Вопрос 23. Инфраструктура муниципального хозяйства – понятие и составляющие, проблемы развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 23. Инфраструктура муниципального хозяйства – понятие и составляющие, проблемы развития.



На базе муниципальной собственности формируется муниципальное хозяйство. Муниципальное хозяйство представляет совокупность предприятий и учреждений, которые осуществляют на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, и являются объектом муниципальной собственности, либо предприятий и учреждений, в уставном капитале которых участвуют органы местного самоуправления. Важнейшим критерием разграничения муниципального и других видов хозяйства, помимо участия в собственности, становится направленность хозяйственной деятельности на удовлетворение общественных потребностей данного территориального образования путем производства общественных благ.

Элементами муниципального хозяйства можно считать также бюджетный процесс на муниципальном уровне, классификацию доходов и расходов местного бюджета, а также муниципальный кредит.

Для решения всех вопросов, связанных с жизнеобеспечением населения, проживающего на данной территории, содержанием инженерной и социальной инфраструктур муниципального хозяйства финансовая автономия местного бюджета должна составлять не менее 70-75%.

Муниципальное хозяйство, являясь комплексным по сути, то есть, включая в себя многие общественные отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Каждое муниципальное образование представляет собой хозяйственный комплекс, в котором выделяются главные отрасли - те, на которых специализируется муниципальное образование. Структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и должна включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития территории: это сферы промышленности, строительства, агропереработки, торгово-сервисного, жилищно-коммунального и культурно-бытового хозяйства. Поэтому одной из главных задач в рамках муниципальной экономики является повышение комплексности в развитии экономики каждого муниципального образования. Получается, что проблема повышения эффективности управления муниципальной экономикой должна рассматриваться в рамках концепции совершенствования местного самоуправления в целом. Поэтому разработка концепции развития муниципальной экономики является необходимой основой решения многих задач на уровне муниципального образования.

Под управлением муниципальной собственностью понимается осуществление от имени и в интересах населения деятельности органов местного самоуправления по реализации в рамках их компетенции владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а так же разработка механизмов всестороннего социально-экономического регулирования сферой муниципальной экономики. Характеризуя муниципальную экономику, необходимо отметить, что она включает в себя два сегмента:

- хозяйственно-имущественный комплекс, производящий на территории муниципального образования общественные, совместно потребляемые блага;

- экономический, рыночный комплекс, способный к расширенному воспроизводству и тем самым готовый приносить муниципальному образованию доход.

Решение проблемы увеличения собственных доходов муниципального хозяйства возможно за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности и за счет развития сети муниципальных предприятий. Таким образом, развивая коммерческую деятельность системы унитарных предприятий, муниципальная экономика ставит две цели:

- получение дополнительных доходов в местный бюджет;

- производство товаров и услуг, в которых нуждается население.

Текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми для этого структурами, сформированными из профессионально подготовленных кадров. Функции таких структур управления в муниципальных образованиях выполняют органы местного самоуправления. Они создаются для более широких целей и решения как минимум двух задач: политического (властного) и хозяйственного управления, причем не всегда можно четко разделить эти задачи.

Можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

- органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;

- предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона «Об общих принципах …». Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

- предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.ст. 32, 33 Закона «Об общих принципах …». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Виды муниципального хозяйства:

- Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования.

- Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.

- Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия.

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Инфраструктура муниципального хозяйства – комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межпоселенческих территорий.

В состав муниципального хозяйства входят:

- социальная инфраструктура (жилой фонд, общественное питание, торговля, просвещение, здравоохранение, культура, дет. учреждения, физ-ра и спорт, зрелищные организации, система социальной защиты и социального обеспечения).

- коммунальная инфраструктура (обеспечение водными, энергетическими и др. ресурсами, услугами благоустройства, транспорта, связи). Специфика в том, что она обслуживает не только население, но и предприятия, учреждения, расположенные на территории города.

- производственная инфраструктура, удовлетворяет потребности производства, но не входит в его технологический процесс. Это заготовительно-складские, снабженческо-сбытовые, консалтинговые, маркетинговые, научные, инновационные и др. подразделения.

