Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения языковых единицСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Языковая система базируется на отношениях, которые возникают между языковыми единицами. Отношения бывают: 1. Парадигматические – отношения выбора, ассоциации, они основываются на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка. Например, в фонетике – отношения звонких – глухих, твёрдых и мягких фонем; в лексике – синонимические, антонимические, гипонимические, конверсивные и другие отношения; в грамматике – падежные отношения (склонение), спряжение, отношения между разными типами предложений. Эти отношения называют вертикальными (любую парадигму можно записать в столбик). 2. Синтагматические – отношения единиц, расположенных линейно; это способность языковых элементов соединяться. Эти отношения реализуются между единицами, расположенными одна за другой (линейно). На фонетическом уровне – фонемы объединяются не как попало, а в определённом порядке; могут наблюдаться такие фонетические явления, как ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и другие. В словообразовании морфемы соединяются определённым образом. В синтаксисе – определённый порядок слов: в русском языке, например, в настоящем времени опускается связка «есть». В лексике – избирательная сочетаемость (рука – правая, левая, грязная и т.д.; закадычный – т.е. друг). 3. Иерархические – отношения структурно более простых к сложным: фонема→морфема→лексема→предложение. Противопоставление парадигматических и синтагматических отношений, с одной стороны, и иерархических – с другой, отражает особенность языковой системы – ее разноуровневый, гетерогенный характер. А это уже касается её строения, её структуры.
Структура языка. Уровневый принцип описания.
Следует напомнить, что понятия «система» и «структура» следует разграничивать. Приведём соображения О.С. Мельничука по этому вопросу: «система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, а структура – это состав и внутренняя организация единого целого» [Мельничук А.С.Понятие системы и структуры языка…//Вопросы языкознания. – 1970. - №1. – С.27]. Языковая система не является однородной, то есть она имеет сложенную структуру и слагается из частных систем, которые называются уровнями или ярусами. Идея уровневой организации языка приобрела распространение в середине ХХ века в американской дескриптивной лингвистике. Почвой для возникновения этой теории послужило выделение в языкознании таких разделов, как фонетика, морфология, лексикология, синтаксис. Правда, они рассматривались как явление одного порядка, а не иерархично. Уровни языка – это отдельные части языка, подсистемы языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, которые регулируют их использование и группировку в разные классы и подклассы. Уровень охватывает совокупность единиц одной ступени сложности, которые могут вступать между собой в парадигматические и синтагматические отношения, но не могут находиться в иерархических отношениях (фонемы не могут состоять из фонем, морфемы из морфем…). А с единицами других уровней они вступают только в иерархические отношения (морфема состоит из фонем). Главным отличием единиц одного уровня от единиц другого уровня является их качественное своеобразие, которое выявляется в их синтагматической сочетаемости. Для различения уровней языка используют следующие принципы: 1) уровень должен иметь свою единицу; единицы одного уровня должны быть однородными; 2) единицы уровня выделяются путём сегментации единиц более сложного уровня; 3) единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня, т.е. между ними существуют иерархические отношения. Различают основные и промежуточные уровни. К основным уровням относят:
На стыке основных уровней возникают промежуточные, их единицы имеют двойной характер: они образуются на одном уровне, а функционируют как единицы другого. Например, морфонологический, словообразовательный, фразеологический. Морфонологический уровень возникает на стыке фонем и морфем. Предметом морфонологии, как считал ее основоположник М.С.Трубецкой, является изучение морфологического использования фонологических способов языка: чередование гласных и согласных, ударение, соединения фонем в составе морфемы и слова (рука – ручка, сё́ла – села́). Словообразовательный уровень является промежуточным между морфологическим и лексико-семантическим. Предметом словообразования является образование слов на основе морфем, производящих основ, словообразовательных моделей. Фразеологический уровень как промежуточный возникает на стыке лексико-семантического и синтаксического. Предметом фразеологии является изучение образования номинативных единиц на основе объединения двух или нескольких слов (бить баклуши, принимать участие и т.д.). Итак, учитывая основные и промежуточные уровни, структуру языка можно схематично изобразить так:
На самом деле на схеме отношения между уровнями отражены несколько упрощенно, в языке существуют более сложные отношения между его подсистемами (например, над уровнем морфем существует не только уровень слов, а и уровень грамматических форм, и именно из словоформ образуется предложение). Для разных уровней степень системности является не одинаковым, поэтому говорят о градуальности понятия системности. Степень системности уровня зависит от количества единиц, которые входят в его состав. Чем меньше единиц в уровне, тем он системнее. Наименьшее количество единиц имеет фонологический уровень, наибольшее – лексико-семантический, отсюда легко сделать вывод, что фонологический уровень – наиболее системный, а лексико-семантический – наименее системный. Здесь уместно вспомнить о теории иерархии уровней языка, которую сформулировал в 1962 году французский лингвист Э.Бенвенист. Суть этой теории состоит в том, что языковые единицы планом выражения опираются на более низкий уровень, а планом содержания входят в высший уровень: фонема → морфема → слово. Морфема планом выражения опирается на фонему, то есть состоит из фонем, но свое содержание получает только в составе слова. Например, окончание -а имеет свое значение «именительный падеж, женский род, единственное число» только в составе слова (рука, нога, лампа). Фонему можно определить как составляющую единицу более высокого уровня – морфемы. Формой языковой единицы является ее способность распадаться на составные элементы более низкого уровня, а значением – способность ее быть составной частью единицы более высокого уровня.
|
||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |