Элементы и структура общественной психологи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы и структура общественной психологи.



62. Ниже дана схема общественного мнения, которую при известных оговорках можно трактовать как схему общественной психологии. Попытайтесь проиллюстрировать и восполнить некоторые недостающие компоненты общественного мнения.

 

63. Что общего у таких компонентов общественной психологии, как а) сплетня, 6) слухи, в) мода?

64. Некоторые компоненты общественного сознания обладают противоположными свойствами, как, например, традиции и мода.

- Перечислите другие пары явлений общественной психологии, обладающие противоположными свойствами.

65. Каково отношение между объемами понятий:

а) "психологический климат", б) "духовная атмосфера"?

Рис. 1. Рис.2. Рис. 3.

Рис. 4. Рис.5.

66. Вместо точек поставьте выражение "психологический климат" или "духовная атмосфера".

1) "...или преобладающее в тот или иной период времени настроение группы, может быть самым различным".

2) "В отличие от понятия... понятие...обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь устойчивые черты этой…".

3) "Таким образом, под...подразумевается преобладающая и относительно устойчивая... коллектива, проявляющаяся как в стиле и тоне отношений людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу".

67. Общественная психология характеризуется мерой своей целостности, тем, насколько устойчиво настроение, выполняющее системообразующую функцию, напряженностью этого настроения.

Свойство целостности, устойчивость, напряженность - все это важные параметры общественной психологии.

- Продолжите их перечень.

68. Дано:

Я. Явления общественной психологии: а) паника, б) привычка.

П. Параметры компонентов общественного сознания: а) устойчивый - неустойчивый, б) большой - небольшой, в) напряженный - ненапряженный, г) постоянной силы - непостоянной силы, д) выполняющий регулятивную функцию.

- Значениями, каких параметров характеризуется каждое названных явлений?

69. Такие термины, как "(не) - сознательность", "коллективизм" "индивидуализм" относят к отдельным социальным группам и людям. Однако этими словами начали характеризовать и отдельные типы общественной психологии.

- Насколько оправдано такое употребление этих терминов. Дайте обоснованный ответ.

70. Отдельные психологические климаты весьма отличаются друг от друга по силе и характеру напряжения, в котором они держат своих носителей. Отсюда мы имеем: а) переменные и б) постоянные психологические климаты. В переменных психологических климатах колебания в изменениях могут быть равномерными или неравномерными, быстрыми или медленными и т.д. Постоянные психологические климаты по силе напряжения могут быть разделены на а) психологические климаты со слабым напряжением, б) с напряжением средней силы и в) сильным напряжением.

- На основании этого текста сформулируйте задачу и решите ее.

71. Общественное сознание — сложное образование, включающее разнообразные компоненты. Отдельные из них не в равной степени релевантны системообразующему настроению и не в равной мере согласуются друг с другом.

- Отсюда вопрос: как же определить меру целостности данной общественной психологии? Как функционирование общественного сознания зависит от тех или иных характеристик ее целостности?

72. Что касается побудительной силы коллективных групповых настроений, то они обладают способностью прогрессивно, непосредственно и очень оперативно усиливать чувства составляющих группу индивидов и на этой основе многократно увеличивать их энергию.

- Проиллюстрируйте действие этой закономерности и по возможности объясните ее действие.

73. Допустим, что в двух социальных группах при формировании общественного мнения исходили из противоположных принципов: гласности (а), отсутствия гласности (а), оперативности (b), отсутствия оперативности (Б), верности информации, предназначенной для формирования общественного мнения (с), ложности соответствующей Информации (с).

Все возможные комбинации букв а, b, с и их отрицаний можно представить в виде таблицы.

Таблица 6.

  x y z
    a Б c
    a Б c
    a b c
    a b c
    a Б c
    a Б c
    a b c
    a b c
         

- Найдите интерпретацию для каждой строки таблицы.

- Укажите на социальные последствия, которые вытекают из каждого типа формирования общественного мнения.

Определение идеологии

74. Разбейте на родственные группы приведенные ниже определения идеологии:

1) Идеология - это система оценивания социальных фактов с точки зрения определенного общественного слоя, социальной организации или этнической группы.

