Структура теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура теории государства и права



Структура теории государства и права

Нет однозначности мнения по этому вопросу в правовых кругах. ТГП состоит из 3-х взаимодействующих частей: 1.Философия права - состоит из методологических проблем правоведения. 2.Социология права -? эффективного действия законодател, услов и причины правонарушений, социальная структура и уровни правового сознания населения. 3.Спец-юридическая теория - включает в себя: проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических фактов, коллизии норм, приёмов, толкования, применения юридических норм. Алексеев С.С.: "Данная структура носит условный характер, это общие направления в рамках единой науки, а не отдельные части".В любом учебники можно найти след структуру ТГП: 1.Теория государства - вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства. 2.Теория права - вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: 1) В зависимости от метода и 2) объекта изучения. Другой вариант ответа. Оставаясь единой нау­кой, теория государства и права имеет внутри себя относительно само­стоятельные, автономные части:теорию государства (государствоведение) итеорию права (правоведение).Два главных подразделения в свою очередь имеют внутреннюю структуру (которая не всегда выражена в относительном обособлении тех или иных ее частей). Например, в рамках теории права есть: фило­софия права (специфические вопросы методологии права, социальная ценность права и др.); социология права (эффективность права, условия и причины правонарушений, структура и уровни правосознания и т. д.); специально-юридическая теория (классификация юридических норм, юридических фактов, приемы толкования и т. д.) (С.С. Алексеев).При наиболее подробном рассмотрении в науке выделяются ча­стные теории: происхождение государства и права, их сущности, фор­мы, функций, классификации по разным основаниям, правотворчества, толкования и реализация права, механизма правов регулир.Некоторые авторы выделяют другие две основные части: со­циологию государства и права и философию государства и права. Раз­дел между ними проходит по линии онтологического и гносеологиче­ского изучения.


 


Основные черты теории государства и права как науки.

Они состоят в том, что теория государства и права является наукой:

- гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);политико-юридич, изучающей такие соц институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере обществен жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Особенноститеории государства и права как юридической нау­ки. Теория государства и права является наукой:общетеоретической, методологической,интегративной,вводной.Общетеоретический характер науки выражен в том, что она:исследует общие закономерности государственно-правовых явлений, а не отдельные их части, сферы;

- разрабатывает общие понятия государственно-правовой действительности (государство, право, закон и т. д.), т. е. создает юридический язык;исследует проблемы, общие для отраслевых наук (правоотношения юридической ответственности и т. п.);исследует проблемы, имеющие знач для многих стран, а не для отдельно взятой. Методологический характер науки выражается в том, что отрас­левые юридические науки используют разработанные теорией госу­дарства и права:понятия, категории государственно-правовой действител; идеи, выводы, гос-нно-правов концепции; методы исследов. Интегративный характер теории государства и права проявляет­ся в том, что она связывает все юридические знания, объединяет их в стройную систему за счет общетеоретических выводов.Вводный характер науки. Теория государства и права играет роль теоретического введения в правовед. Она дает понятийный аппарат - знакомит с юридическими терминами. Дает цельное пред­ставление о государстве и праве в действительности.В учебной литературе называются и другие особенности теории государства и права:мировоззренческий характер науки (М.И. Байтин);наиболее высокий уровень абстракции науки (В.К.Бабаев); фундаментальный характер науки (В.В. Лазарев, СВ. Липень).

 


 


Функции теории государства и права

Функции - основные направления исследовательской деятельности. 1. Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исслед и анализ. 2.Гносеологическая - (гносеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений. 3.Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в гос-нно-правовых явл-х. 4. Прогностическая (предсказательная) - на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы. 5Методологическая - разрабат методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками. 6. Прикладная (политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности. 7. Учебная - обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.


 


Частнонаучные методы исследования государства и права

Частнонаучные методы- используются лишь в рамках определённой науки. 1. Конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе. 2. Сравнительно-правовой - основан на сравнении чего-либо "правового" с чем-либо "правовым". Условия: сравниваемые величины должны быть а) юридическими б) равнозначными (нельзя сравнивать Конституцию США и мононормы). Сравнение может быть микро (сравнение институтов), макро (в целом всей системы права). 3. Формально - юридич - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, юридическую практику и т.д. 4. Статистический - анализ количественных показателей. Используется для явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. 5. Моделирования - создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. 6.Социально - правового эксперимента - создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях. 7. Кибернетический - используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации.

