Административно-территориальная единица с особым статусом (АТЕОС). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-территориальная единица с особым статусом (АТЕОС).



 

АТЕос- одна из основных характерных черт вновь образованных субъектов РФ. Эти единицы обладают общими признаками, особенностями, присущие отдельным АТЕос и единичными признаками.

1) общие признаки, присущие всем АТЕос: территориальное единство, сохраняют наименование бывших автономных округов; имеют своих преджставителей в законодательном органе субъекта РФ; в официальных сферах общения используется язык титульного этноса; возможность создания территориальных органов федеральной исполнительной и территориальных судов общей юрисдикции; собственный административный центр и собственная символика;

2) особенности, присущие отдельным АТЕос: местное самоуправление может осуществляться с учетом особого статуса (Забайкальский, Красноярский и Пермский края);три АТЕос имеют по два представителя в законодательном органе субъекта РФ (Коми-Пермяцкий, Таймырский и Эвенкийский округ).

3) единичные признаки присуще Коми-Пермяцкому округу (КПО): возможность создания системы исполнительных органов власти КПО и учреждение поста должностного лица, которое осуществляет руководство названными органами; образование судебного присутствия арбитражного суда края на территории округа; возможность введения межбюджетных отношений края и округа, определяемая ФКЗ; участие во внешнеэкономических связях.

 

Важной характеристикой природы данного процесса является то, что прекращение существования автономных округов в качестве субъектов РФ не ведет к их упразднению как территориальных образований. Юридически это преобразование выражается в объединении граничащих между собой субъектов РФ и прекращении существования объединившихся территорий в качестве субъектов РФ.

1. Административно-территориальные единицы с особым статусом образованы в Российской Федерации

во-первых, вследствие образования новых субъектов РФ на основе объединения автономных округов и краев (областей), в состав которых эти округа входили, и,

во-вторых, в связи с прекращением существования указанных автономных округов и «материнских» краев (областей).

В онтологическом срезе объединительный процесс характеризуется количественно-качественными преобразованиями состава Российской Федерации.

Изменение качественного состава Российской Федерации выражается в том, что количество областей сократилось на три и пропорционально этому увеличилось количество краев. Данный качественный сдвиг означает, что края, по всей видимости, имеют несколько иной (вероятно, более значимый) статус. Уменьшение общего количества автономных округов (было 10, осталось 4) также определяет качественные перемены.

Другая особенность объединительного процесса связана с различиями между вновь образованными в составе Российской Федерации субъектами РФ. Одни из этих субъектов РФ характеризуются тем, что в отличие от субъектов РФ, прекративших свое существование, приобрели новый титул (наименование и конституционно-правовую форму) - это Забайкальский край, другие же сменили только конституционно-правовую форму, сохранив наименование «материнского» субъекта РФ, прекратившего существование -это Пермский край и Камчатский край и, наконец, последние сохранили как наименование, так и конституционно-правовую форму ранее существовавшего сложносоставного субъекта РФ - это Красноярский край и Иркутская область.

Общим же для всех вновь образованных субъектов РФ является то, что в каждом из них изменился состав территории: сложносоставная территория «материнского» субъекта РФ преобразуется в единую объединенную государственную территорию.

Одной из особенностей изменений состава субъектов РФ является прекращение существования автономных округов как субъектов РФ и приобретение соответствующим территориальным образованием особого статуса в качестве административно-территориальной единицы в составе вновь образованного субъекта.

Существенной чертой конституционно-правовой природы административно-территориальной единицы с особым статусом следует признать ее генетическое родство с автономными округами, прекратившими свое существование в качестве субъектов РФ.

Основные параметры особого статуса административно-территориальных единиц в составе вновь образованных субъектов РФ определены на договорной основе. В их числе — территориальное единство и самостоятельность в решении местных дел. В современной России публично-правовой формой самостоятельности подобного типа образования может быть административная (местная) автономия, или местное самоуправление, местное управление, которым присущи как территориальное единство, так и собственная компетенция. Именно эти черты названных территориальных образований еще в русском государственном праве рассматривались в качестве существенных.