2) Идеологию можно определить как относительно систематизированное множество взглядов, характерной чертой которого является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы и в состав которого входят идеи, описывающие действительность, и вытекающие из этих идей правила поведения.

3) Идеология - это духовная структура социальной группы.

4) Идеология- это система норм, стереотипов и программ социального поведения некоторой группы.

5) Идеология - система принципов социального поведения.

6) Идеология - это вся духовная структура эпохи.

75. Дайте развернутую характеристику каждой группы определений, выделенной в результате выполнения предыдущего упражнения.

76. Американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон сконцентрировали свое внимание на социологическом анализе систем идей в обществе и показали теоретически и эмпирически, что системы идей, включая науку, являются функционально независимыми составными частями общества и независимыми от других функциональных элементов, таких, как экономические и политические структуры.

- Какую идеологическую функцию выполняют подобные идеи?

- Дайте оценку позиции американских социологов с точки зрения основного вопроса философии.

77. Общественное сознание объективируется в общественных ношениях: наглядным примером этого служат идеологические отношения. Политические, нравственные и иные идеологические отношений позволяют судить и о реализующихся в них идеях и взглядах. Другими словами, по структуре общественных отношений мы можем в известной мере судить и о структуре общественного сознания.

- Прокомментируйте указанное положение. Определите, как соотносятся базис общества, идеология и соответствующие ей идеологические отношения.

78. Автор подчеркивал, что "в исследовании любой идеологической формы основным должен быть такой вопрос: кого, т.е. какие элементы общества и в каких отношениях она организует? Только выяснив этот вопрос, можно понять возникновение, развитие, преобразование изучаемой идеологической формы и научно предвидеть ее судьбу".

- Критически оцените это рассуждение.

Функции идеологии

79. Ниже перечислены некоторые функции идеологии. Требуется продолжить этот перечень.

1) Идеология является формой передачи опыта некоторого класса или социальной группы.

2) Она закрепляет групповые связи.

3) Она упорядочивает индивидуальное и коллективное поведение.

80. Социологи получают разнообразную информацию о жизни общества, в том числе и горькую правду для господствующих групп и социальных слоев.

- Заинтересованы ли последние в получении подобной информации? Продолжите спор двух авторов.

1) "Клиент сам заинтересован в истине, ибо истина всегда полезна для тех, кто стоит у власти, независимо от того, хотят ли они делить эту истину с управляемыми".

2) Люди, стоящие у власти, не просто техники, озабоченные лишь поиском эффективных средств для реализации своих целей; это политики, связанные с определенными морально окрашенными принципами и символами и заинтересованные, как и все прочие люди. в продолжении своего самоуважения. Истины, несовместимые с их собственным представлением о себе, оказывают деморализующее воздействие и поэтому никоим образом не являются "полезными" для них. Понимание того, что противоречит их интересам, ослабило бы сопротивляемость, и они всячески противятся такому знанию.

81. Французский католический социолог А. Шамбр пишет: "...Идеология выступает как совокупность иллюзий, мистификаций, ложных представлений, которые люди составляют о самих себе: более или менее сознательная, более или менее иллюзорная маскировка подлинной природы ситуации".

- Выражает ли данное определение:

а) сущность современной идеологии?

б) природу гуманистической идеологии?

82. Немецкий социолог К. Мангейм: "При разоблачении идеологий мы стремимся вынести на свет бессознательный процесс не для того чтобы морально уничтожить лиц, высказывающих определенные утверждения, но для того, чтобы разрушить общественную действительность... идей посредством разоблачения функции, которую они выполняют".

- Какую социальную функцию идеологии подразумевает К. Мангейм?

83. Основой идеологического процесса в социально-антогонистическом обществе являются интересы классов, вытекающие из их положения в обществе и условий жизни: непосредственной задачей - духовное выражение, обоснование и оправдание этих интересов, а вовсе не познание истины.

- Прокомментируйте данное положение с учетом социального и познавательного аспекта идеологии.

84. В ходе семинарского занятия, на котором анализировалась структура идеологии, один из студентов сказал, что в философской литературе имеется точка зрения, согласно которой под идеологией в широком смысле понимается общественное сознание в целом.