 



Признаки права.

1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах. Соответствие права согласованным интересам или общая воля придает ему реальность, а в конечном счете социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими меха­низмами, включая принудительную силу государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, все­общность, утверждает в качестве господствующей системы нормативно­го регулирования.2. Право есть мера, масштаб свободы поведения человека. В указан­ном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; б) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каж­дого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами».3. Право обеспечивается государственной властью. Государство участ­вует в правообразовании, в охране права.4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора дея­тельности людей. Нормативность выражается через систему регулятив­ных средств различного уровня. Наибольшей формально-юридической определенностью характеризуются нормы-предписания - юридические установления, исходящие от государства. В то же время им присущи и издержки. Они обладают гораздо меньшим уровнем нормативности в сравнении с принципами права, всегда требуют официального удовле­творения в правотворческих актах. Наиболее универсальным регулято­ром выступают принципы права, которые характеризуются высоким уровнем нормативности и не обязательно требуют закрепления в соци­альных актах.Правом при определенных условиях, могут признаваться фактичес­кие действия участников правоотношений, которые отличаются качес­твом нормативности, т. е. объективно необходимы, отвечают характеру прогрессивной человеческой деятельности, типичны для данных усло­вий, приносят социально полезный результат; являются источником, порождающим взаимовыгодные партнерские отношения между субъ­ектами общения; не связаны с нарушением юридических запретов и использованием неправомерных средств для достижения фактичес­кого результата; исключают причинение вреда общему интересу, пра­вам граждан; могут быть подтверждены в установленном порядке как правомерные; связаны с правовой обязанностью субъектов этих дей­ствий.5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно дей­ствует, т. е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействитель­ным и, следовательно, в этом случае правом не является.


 


Сущность права

Сущность права - это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Иванов Р.Л. говорит, что «сущность права—это тот результат, который получается в ходе взаимодействия классовой и общесоциальной составляющей права».Главное - это общесоциальные начала права. И происхождение этого социального института, и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойч-ти, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Нравственность, государство и экономика - внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер - духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации. Другое мнение о сущности права состоит в том, что право понимают как возведённую в закон волю экономически господствующего класса. Эта точка зрения верна отчасти, потому что господствующий класс, действуя в своих интересах, не должен забывать и об общесоциальных интересах, иначе его дни сочтены. Т.о. право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность и развитие социальных связей.



Функции права

Функции права - обусловленные социальным назначением права основные направления воздействия на общественные отношения.

Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общ отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом, но при этом относительно постоянны. Условно функции права можно разбить на 2 группы:1. Общесоциальные:

а)Экон-кая ф-ия - к примеру, право закрепляет формы собственности. б) Пол-кая функция - право регулир деят-ть субъектов политич системы. в) Воспитательная - право отражает определён идеологию, воздействует на поведение лиц. г) Коммуникативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления. д) Экологическая и т.д.

2. Специально-юридические: а) Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция). в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправом чьих-либо поступков.


 


Признаки государства.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

Проф. Корельский выделяет 4 основных признака: 1. Территориальная оранизация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип (в догосударственном обществе) организации населения потерял свое значение. На смену - территориальная организация. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распраняется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданых или граждан государства. От негосударсвтенных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распраняет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам. 2. Публичная(государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном составе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения(гос аппарат). Олицетворенный в гос-ых органах и учреждениях, публичная власть становится гос-ной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. 3. Государственный суверенитет. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в её верховенстве, самостоятельности и независимости.

- Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее власной силы, которая распраняется на всё население, все партии и общественные организации; б) её прерогативы (государственная власть может отменить всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьмы).

- Самостельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её выражается в её исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняя их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности праву и формируется демократическое правовое государство.


 


Сущность государства.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являет власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Теория элит - народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определить действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина - первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Марксистская теория - политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляет свою диктатуру, т.е. власть, не ограничивается законом и опирается на силу, на принуждение. Используется этот подход для характеристики различных государств теоретически неверно. Классовый характер - сущностная сторона государства, его основное начало. Но деятельность государства, обусловлена классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия, а достижения общественного компромисса. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал (классового и общесоциального). Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Сущность государства заключается в том, что оно есть такая форма организации публичной власти в социально-дифференцированном (неоднородном) обществе, которая обеспечивает социальное управление на основе согласования, координации интересов различных групп и слоёв населения. Но его сущность как средства согласия и социального компромисса проявлялась не всегда столь отчётливо и рельефно.