- деловая инфраструктура (банки, страховые компании, инвестиционные фонды, информационные системы, связь, выставочные комплексы и т. д.).

Жилищный комплекс. Жилищное хоз-во – крупная отрасль непроизводственной сферы, предназначенная для сохранности и улучшения использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами, необходимыми для его жизнедеятельности, дальнейшего повышения уровня благоустройства и развития.

Включает в себя: жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.

В настоящее время ЖФ характеризуется высоким износом, большим сроком службы, устаревшей планировкой, аварийным состоянием инженерного оборудования.

ЖФ подразделяется:

- частный ЖФ (находится в собственности граждан и юрид. лиц.);

- гос. ЖФ (принадлежит РФ и субъектам РФ.);

- муниц. ЖФ (принадлежит муниципальным образования.).

В управлении ЖФ принимают участие: Комитеты и управления соц. защиты населения (начисление и предоставление льгот жилищ. субсидий на оплату услуг ЖКХ, контроль за выплатами), жилищные комитеты и управления (учёт нуждающихся в улучшении жил. условий, распределение и предоставление мун. жилья, контроль за использованием и приватизацией), комитеты и управления ЖКХ (технич. эксплуатация, разработка новых условий оплаты услуг ЖКХ), комитеты и управления мун. имуществом (передача в аренду, продажа и покупка и т. д. мун. жилья), строительные комитеты и департаменты (планирование и организация строительства нового жилья).

Управление ЖФ осуществляется: жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, объединениями и ассоциациями ТСЖ и ЖСК.

Износ ЖФ – физический и моральный.

Ремонт ЖФ: текущий (наладка и предупреждение преждевременного износа) и капитальный (восстановление износа и здания в целом).

Коммунальный комплекс. КК – бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа, совокупность производственных и имущественных объектов, трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных в границах территории МО.

Коммунальная инфраструктура:

- ресурсоснабжение (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение);

- комплексное благоустройство (дорожно-мостовое хоз-во, очистка и утилизация отходов, уличное освещение, зелёное хоз-во);

- бытовое обслуживание (гостиничное хоз-во, банно-прачечное хоз-во, содержание мест захоронения).

Услуги ЖКХ отличаются высокой соц. значимостью, принадлежностью к группе жизнеобеспечения, практически не взаимозаменяемы и не могут запасаться впрок, производство совпадает с потреблением. Влияют на уровень благосостояния населения, быт. условия жизни, санитар.-гигиен. условия, чистоту вод. и воздух. бассейна, уровень производительности труда.

Проблемы – значительный и моральный износ оборудования систем снабжения.

Строительный комплекс. СК – формирование недвижимой собственности, её эксплуатация и реконструкция. Осн. отрасль межотраслевого инвестиционного комплекса, тесно связана с землепользованием и правом собственности на землю.

Проблемы: отсутствие достаточного кол-ва земли, рост стоимости ресурсов, снижение численности эконом. актив. Населения, неустойчивое финансовое состояние (снижение налоговых доходов и рост расходов бюджета).

Потребительский рынок товаров и услуг. Одна из важнейших и наиболее развивающихся отраслей, призванная стабильно и на высоком уровне обеспечить жителей, предприятия и организации товарами и услугами. Определяет состояние сферы жизнеобеспечения. Транспортная и территориальная доступность, ценовая доступность, качество товаров и услуг, обслуживания.

Общественная безопасность. Совокупность условий, обеспечивающих защиту населения от проявления насилия, агрессии и эконом. диктата со стороны отдельных личностей и групп, предупреждение и ликвидация техноген. и природ. катастроф, поддержание стабильности в обществе.

Реализуется: Управлением по делам ЧС и ГО, полицией общественной безопасности, противопожарной службой, ГИБДД, санитарно-эпидемиологической службой.