Ему возразил другой студент. Он подчеркнул, что отождествлять эти два духовных образования нет оснований, так как идеология входит в структуру общественного сознания в качестве его классовой стороны. В спор включился третий товарищ, который обратил внимание на то, что отождествление общественного сознания с идеологией влечет за собой необходимость считать все конкретные науки "идеологическими", а, это явно ошибочно.

- Выразите свою позицию в этом споре. Найдите, дополнив тельные аргументы в пользу той или другой спорящей стороны.

85. "Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений".

- О каком элементе структуры общественного сознания ведет речь К. Маркс? Вытекает ли из этого вывод о взаимодействии структурных элементов сознания?

86. В принципе раскрыть структуру общественного сознания можно лишь через анализ системы общественных отношений и потребностей, вызвавших к жизни данные отношения, а следовательно, и соответствующих идей, взглядов, чувств, с помощью которых реализуются общественные отношения. Поскольку в разные исторические эпохи общественные отношения существенно изменяются, то и структура общественного сознания претерпевает от эпохи к эпохе серьезные преобразования.

- В связи со сказанным определите существенные различия между структурами различных идеологий.

87. Зависимость от сознания выражается в том, что идеологические отношения... возникают только после того, как людьми осознается, под влиянием материальных потребностей, необходимость их создания... Эти отношения строятся людьми в соответствии с определенными идеями, и при этом настолько, что являются результатом их практического воплощения.

- Можно ли на том основании, что формирование идеологических отношений связано с сознанием, сделать вывод об их порождении общественным сознанием? Аргументируйте свой ответ.

88. Ф. Энгельс, говоря о влиянии материальной экономической основы на философию, указывал: "Экономика здесь ничего не создает заново, но она определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного материала, но даже и это она производит по большей части косвенным образом, между тем как важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения".

- На основании данного положения Ф. Энгельса обоснуйте вывод о разнопорядковой связи идеологических образований с общественным базисом.

89. Не только мораль и правовое сознание, но и политика, религия. искусство и философия выполняют функцию регулятора общественной жизни.

- Каково отличие между этими формами общественного сознания с точки зрения выполняемой ими регулятивной функции?

90. "Когда исчезнет потребность в религии? Когда человек почувствует себя господином природы и своих собственных общественный отношений?".

- Достаточно ли наличия названных условий для отмирания религии? Попытайтесь обосновать свою мысль.

Формы идеологии

91. В любой человеческой деятельности всегда присутствует

нравственный аспект, обусловленный тем, что она совершается в обществе, в непосредственном общении с другими или опосредована многообразными связями с обществом... Нравственность есть сторона поведения и потому входит в понятие общественного бытия...

"Обоснуйте вашу позицию по данному вопросу, учитывая качественное отличие материальных отношений от идеологических.

92. Важной составной частью политического сознания является правосознание - совокупность взглядов, выражающих отношение данного класса к существующему праву, а также обоснование установленных им или предполагаемых юридических порядков.

- Разделяете ли вы эту точку зрения? Сформулируйте свой ответ.

93. Генерал Мольтке утверждал, что вечный мир есть мечта и даже

далеко не прекрасная. Война является одним из элементов общественного порядка, установленного богом. В ней проявляются благороднейшие доблести мужчин. Без войны мир выродился бы и исчез в трясине материализма.

- Дайте научный анализ подобных взглядов по вопросу войне и мире.

94. Что общего и каковы различия между правовой идеологией и моралью с точки зрения выполняемых или регулятивных функций?

95. На семинарском занятии возникла дискуссия по вопросу о том, следует ли считать скульптуру компонентом общественного сознания или она принадлежит к общественному бытию.

Некоторые студенты настаивали на том, что, поскольку скульптура представляет собой воплощение эстетического сознания художника, ее следует отнести к духовным ценностям общества.

Другие студенты, участвовавшие в дискуссии, доказывали, что эстетическое сознание, воплощаясь в каком-либо материальном произведении, тем самым превращается в элемент общественного бытия.

Преподаватель, подводя итоги дискуссии, дал научно обоснованный ответ на вопрос, ставший предметом спора.

- Попытайтесь воспроизвести аргументацию преподавателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.043 с.)