 


Политический режим.

Традиционно один из элементов формы государства. Есть два подхода к пониманию политического (государственного) режима:

- широкий относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом; - узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства, а также методы и функции осуществления государством своих функций. Политический режим требует обоих подходов, т.к. это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации испытывают значительное влияние государства. Вместе с тем существует и обратная связь. Для харатеристики формы государства имеет важное значение политический режим в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия офицальной конституции и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Политических режимов очень много, на них оказываетт влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и состояние экономики … существенное влияние оказывают исторические традиции страны, в более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера». На вид политического режима может оказывать воздействие международная обстановка. Политические режимы делят на две большие разновидности: демократические и антидемократические. Демократия (народовластие) - сердцевина любого демократического политического режима. В таком государстве, законодательная власть представлена коллегиальным органом, выбранным народом, осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния, образования и вероисповедания. Он может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие через выбор представительных органов. Он означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, законность и правопорядок, различные формы собственности, плюрализм, многопартийность, достаточно высокий социально-экономический уровень. Антидемократическим политическим режимам характерны противоположные демократии черты: господство одной политической партии или движения, одной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация политических прав и свобод, низкого экономического уровня.


 


Понятие государственного аппарата (ГА).

ГА, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, являясь его материальным воплощением. Вне и без ГА нет и не может быть государства. Понятие ГА принято употреблять в 2-х смыслах - широком и узком. В узком смысле под ГА понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «ГА» в науке административного права. В широком смысле ГА - совокупность всех государственных органов (ГА=механизм государства). В ТГП обычно употребляется в широком значении (если иное не оговорено). Понятие ГА раскрывается через характерные признаки, позволяющие отграничить его как от негос-ных структур в политической системе общ-ва, так и отдельно взятых органов:1. ГА - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности; 2. сложная структура, отражающая определённое место, которое занимают в ней различные группы государственных органов. Необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры ГА закреплён в конституции. Ст.10 К-и РФ - основополагающий принцип - разделения властей. Ст. 12 К-и РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

3. функции государства осуществляются при помощи ГА - посредством деятельности всей системы государственных органов. В месте с тем от функций государства зависит структура органов ГА, возникновение, развитие и содержание деятельности органов ГА; 4. ГА для обеспечения выполнения возложенных на него задач управления делами общества + выполнения функций гос-ва располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы. Их особенность - они выделяются в ГА не в качесте самостоятельных частей, а лишь как «вещественные придатки». К ним относятся: различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, организации. Но! к ним не относятся органы местного самоуправления, политические партии, профсоюзы и другие общественные объединения.

Т.о. ГА - это пронизанная едиными, законодательно закреплёнными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными средствами система государственных органов, посредством которых осуществляются функции государства.


 


Принципы организации и деятельности государственного аппарата (ГА).

Данные принципы - это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования ГА. Все принципы делятся на: общие (относятся к ГА в целом) + частные (действуют на отдельные группы государственных органов). Частные в конечном счёте проистекают из общих, конкретизируют их применительно к отдельным частям ГА. Общие принципы - две группы: закреплённые в Конституции РФ и закреплённые в ФКЗ и ФЗ. 1-я группа: 1) Принцип народовластия - проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - её многонационнарод. 2) Принцип гуманизма - РФ - социальное государство, деятельность ГА которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. 3) Принцип разделения властей - государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти. Данный принцип - систематизирующий фактор ГА. 4) Принцип федерализма - РФ состоит из равноправных (формально) субъектов, равноправие которых проявляется как во взаимоотношениях с федеральными органами, так и с органами субъектов РФ. К-я РФ, федеральные и иные договоры - разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. 5) Принцип законности - требование всеобщего соблюдения и исп-я законов РФ. Требования применительно к ГА: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственно-властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных НПА; пресечение любых нарушений закона, а также неотвратимость ответственности за их совершение. 2-я группа: Рассмотренные общие принципы, выраженные в К-и РФ, получают своё подкрепление, конкретизацию и развитие во второй группе принципов, закреплённых в ФКЗ и ФЗ. Комплексное выражение вторая группа получила в ФЗ "Об основах государственной службы РФ»: 1) верховенство К-и РФ и ФЗ над иными н/п актами; 2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать праа и свободы человека и гражданина;3) равный доступ граждан РФ к государственной службе в соответствии со способностями и професс подготовкой;4) обязательность для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и руководителей в пределах их полномочий и на основе законодательства РФ;5) профессионализм и компетентность государственных служащих; 6) гласность в осуществлении государственной службы; 7) ответственность государственных служащих за принимаемые ими решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; и др.