Административно-территориальная единица с особым статусом, будучи самостоятельным территориально единым образованием, может приобретать как форму административной автономии, так и форму местного самоуправления или местного управления. Каждая из этих форм обеспечивает единство административно-территориальной единицы с особым статусом и ее самостоятельность в решении местных дел на основе языковой и этнокультурной самобытности.

требование добровольности объединения субъектов РФ при образовании нового государственно-территориального образования. Объединение автономного округа с «материнским» краем (областью) осуществляется на принципе добровольности по процедуре согласования.

При законодательно определенных условиях конкретные положения соглашений между объединяющимися субъектами РФ могут изменяться. Поскольку такие изменения не ведут к разрушению существа достигнутых договоренностей и соответственно - к нарушению федерального принципа добровольности.

 

В соответствии с договорными положениями в Федеральном конституционном законе №1-ФКЗ от 25.03.2004(об образ в сост РФ нов суб. Перм.края) г. административно-территориальная единица с особым статусом по сути конституируется в качестве административно-территориального образования, которое обладает территориальным единством, имеет собственные органы власти и собственный бюджет. На территории Коми-Пермяцкого округа в порядке, установленном законом, образуются территориальные структуры федеральных органов власти, в том числе судов, а также обеспечивается представительство округа в законодательно-представительном округе государственной власти нового субъекта РФ.

В других вновь образованных субъектах РФ основные начала особого статуса административно-территориальных единиц в федеральных конституционных законах не определены. Предусматривается лишь возможность образования в округах постоянной сессии краевого (областного) суда, а также представительство округов в органе законодательной власти края (области). Так, от Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов в составе Красноярского края избирается по два депутата; от Корякского округа в составе Камчатского края — 10 депутатов, от Усть-Ордынского Бурятского округа в составе Иркутской области - 4 депутата, от Агинского Бурятского в составе Забайкальского края ~ 5 депутатов.

• В федеральном конституционном законе об образовании Забайкальского края указывается, что статус Агинского Бурятского округа устанавливается с учетом исторических и иных традиций. Данное обстоятельство должно приниматься во внимание и в других субъектах РФ.

Глава Коми-Пермяцкого округа как должностное лицо возглавляет краевой орган исполнительной власти - Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа. Основной задачей данного Министерства является обеспечение жизнедеятельности на территории округа.

Государственная власть края на территории округа осуществляется органами государственной власти края. Осуществление функций государственной власти края на административной территории Коми-Пермяцкого округа не делегируется какими-либо другими, кроме краевых, органам власти. На территории округа также образуются как территориальные органы власти края, так и территориальные органы федеральных органов власти (например, сессия Пермского краевого суда и судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края).

Специфическим является и то, что в Уставе Пермского края не определяется, может ли в Коми-Пермяцком округе формироваться свой бюджет (бюджет Коми-Пермяцкого округа), как это установлено ч. 7 ст. 14 №1-ФКЗ от 25 марта 2004 г. В то же время в Уставе края предусматривается финансирование Коми-Пермяцкого округа из средств бюджета Пермского края. Объем финансирования Коми-Пермяцкого округа определяется в краевых программах (ч. 3 ст. 43).

 

Конституционно-правовая специфика Коми-Пермяцкого округа выражается и в том, что округ согласно ч. 2 ст. 38 Устава Пермского края может быть преобразован в единое муниципальное образование. Подобное преобразование осуществляются в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами края на основе волеизъявления населения округа.

