компании, но те отрывочные объяснения, которые даются в тексте для широкой публики, совершенно недостаточны и могут привести к недоразумениям. Я остановлюсь на нескольких примерах. Потери из-за перепроизводства. «Нам необходимо 1000 деталей, но, исходя из предположения, что некоторые из них могут оказаться с дефектами, мы изготовили 1200. Однако фактически понадобилось лишь 1080. Это создало излишек в 120 деталей». В производственной системе Тойоты перепроизводство рассматривается как нечто нежелательное, его расценивают как зло и стараются свести к минимуму. В ответ на заключение: «У вас имеется большой запас, вероятно, он связан с перепроизводством» — я могу услышать: «Нет, это не перепроизводство. Мы используем эту продукцию в течение следующего месяца». Или, когда я спрашиваю: «Если вы закончите производство не к 20-му, а к 15 марта, как это следует оценить?», обычно отвечают: «Это хорошо». Если же я спрашиваю, почему это «хорошо», поясняют: «Это намного лучше, чем опоздать с поставкой». В производственной системе Тойоты вопросы перепроизводства даже не обсуждаются. Приведенные выше ответы наглядно демонстрируют отношение людей, не понимающих теории Т. Оно. Важно твердо усвоить излагаемую им точку зрения; иначе трудно осознать то, что производственная система Тойоты основывается на утверждении «потери из-за перепроизводства являются на 100 % вопросом раннего производства». Приемлемость снижения норм загрузки оборудования. Нигде в производственной системе Тойоты не говорится о необходимости повысить нормы загрузки оборудования; вместо этого утверждается, что станки должны быть готовы работать в условиях возросшего спроса. Данное утверждение существенно отличается от традиционной концепции эффективного использования оборудования. В системе Тойоты акцент делается на многостаночное обслуживание, когда оператор работает на нескольких станках. Какую из указанных ниже альтернатив предпочтет Toyota? • После выполнения необходимых операций станок прекращает • При уменьшении количества станков, обслуживаемых одним Компания Toyota в большинстве случаев выберет первый подход, при котором допускается снижение эффективности механической операции, а недостаток — избыточное время ожидания оператора — легко устраняется. Чем же оправдывается этот выбор? Логика компании Toyota основывается на следующем: станки и оборудование в процессе использования постепенно амортизируются до нуля, в то время как рабочим нужно платить всегда, как правило, по возрастающей. Если сравнить соответствующие почасовые затраты, то отношение затрат на рабочих к затратам на станки будет 5:1. Таким образом, производственная система Тойоты основную экономическую задачу видит в следующем: вместо того чтобы чрезмерно заботиться об эффективности использования станков, необходимо проводить улучшения в той области, где можно добиться самого значительного сокращения затрат. Визуальное управление. Производственная система Тойоты подчеркивает важность визуального управления. Посещая заводы компании, я всегда удивлялся количеству визуальных средств управления типа «канбан» и «андон» (световые щиты управления). Многие полагают, что особенность производственной системы Тойоты — визуальное управление. Поэтому некоторые заводы переняли эту систему, единственная функция которой — оперативно сообщать о возникновении анормальности в ходе процесса. Очевидно, что оперативная информация лучше, чем запоздалая или вообще ее отсутствие. Все же имеется кое-что более важное, чем информирование, — это решение, какое действие следует предпринять при обнаружении анормальностей. Согласно объяснению Т. Оно, сделанному в книге «Производственная система Тойоты», важно предотвратить повторение ошибки. Это незамысловатое утверждение очень важно: если вы страдаете от аппендицита, холодной грелки для временного облегчения боли будет недостаточно; аппендикс следует удалить хирургическим путем, чтобы болезнь не заставила вас страдать снова. Применительно к производству это означает необходимость принятия решительных действий при возникновении неправильных ситуаций. Вы должны быстро остановить поточную линию или станок и не производить повторного запуска до тех пор, пока причина анормальности не будет устранена. Я был на нескольких заводах, где использовалось визуальное управление, хотя концепция его не была полностью усвоена. Максимальных выгод визуального управления такие компании не достигают. Необходимо четкое понимание основных принципов производственной системы Тойоты, если мы хотим применять их правильно. Также опасно внедрять систему, поверхностно копируя методы. Неудача —- это наиболее вероятный исход подобного внедрения. Вот почему я счел своим долгом сделать это предостережение. Одно