Перечисленные принципы формирования и деятельности ГА как системы государственных органов придают ГА необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.


 


Понятие и классификация органов государственного аппарата (ОГА).

ОГА - часть государственного аппарата (ГА), его основная ячейка.

Признаки: 1. властные полномочия - юридически закреплённые возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их исполнение - важнейший признак; 2. экономиечская и организационная обособленность и самостоятельность; 3. выполнение сообразно своей компетенции определ функций - функций государства;4. обладание необходимыми материальными средствами - разного рода материальные ценности, орг-ции, предприятия, учреждения;5. физическое воплощение ОГА - государственные служащие.

Рассмотренные признаки в своей совокупности раскрывают понятие ОГА, позволяют сформулировать его определение:

ОГА - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть ГА, состоящая из государственных служащих, наделённая государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определённых задач и функций государства.

Разнородность и многосложн деят-ти ГА влечёт большое число ОГА.


 


Классификация органов государственного аппарата (ОГА).

Классификация:

— По юридическому источнику лигитимности –

1) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, конституциями и уставами субъектов РФ (Президент, Правительство и др.) - первичные органы 2) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполения полномочий первичных органов - вторичные органы;

— На основе принципа разделения властей: 1) законодательные,

2) исполнительные, 3) суд-е;

По действию в пространстве: 1) федеральные,2) органы субъектов РФ;

По длительности: 1) постоянные,2) временные;

— По принципу персон-го состава: 1) коллективные, 2) представленные одним лицом.


 


Государство (Г) и гражданское общество (ГО).

Генезис ГО - «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, другие древнегреческие учения. Продолжение - эпоха Возрождения (Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), но сам термин ГО употребляется лишь с 18 века (до этого им не пользовались, т.к. Г=обществу). Однако и позднее различие этих понятий не производилось: государство - форма организации общества. Их разграничивали уже только Кант, Гегель, Маркс. Институт гражданства возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты. Но это лишь формальная сторона вопроса. По существу же термин ГО приобрёл в литературе своё особое содержание и в современной трактовке выражает определённый тип общества, его социально-экономическую, политико-правовую природу, степень развитости, завершённости. Под ГО понимается общество, отвечающее ряду выработанных историей критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости.

Принципы ГО: 1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2. Признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3. Легитимность и демократический характер власти; 4. Равенство всех перед законом и правосудием, юридическая защищённость личности; 5. Правовое госудрство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7. Свобода слова и печати, независимость СМИ;

8. Нвмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9. Классовый мир, портнёрство и национальное согласие; 10. Эффективная социальная политика.

Т.о. регулирующая роль государства сводится к минимуму: охрана правопорядка, борьба с преступностью, создание нормальных 6условий для собственников, реализация ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. При этом деятельность самого государства должна протекать в демократических правовых формах, направляться на защиту прав человека; должно быть либеральное законодательство, мягкие способы юридической регламентации, гарантией чего и является ГО. А обязанности граждан перед государством сведены к законопослушанию и уплате налогов. ГО предполагает разгосударствление многих сторон его жизни, что, однако, не означает того, что оно вовсе не нуждается в государственности - просто государство должно найти в нём своё место, отказавшись от тоталитарных способов юридической регламентации. ГО существляет, развивается и функционирует в диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношениях возможны коллизии, но в любом случае государство не может вмешиваться в частную жизнь людей. ГО и Г должны не противостоять друг другу, а гармонично взаимодействовать. Т.о. ГО - совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных и др.), образующих особую сферу специфических интересов свободных собственников и их объединений.


 


Правовое государство (ПГ): понятие и принципы.

ПГ (по Матузову и Малько) - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. В идее ПГ можно выделить 2 основных элемента: 1. Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2. Ограничение прав государственной власти.

В философском



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.054 с.)