 

Пермский край= Пермская область+Коми-пермяцкий АО (с 1.12.2005)

Красноярский край=Красноярский край+таймырский(долгано-ненецкий) АО+Эвенкийский АО (с 1.01.2007, таймырский,эвенкийский районы в составе красноярского края)

Иркутская область= Иркутская область+Усть-ордынский АО (с 1.01.2008)

Камчатский край= Камчатская область+Корякский АО (с 1.07.2007)

Забайкальский край= Читинская область+ Агинский Бурятский АО (с 23.07.2007)

 

Особенности коми округа

Коми-Пермяцкий округ входит в состав Пермского края как административно-территориальная единица с особым статусом - округ.
Территория Коми-Пермяцкого округа сохраняется в границах, в которых существовал Коми-Пермяцкий автономный округ до объединения с Пермской областью.
Коми-Пермяцкий округ может иметь символику, отражающую его исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции в соответствии с законом Пермского края.
В границах Коми-Пермяцкого округа как административно-территориального образования находятся административные районы: Гайнский, Косинский, Кочевский, Юрлинский, Кудымкарский, Юсьвинский.
Административным центром Коми-Пермяцкого округа является город Кудымкар.

Государственная власть Пермского края на территории КомиПермяцкого округа осуществляется органами государственной власти Пермского края.
В структуре исполнительных органов государственной власти Пермского края действует исполнительный орган государственной власти Пермского края - Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края.

При наличии волеизъявления населения Коми-Пермяцкого округа в его границах в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Пермского края может быть образовано единое муниципальное образование.
Органы местного самоуправления Коми-Пермяцкого округа Пермского края могут наделяться отдельными государственными полномочиями органов государственной власти Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения представительства населения Коми-Пермяцкого округа в Законодательном Собрании Пермского края в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом на территории КомиПермяцкого округа образуется два одномандатных избирательных округа, в каждом из которых избирается по одному депутату Законодательного Собрания Пермского края.

Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа - исполнительный орган государственной власти Пермского края, в компетенцию которого входит:
а) создание условий для экономического и социального развития округа, повышения уровня жизни населения;
б) координация деятельности территориальных органов исполнительных органов государственной власти Пермского края, действующих на территории округа;
в) координация взаимодействия органов государственной власти Пермского края с органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории округа;
г) содействие реализации на территории округа федеральных и краевых целевых программ;
д) решение иных вопросов, связанных с особым статусом КомиПермяцкого округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Представители Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа входят в состав коллегиальных и совещательных органов исполнительных органов государственной власти Пермского края, а также в состав конкурсных комиссий, создаваемых по вопросам, касающимся интересов Коми-Пермяцкого округа.
Финансирование Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа осуществляется из краевого бюджета.

 

Руководство Министерством по делам Коми-Пермяцкого округа осуществляется главой Коми-Пермяцкого округа - министром Пермского края.
Глава Коми-Пермяцкого округа входит в состав Правительства Пермского края.
Глава Коми-Пермяцкого округа назначается на должность и освобождается от должности губернатором Пермского края по представлению председателя Правительства Пермского края сроком от одного года до пяти лет.
Глава Коми-Пермяцкого округа в пределах своей компетенции:
а) представляет Коми-Пермяцкий округ в отношениях с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления;
б) рассматривает и вносит губернатору Пермского края предложения о совершенствовании государственного управления на территории округа;
в) вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания Пермского края с правом совещательного голоса;
г) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

На территории Коми-Пермяцкого округа находятся основные, исторически сложившиеся места проживания коми-пермяцкого народа.
Органы государственной власти Пермского края создают условия для сохранения и развития языка, духовной культуры и иных составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа.
В официальных сферах общения на территории Коми-Пермяцкого округа наряду с русским может использоваться коми-пермяцкий язык.(из устава ПК)

 

Красноярский край

Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы являются административно-территориальными единицами с особым статусом, гарантирующим учет интересов данных территорий органами государственной власти края в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами края.
Интересы указанных административно-территориальных единиц обеспечиваются путем учета их особого статуса в принимаемых органами государственной власти края нормативных правовых актах.
Территория указанных в пункте 1 настоящей статьи административно-территориальных единиц с особым статусом сохраняется неизменной в границах, существующих на момент принятия настоящего Устава.

