Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения языковых единиц
Языковая система базируется на отношениях, которые возникают между языковыми единицами. Отношения бывают: 1. Парадигматические – отношения выбора, ассоциации, они основываются на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка. Например, в фонетике – отношения звонких – глухих, твёрдых и мягких фонем; в лексике – синонимические, антонимические, гипонимические, конверсивные и другие отношения; в грамматике – падежные отношения (склонение), спряжение, отношения между разными типами предложений. Эти отношения называют вертикальными (любую парадигму можно записать в столбик). 2. Синтагматические – отношения единиц, расположенных линейно; это способность языковых элементов соединяться. Эти отношения реализуются между единицами, расположенными одна за другой (линейно). На фонетическом уровне – фонемы объединяются не как попало, а в определённом порядке; могут наблюдаться такие фонетические явления, как ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и другие. В словообразовании морфемы соединяются определённым образом. В синтаксисе – определённый порядок слов: в русском языке, например, в настоящем времени опускается связка «есть». В лексике – избирательная сочетаемость (рука – правая, левая, грязная и т.д.; закадычный – т.е. друг). 3. Иерархические – отношения структурно более простых к сложным: фонема→морфема→лексема→предложение. Противопоставление парадигматических и синтагматических отношений, с одной стороны, и иерархических – с другой, отражает особенность языковой системы – ее разноуровневый, гетерогенный характер. А это уже касается её строения, её структуры.
Структура языка. Уровневый принцип описания.
Следует напомнить, что понятия «система» и «структура» следует разграничивать. Приведём соображения О.С. Мельничука по этому вопросу: «система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, а структура – это состав и внутренняя организация единого целого» [Мельничук А.С.Понятие системы и структуры языка…//Вопросы языкознания. – 1970. - №1. – С.27].
Языковая система не является однородной, то есть она имеет сложенную структуру и слагается из частных систем, которые называются уровнями или ярусами. Идея уровневой организации языка приобрела распространение в середине ХХ века в американской дескриптивной лингвистике. Почвой для возникновения этой теории послужило выделение в языкознании таких разделов, как фонетика, морфология, лексикология, синтаксис. Правда, они рассматривались как явление одного порядка, а не иерархично. Уровни языка – это отдельные части языка, подсистемы языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, которые регулируют их использование и группировку в разные классы и подклассы. Уровень охватывает совокупность единиц одной ступени сложности, которые могут вступать между собой в парадигматические и синтагматические отношения, но не могут находиться в иерархических отношениях (фонемы не могут состоять из фонем, морфемы из морфем…). А с единицами других уровней они вступают только в иерархические отношения (морфема состоит из фонем). Главным отличием единиц одного уровня от единиц другого уровня является их качественное своеобразие, которое выявляется в их синтагматической сочетаемости. Для различения уровней языка используют следующие принципы: 1) уровень должен иметь свою единицу; единицы одного уровня должны быть однородными; 2) единицы уровня выделяются путём сегментации единиц более сложного уровня; 3) единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня, т.е. между ними существуют иерархические отношения. Различают основные и промежуточные уровни. К основным уровням относят:
На стыке основных уровней возникают промежуточные, их единицы имеют двойной характер: они образуются на одном уровне, а функционируют как единицы другого. Например, морфонологический, словообразовательный, фразеологический. Морфонологический уровень возникает на стыке фонем и морфем. Предметом морфонологии, как считал ее основоположник М.С.Трубецкой, является изучение морфологического использования фонологических способов языка: чередование гласных и согласных, ударение, соединения фонем в составе морфемы и слова (рука – ручка, сё́ла – села́). Словообразовательный уровень является промежуточным между морфологическим и лексико-семантическим. Предметом словообразования является образование слов на основе морфем, производящих основ, словообразовательных моделей. Фразеологический уровень как промежуточный возникает на стыке лексико-семантического и синтаксического. Предметом фразеологии является изучение образования номинативных единиц на основе объединения двух или нескольких слов (бить баклуши, принимать участие и т.д.). Итак, учитывая основные и промежуточные уровни, структуру языка можно схематично изобразить так:
На самом деле на схеме отношения между уровнями отражены несколько упрощенно, в языке существуют более сложные отношения между его подсистемами (например, над уровнем морфем существует не только уровень слов, а и уровень грамматических форм, и именно из словоформ образуется предложение). Для разных уровней степень системности является не одинаковым, поэтому говорят о градуальности понятия системности. Степень системности уровня зависит от количества единиц, которые входят в его состав. Чем меньше единиц в уровне, тем он системнее. Наименьшее количество единиц имеет фонологический уровень, наибольшее – лексико-семантический, отсюда легко сделать вывод, что фонологический уровень – наиболее системный, а лексико-семантический – наименее системный. Здесь уместно вспомнить о теории иерархии уровней языка, которую сформулировал в 1962 году французский лингвист Э.Бенвенист. Суть этой теории состоит в том, что языковые единицы планом выражения опираются на более низкий уровень, а планом содержания входят в высший уровень: фонема → морфема → слово. Морфема планом выражения опирается на фонему, то есть состоит из фонем, но свое содержание получает только в составе слова. Например, окончание -а имеет свое значение «именительный падеж, женский род, единственное число» только в составе слова (рука, нога, лампа). Фонему можно определить как составляющую единицу более высокого уровня – морфемы. Формой языковой единицы является ее способность распадаться на составные элементы более низкого уровня, а значением – способность ее быть составной частью единицы более высокого уровня.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.005 с.) |