из моих беспокойств после прочтения нескольких книг, касающихся производственной системы Тойоты, вызвано тем, что авторы часто выделяют те или иные принципы и методы, снабжают детальными характеристиками, но трактовка их имеет скорее анекдотическую, чем систематическую форму. Например, постоянно подчеркивается важность принципа «точно вовремя» (just-in-time), но при этом не говорится, что должно быть сделано для его внедрения. После многократного прочтения подобных книг вы, возможно, сумеете уловить общую идею, но получить прямое указание, какие требования для ее реализации необходимо выполнить, вам не удастся. Что касается автономизации — другого основного принципа производственной системы Тойоты, — то в этих книгах часто не содержится конкретных объяснений ее основы, за исключением описаний типа «автоматизация с использованием самоотключающихся устройств» или «станки с элементами человеческого интеллекта». Выравнивание — еще одна концепция, которая обычно не растолковывается в достаточной степени. Авторы этих книг, как правило, ограничиваются констатацией, что, «если изделия, собираемые на сборочной линии, неоднородны, могут возникать различные проблемы в процессах производства комплектующих деталей или на заводах субподрядчика». Никакого объяснения того, как достичь выравнивания производства, вообще не приводится. Такое освещение предмета, я думаю, является неадекватным. Для успешного внедрения производственной системы Тойоты вы должны правильно понимать основные идеи, а уже затем систематически использовать ее принципы, применять методы и реализовывать практические навыки; иначе, я боюсь, вас подстерегают серьезные ошибки, которые, вероятнее всего, приведут к неудаче, даже если вы ясно понимаете сущность отдельных методов. Любой, кто тщательно анализирует производственную систему Тойоты, приходит к следующему заключению: наиболее важно сокращать время переналадки оборудования с помощью системы SMED (Single-Minute Exchange of Die) — «одноминутной замены штампов». Именно поэтому мы можем говорить, что система SMED — обязательное условие (sine qua поп) производственной системы компании Toyota. Читателю, вероятно, будет интересно узнать, что становление и развитие системы SMED происходило в три стадии. Стадия 1 В 1950 году мы проанализировали, как используется 800-тонный пресс на заводе Тбуб Kogyo. Уйма ценного времени была потрачена на поиски болта для зажима штампа к прессу. Это помогло мне понять, что процесс наладки при замене штампа должен быть разделен на две различные группы действий: • внутренняя наладка — процедуры, которые могут быть выполнены только при остановленном станке; • внешняя наладка — процедуры, которые могут быть выполнены во время работы станка. Стадия 2 В 1957 году на верфях компании Mitsubishi Heavy Industries в Хиросиме станины машин обрабатывались на большом одноколонном продольно-строгальном станке. Нашей задачей было увеличение производительности обработки, поскольку переналадка станка происходила слишком долго. После анализа проблемы мы решили добавить к станку второй рабочий стол. Пока одна станина обрабатывалась на станке, следующая станина подготавливалась на дополнительном рабочем столе. Когда обработка на станке заканчивалась, дополнительный стол со следующей заготовкой устанавливался на станок. Таким образом удалось повысить эффективность использования станка. Директор предприятия был очень доволен нашим предложением. Ретроспективно можно сказать, что мы заменили внутреннюю настройку внешней. Если бы я сумел взглянуть на это усовершенствование с концептуальной точки зрения, я бы мог предложить систему SMED тринадцатью годами ранее. Весьма сожалею об этом. Стадия 3 В 1970 году замена штампа на 1000-тонном прессе занимала в общей сложности четыре часа. После получения информации, что на заводе Volkswagen в Западной Германии на замену аналогичного штампа затрачивается обычно два часа, начальник отдела потребовал, чтобы мы уменьшили время переналадки до такого же значе- ния. Нам пришлось упорно трудиться, но шестью месяцами позже время переналадки было снижено до полутора часов. Сокращение стало возможным за счет: • разделения операций наладки на внутренние и внешние; • улучшения приемов и методов внутренней и внешней наладки. Через три месяца начальник отдела вновь пригласил меня для беседы о дальнейшем улучшении процесса установки штампа. Руководство предприятия предложило ему уменьшить время наладки пресса до трех минут! Сначала я подумал, что это невозможно — мы потратили так много времени и сил, чтобы сократить время наладки с четырех до полутора часов. Но затем меня озарило: почему бы полностью не преобразовать внутреннюю наладку во внешнюю? Я тут же записал на доске восемь методов, которые позволят произвести одноминутную замену штампа. После чего я объяснил г-ну Сугиуре, менеджеру, г-ну Икебути, супервайзеру, и г-ну Ота, мастеру, каким образом мы могли бы достичь поставленной цели, используя систему SMED. Сегодня я убежден, что, работая в компании Mitsubishi, каждый день обретая все новый и новый практический опыт, я смутно ощущал в недрах своего сознания присутствие некой скрытой идеи. Она воплотилась в эту революционную систему благодаря моему неподдельному интересу к вопросу установки штампа — интересу, порожденному вдохновением и постоянными требованиями улучшения, исходящими от г-на Т. Оно, в то время исполнительного директора компании Toyota. Книга «Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства» привела меня к следующим заключениям: • устранение затрат перепроизводства не может быть достигнуто без SMED; • сокращение времени производственного цикла требует производства небольшими партиями (система SMED для этого также подходит); • система SMED должна применяться, если мы хотим быть способными реагировать на изменения потребительского спроса. По-видимому, г-н Оно понял, что существует непосредственная связь между основными аспектами производственной системы Тойоты и системой SMED. Это было как раз то, что вело его к созданию идеальной производственной системы, к убежденности, что необходимы решительные сокращения времени. Эта убежденность и побудила его настаивать на поиске путей, позволяющих добиться трехминутной замены штампов. К счастью, его требование и моя скрытая идея вместе с моим горячим интересом к сокращениям настройки и установки своевременно объединились. Именно это уникальное стечение обстоятельств, я убежден, сделало возможным изобретение системы SMED. Поэтому мне хотелось бы выразить искреннюю благодарность и глубочайшее уважение г-ну Оно как вдохновителю и руководителю создания системы SMED. Многие промышленные отрасли Японии уже внедрили или внедряют производственную систему Тойоты и систему SMED для получения существенной выгоды. Корпорация Federal-Mogul Corporation в США и Н. Weidmann в Швейцарии успешно используют эти системы. Я полагаю, что концепция системы SMED в ближайшем будущем распространится по всему миру. Некоторые люди полагают, что для освоения новой системы требуется только «знать, как» (know-how) добиться успеха. Однако если вы хотите преуспеть, вам необходимо «знать, почему» (know-why). «Ноу-хау» (know-how), безусловно, облегчит внедрение системы, но не поможет решить проблем, возникающих при изменении условий. Используя «ноу-уай» (know- why), вы будете понимать целесообразность того или иного действия и, следовательно, сможете справляться с изменяющимися ситуациями. Таким образом, если вы освоите лишь «знания, как» относительно производственной системы Тойоты, то не сможете эффективно применять ее в вашей производственной деятельности, которая, вполне вероятно, существенно отличается от условий компании Toyota. Следовательно, несмотря на то, что Toyota извлекает пользу из данной системы, вы можете получить отрицательные результаты. Вот почему необходимо стремиться к глубокому пониманию производственной системы Тойоты. Отнеситесь с осторожностью к большинству ранних публикаций по обсуждаемому вопросу, так как во многих из них концепции и методы рассматриваются изолированно, без видимой координации. Например, в некоторых из публикаций описываются производственная система компании Toyota и семь типов потерь, связанных с перепроизводством, хранением, запаздыванием и т.д. Они очевидны, и каждый поймет их. Сами по себе затраты на хранение могут быть признаны одним из видов потерь. С другой стороны, существует множество людей, рассматривающих избыточный запас как явление вполне нормальное, поскольку он позволяет быстро удовлетворять неожиданно появляющиеся заказы. Проблема состоит в том, как преодолеть это противоречие. Решение данной проблемы требует определенных методов, таких, как решительное сокращение производственного цикла, использование небольших партий серийного производства и системы SMED. Эта книга написана производственным инженером и основывается на детальном изучении метода производства компании Toyota. Поэтому она может отличаться от книги, написанной создателем системы г-ном Т. Оно. Если производственную систему Тойоты рассматривать как обычную систему управления производством, она, в сущности, не будет отличаться от других систем управления производством. Однако система Тойоты, как я подчеркиваю на своих семинарах, — это определенный способ мышления, касающийся вопросов управления производством и основанный на фундаментальных принципах улучшения предприятия. Эта концепция как ведущая преподносилась инженерам