На территориях бывших Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов со дня вступления настоящего Устава в силу образуются соответственно Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы как административно-территориальные единицы с особым статусом.(устав Красноярского края)

 

Усть-ордынский АО

Усть-Ордынский Бурятский округ- Административно-территориальное образование Иркутской области.

Административным центром Усть-Ордынского Бурятского округа является поселок Усть-Ордынский.

Усть-Ордынский Бурятский округ в соответствии с законом Иркутской области может иметь символику, отражающую его исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции. Органы государственной власти Иркутской области создают условия для сохранения и развития языков, культур и иных составляющих национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа.

В целях сохранения и развития национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, органы государственной власти Иркутской области:

1) разрабатывают и реализуют государственные программы Иркутской области по сохранению национальной самобытности, в том числе по развитию языков, культур, национальных видов спорта;

2) обеспечивают условия возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел;

3) создают условия для обеспечения прав представителей бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, получать и распространять информацию на национальных (родных) языках, в том числе через средства массовой информации;

4) способствуют созданию и деятельности образовательных учреждений, учреждений культуры по сохранению и развитию языков и культур.

Исполнительную власть Иркутской области на территории Усть-Ордынского Бурятского округа осуществляют исполнительные органы государственной власти Иркутской области (их территориальные подразделения), включая администрацию Усть-Ордынского Бурятского округа.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации в муниципальных образованиях, находящихся на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, устанавливаются законами Иркутской области с учетом исторических и иных местных традиций, сложившихся на территории Усть-Ордынского Бурятского округа.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, могут наделяться законами Иркутской области государственными полномочиями Иркутской области, в том числе, в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, традиционно проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований.

 

Корякский АО

Корякский округ входит в состав Камчатского края как административно-территориальная единица с особым статусом.

Корякский округ является территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Территория Корякского округа сохраняется в границах, в которых существовал Корякский автономный округ до объединения с Камчатской областью в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа". Административным центром Корякского округа является поселок городского типа Палана.

Государственная власть на территории Корякского округа осуществляется органами государственной власти Камчатского края.

В целях обеспечения реализации на территории Корякского округа единой государственной политики Камчатского края по вопросам, связанным с особым статусом Корякского округа и обеспечением прав и интересов коренных малочисленных народов, в структуре исполнительных органов государственной власти Камчатского края образуется исполнительный орган государственной власти Камчатского края по делам Корякского округа.

На территории Корякского округа могут создаваться территориальные органы иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, входящие в систему исполнительных органов государственной власти Камчатского края.

Функционирование исполнительных органов государственной власти Камчатского края, действующих на территории Корякского округа, определяется законами и иными нормативными правовыми актами Камчатского края.

Агинский Бурятский АО

Агинский Бурятский округ создан в составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа как административно-территориальная единица с особым статусом. В границах Агинского Бурятского округа находятся административные районы: Агинский, Дульдургинский и Могойтуйский.
Административным центром Агинского Бурятского округа является поселок городского типа Агинское.

Государственная власть на территории Агинского Бурятского округа осуществляется органами государственной власти Забайкальского края.
В структуре исполнительных органов государственной власти края образуется исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий функции по взаимодействию с иными исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и координации деятельности их территориальных органов на территории Агинского Бурятского округа.
Руководитель указанного органа одновременно является заместителем председателя Правительства края.
Законодательное Собрание Забайкальского края на срок своих полномочий образует консультативно-совещательный орган - Собрание представителей Агинского Бурятского округа, обеспечивающий формирование предложений по защите законных интересов народов, проживающих на территории Агинского Бурятского округа, их прав на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.
Порядок формирования, структура, полномочия и организация деятельности Собрания представителей Агинского Бурятского округа устанавливаются Законодательным Собранием Забайкальского края.