Социальный комплекс. Рынок труда и занятости (правовое регулирование находится в сфере фед. и рег.законодательства и реализуется через территориальные структуры Фед. службы по труду и занятости. Возможности влияния МС весьма ограничены), образование (падение бюджетного финансирования), здравоохранение (ухудшение состояния здоровья населения, сокращение финансирования), физ.культура и спорт, культура и искусство (недостаточное гос. финансирование), соц. защита.

 

Вопрос 24. Проблемы профессиональной этики в функционировании государственной службы. (см. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ, ФЗ «О гос. граждан. службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Профессиональная этика – это свод принципов и правил поведения специалиста на рабочем месте. В нем учтены особенности его профессии и скорректированы действия под конкретные ситуации.

Профессиональная этика в начале своего существования опиралась на нормы повседневной общей морали. Только потом, впитывая особенности, устанавливая и изменяя нормы поведения внутри каждой профессии, профессиональная этика начала конкретизироваться. Это происходило путем сопоставления писаных и неписаных правил и норм для каждой конкретной профессии, учитывался практический положительный и отрицательный опыт поведения специалистов в различных условиях.

Требования профессиональной этики носят общий и частный характеры. Требования общего характера применимы ко всем специальностям и жизненным ситуациям. Они основаны на общечеловеческих моральных принципах. Общие требования предполагают:

- профессиональную солидарность. Иногда это принимает характер приверженности к корпоративной идее и принципам;

- специфическое понимание профессионального долга и чести;

- индивидуальную форму ответственности, скорректированную под вид деятельности.

Частные принципы различаются только благодаря различной специфики профессий, конкретных ситуаций для каждой профессии и наносят отпечаток лишь к требованиям по отношению к специалистам.

Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Честь – это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой.

Административная или управленческая этика – это вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Предмет административной этики составляют моральные нормы, принципы, стандарты, которыми должен руководствоваться государственный и муниципальный служащий в практической деятельности по реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью с целью осуществления общественной сущности государства.

Цель административной этики заключается в создании нравственного фундамента деятельности государственных и муниципальных служащих, отражающего специфику их профессиональной служебной деятельности.

Задачи административной этики:

- выявить, проанализировать место и роль морали в государственно-служебных отношениях;

- проанализировать и охарактеризовать нравственное состояние персонала государственной и муниципальной службы;

- теоретически раскрыть и обосновать содержание нравственных требований, принципов, норм, стандартов, предъявляемых к деятельности и поведению государственных и муниципальных служащих;

- рассмотреть и проанализировать наиболее типичные кризисные нравственные ситуации, происходящие в системе государственной службы и на муниципальной службе, проанализировать возможные конфликты интересов;

- разработать конкретные административно-процессуальные механизмы соблюдения нравственных норм, а также форм и процедур контроля над их выполнением

Государственная служба – не только особый вид организации субъекта управления, но и определенная система взаимоотношений государственных служащих по поводу исполнения ими своих обязанностей. Эти взаимоотношения проявляются в различных плоскостях:

- между государственными служащими и государством;

- между государственными служащими по линии должностной подчиненности, соподчиненности, координации и т.п.;

- между государственными служащими различных ветвей власти и гражданским обществом;

- между отдельными государственными служащими (конкретными должностными лицами) и гражданами и др.

Все эти взаимоотношения обусловлены участием государственных служащих в процессе управления, а сами они представляют собой персонифицированное, личностное выражение носителя субъектных качеств, реализующего функции и полномочия (в пределах своей компетенции) государственного органа.

Проблемы:

Профессионально-деятельностные отклонения:

- бюрократизм;

- коррумпированность и взяточничество;

- стремление использовать свою работу в корыстных целях;

- пренебрежение к законам.

Профессионально-нравственные отклонения:

- безразличное, неуважительное отношение к людям;

- непорядочность, нечестность;

- отсутствие принципиальности.

Профессионально-функциональные отклонения:

- имитация бурной деятельности;

- безответственное отношение к своим служебным обязанностям.

Преследование гос. служащими целей, не соответствующих интересам как государственной службы, так и населения, а также проявление пренебрежения к людям, обращающимся в органы государственной власти и управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.103 (0.046 с.)