компании Toyota на многих семинарах, которые я проводил начиная с 1965 года. Следовательно, мои концепции и производственная система Тойоты имеют много общего. Вполне естественно, на мои размышления значительно повлияли методы производства компании. Я полагаю, что принципиальная и уникальная особенность производственной системы Тойоты состоит в следующем: чтобы устранить запасы (предварительно оценив потери от этого), необходимо глубоко исследовать и улучшить различные факторы. Неустанные усилия должны быть направлены на сокращение затрат на рабочую силу. Полное устранение потерь — главенствующий принцип системы Тойоты, но если не воспринята адекватно основа, правильное понимание целого невозможно. (Более подробно я излагал концепцию устранения потерь в своей книге Systematic Thinking for Production Improvement — a Scientific Thinking Mechanism for Improve-" ment, изданной издательством Nikkan Kogyo Shimbun.) Самая большая проблема, которую я обнаружил при изучении производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства, состоит в том, что она рассматривается как синоним метода «канбан». Тайити Оно пишет: • производственная система Тойоты — это система производства; • метод «канбан» — способ ее организации. В ряде публикаций наблюдается путаница в этом вопросе, возникшая из-за утверждения, что «канбан» является сущностью производственной системы Тойоты. Еще раз повторим: производственная система Тойоты — это система производства, а «канбан» — средство для ее организации. Поверхностный анализ производственной системы Тойоты концентрирует внимание прежде всего на методе «канбан» из-за его уникальных признаков. Следовательно, по заключению многих, производственная система Тойоты эквивалентна методу «канбан». Для того чтобы подчеркнуть отличия, выделим следующие признаки этого метода: • он применяется только к производству, которое является по • уровень общих запасов контролируется с помощью количества карточек «канбан»; • метод «канбан» — это упрощенная конторская система. Метод «канбан» должен быть принят только после того, как сама производственная система будет рационализирована. Именно поэтому в данной книге неоднократно подчеркивается факт, что производственная система Тойоты и метод «канбан» являются отдельными объектами. Моя книга Fundamental Approaches to Plant Improvement («Фундаментальные подходы к улучшению предприятия»), выпущенная издательством Nikkan Kogyo Shimbun в 1976 году, сосредоточена на основных подходах к улучшению деятельности предприятия и управлению производством. Я полагаю, что она очень полезна для формирования ясного понимания различий между фундаментальной системой управления и производственной системой Тойоты. Мне бы хотелось выделить некоторые особенности, обусловливающие это различие: • компании Toyota Motor потребовалось двадцать лет, чтобы полностью внедрить производственную систему, поэтому другим • при внедрении метода «канбан» успешные результаты можно Позвольте добавить, что 90 % превосходных результатов, полученных компанией Toyota, связаны непосредственно с производст- венной системой и только 10 % — с методом «канбан», что является наглядной демонстрацией превосходящей важности производственной системы Тойоты. При написании данной книги я использовал и ссылался на книгу г-на Оно «Производственная система Тойоты». Мне хотелось бы выразить свое уважение и высокую оценку г-ну Оно; в то же самое время я хочу просить его о понимании и одобрении тех критических комментариев и мнений, которые я сформулировал после детального изучения предмета. Я построил содержание книги вокруг производственной системы Тойоты как объединенной системы. Однако в нескольких главах я повторил некоторые объяснения, чтобы читатель мог полностью разобраться в изложенном тексте. В заключение мне хотелось бы выразить благодарность за вклад, помощь и сотрудничество, предоставленные многими людьми, особенно г-ну Морита, редактору издательства Plant Management, и г-ну Хасимото, редактору данной книги. Сигео Синго Предисловие к первому английскому изданию Экономика Японии перенесла нефтяной кризис 1970-х годов без серьезного ущерба — вероятно, на удивление другим странам. Этот успех приписывают прежде всего высокой японской производительности. Многие западные специалисты побывали на японских заводах и внедрили почерпнутые там приемы менеджмента. Центром внимания стали кружки качества и уникальная производственная система Тойоты. Действия человека стимулируются желанием работать и методами работы. Именно поэтому, я думаю, успех японцев правильнее рассматривать в контексте уникальной ситуации с менеджментом труда, учитывая, в частности:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.104 с.) |