Исполнительные органы государственной власти края и их территориальные органы разрабатывают и участвуют в реализации на территории Агинского Бурятского округа федеральных, краевых целевых программ, в том числе по сохранению и развитию национальной культуры, языка, национальных видов спорта, народных промыслов и ремесел, а также в реализации приоритетных национальных проектов, в которых цели и источники финансирования выделяются обособленно. На территории Агинского Бурятского округа наряду с государственным языком может использоваться бурятский язык.


60.Президент РФ в системе государственной власти России.

По форме правления РФ не вписывается в полной мере ни в одну из республиканских моделей власти. Поскольку имеет место смешение признаков различных форм правления.

В целом следует сказать, что по ряду полномочий Президент РФ тяготеет к сильной президентской республике. Это выражается в том, что 1) Президент формирует Правительство с участием Председателя Правительства, но без участие Парламента (в РФ имеет место с консультативное участие по кандидатуре председателя Правительства); 2) Президент осуществляет непосредственный контроль за деятельностью Правительства, Президент лично руководит рядом министерств и ведомств.

При этом Правительство в РФ подотчетно Государственной Думе. Но юридических последствий такая подотчетность не имеет. Государственная Дума лишь в консультативном порядке может поставить вопрос о доверии Правительству; 3) Президент вправе председательствовать на заседании Правительства; 4) Президент обладает правом отлагательного вето; 5) Президент, и только он, обладает правом роспуска Правительств: Это означает, что Правительство несет ответственность только перед Президентом.

В то же время РФ нельзя рассматривать как суперпрезидентскую республику, она не обладает ни одним из этих признаков. В суперпрезидентской республике Президент обладает максимально возможными полномочиями в системе разделения властей, а роль парламента принижена. Президент имеет полный контроль над исполнительной властью (в РФ такого контроля нет- Правительство формируется с участием председателя Правительства; отставка отельных членов Правительства возможна при наличии соответствующего представления от председателя Правительства). Кроме того, Президент в суперпризедентской республике возглавляет правящую партию, которая является единственной парламентской партией и главным идеологом. Иногда Президента провозглашается пожизненным главой государства.

 

Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ - глава государства. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Как отмечается по этому поводу в российской литературе: «осуществлять функции «арбитра» в системе разделения властей, значит, быть вне этой системы, стоять над нею. «Обеспечение» путем такого президентского «арбитража» гармонии и слаженного функционирования властей сводит в значительной степени на нет основной смысл существования самой системы разделения властей, поскольку функции обеспечения гармонии и слаженного функционирования как раз и составляет главное предназначение такой системы». Положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент вместе с тем находится «ближе» к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной властью находит выражение в конкретных конституционных полномочиях Президента как главы государства. Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с особенностями формирования Правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства, но может быть сформировано и без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи. Для преодоления подобной ситуации Конституция установила ряд прерогатив Президента, пользуясь которыми он в «текущем» режиме может влиять на деятельность Правительства. Это такие прерогативы, как утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей Председателя Правительства и министров, право председательствовать на заседаниях Правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность Президенту «силовых» ведомств. Президент имеет право отправить Правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку Правительства в целом. Таким образом, во взаимоотношениях Президента с Правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значительно более тесно, нежели другие ветви власти, «связаны» с Президентом, непосредственно подконтрольны ему. Юридические основы такого положения заложены в Законе РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. (в ред. 31 декабря 1997 г.), в ст. 32 которого сказано о том, что Президент РФ руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти. При Президенте действуют консультативные органы: Совет Безопасности и Государственный совет. Президент председательствует в этих советах. Президент формирует также свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является. В структуру президентской власти включаются полномочные представители Президента в федеральных округах. Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, например, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании Президентом принятых парламентом законов, обращениях главы государства в Конституционный Суд с запросами о соответствии федеральных законов и законов субъектов федерации Конституции России.


 

60????



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.05 с.)