Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о предложении. Предикативность и оформляющие ее категории.
Предложение – одно из основных понятий синтаксиса. Это синтаксическая предикативная единица коммуникативного назначения, оформленная интонационно. В отличие от слова и словосочетания предложение характеризуется коммуникативностью (семантика предложения соотнесена с основной логической формой мышления – суждением, что способствует передаче конкретного содержания в логически понятийных формах, и структура предложения поэтому способна вписываться в какие угодно формы общения, в конситуацию речи). Основными признаками предложения, кроме коммуникативности, является предикативность и интонация. Предикативностью называется отнесение содержания высказывания к действительности. Интонация законченности, которой обладает предложение, свидетельствует, что предикативность присутствует. Ни слово, ни словосочетание предикативностью не обладают до тех пор, пока не получат предикативность, соответственно оформленную, например: Зима начала хозяйничать над землей… Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Для общения в русском языке служат и такие коммуникативные единицы (коммуникаты), как: Да. Нет. Вот еще! Конечно. Спасибо и т.д. Эти коммуникаты служат для выражения реакции на реплику собеседника или на его действие, т.е. выражают отношение говорящего к сказанному ранее (или к ситуации, как в случае благодарности или приветствия). Такие коммуникаты называются релятивами. Релятивы предикативным значением не обладают. Если в высказывании выделить само содержание («положение дел», передаваемое предложением) – диктум (или пропозицию) – и отношение говорящего к этому содержанию – модус, - то релятивы содержат, в сущности, только модус, т.е. имеют модальное значение, а предложения – и пропозицию (диктум), и модус. Тогда соотношение синтаксических единиц можно представить следующим образом:
Синтаксические единицы Номинативные Коммуникативные слово- слово- не обладающие обладающие формы сочетания предикативностью предикативностью = релятивы = предложения Предикативность является грамматическим значением предложения. А следовательно, в языке должны существовать и грамматические средства для выражения этого значения. Категориями, выражающими предикативность, являются: категория объективной модальности (синтаксическое наклонение), темпоральности (синтаксическое время) и персональности (синтаксическое лицо).
Рассмотрим каждую из них. 1. Объективная модальность. Сравнивая предложения Лето! и Было бы сейчас лето!, видим, что в первом случае содержание предложения отнесено к действительности как реальное, имеющее место в настоящем; это значение передано синтаксическим индикативом, т.е. синтаксическим реальным наклонением. Второе предложение содержит сообщение о событии, факте, желательном для говорящего, но в реальной действительности места не имеющем. Таким образом, одно и то же содержание, заключенное в слове лето, соотнесено с действительностью в обоих случаях по-разному: в первом случае как реальное, во втором – как ирреальное. Средством выражения этих значений объективной модальности являются формы синтаксического наклонения: реального и ирреального. Итак, первая категория, в которой выражается предикативность, - это категория объективной модальности, которая показывает, что отношение сообщаемого к действительности мыслится или как реальное, или как ирреальное (желаемое, возможное, необходимое, требуемое, условное). Ядро этой категории составляет категория наклонения глагола. Но наклонение – морфологическая категория, а объективная модальность – синтаксическая категория, поэтому способы ее выражения можно назвать синтаксическими наклонениями. Отличия объективной модальности от морфологического наклонения состоят в следующем: 1. Объективная модальность (синтаксическое наклонение) выражается и в безглагольных предложениях, а морфологическое наклонение присуще глаголу как части речи: Тепло. Тишина. Накурено. В этих предложениях представлено синтаксическое реальное наклонение, хотя глагол отсутствует (средствами выражения этого значения является повествовательная интонация вместе с нулевой связкой; ср.: Было бы тепло!). 2. Морфологических наклонений в русском языке только три: изъявительное, сослагательное и повелительное, а структура объективной модальности (синтаксического наклонения), как показала Н.Ю.Шведова, включает шесть членов: 1 – реальная модальность; 2-6 – ирреальная модальность, т.е. событие (действие, признак) мыслится как: 2 – возможное (Я и посидел бы с твоим ребенком, на у меня срочное дело); 3 – желаемое (Посидел бы ты с моим малышом!); 4 – требуемое (Посиди с моим ребенком, пожалуйста); 5 – условное (Я посидела бы с ребенком, если бы не экзамен); 6 – должное (Я сиди тут с вашим ребенком, а вы будете гулять!). Основными из приведенных значений ирреальной модальности являются значения возможности, желательности, долженствования и побудительности.
3. Значение требуемого или необходимого действия может передаваться и формой инфинитива, который в морфологическом плане не обладает формами словоизменения и, следовательно, стоит вне категории морфологического наклонения, например: Вам выступать. Всем сидеть! 2. Категория темпоральности. Вторая синтаксическая категория, с которой связано выражение предикативности, - это категория темпоральности (синтаксического времени), которая показывает отнесенность содержания к одному из трех временных планов: настоящему, прошедшему или будущему. Например, Завтра мы будем писать диктант, Завтра нам писать диктант, Завтра мы пишем диктант. Во всех трех случаях содержание сообщения отнесено к одному и тому же временному плану – плану будущего, хотя морфологическая форма будущего времени глагола присутствует только в первом предложении. Отправной точкой для установления временно́го плана является момент речи. Например, о плане прошедшего мы говорим в том случае, если действие произошло (или могло произойти) до момента речи, хотя при этом морфологическая форма глагола, означающего это действие, может быть и другая, например будущего времени: Когда мы вчера виделись с Андреем, я сказал ему, что вечером зайду к нему и отдам книгу. Временной план, в который отнесено все содержащееся в этом СП сообщение, - это план прошедшего, или прошлого, так как событие, о котором здесь сообщается, имело место до момента речи, глаголы же зайду и отдам употреблены в форме будущего времени. Значение побудительности может быть отнесено к настоящему или будущему временному плану, что уточняется контекстом: Пора, красавица, проснись … (П.). Лирический герой обращается к красавице так, что побуждение к действию совпадает с моментом речи: «проснись сейчас, сразу: пора просыпаться сейчас, когда я это говорю». Сравним: Пусть всегда будет солнце! – пожелание, чтобы событие имело место постоянно в будущем. 3. Категория персональности. Многие исследователи относят к числу категорий, оформляющих предикативное значение, еще и категорию персональности, показывающую отношение сообщаемого к лицу: говорящему (значение 1л.), собеседнику (значение 2 л.), не к говорящему и не к собеседнику (3 л.). Например, в предложении Не видать тебе праздника! Выражено отношение признака (действия) «видеть праздник» к собеседнику, поэтому в предложении выражено значение 2 л., хотя глагол во 2л. в нем отсутствует. Следовательно, категория лица (категория персональности) – это тоже синтаксическая категория, так как полного соответствия между персональным планом, в который относится сообщение, и морфологической формой лица глагола может и не наблюдаться. Академик В.В.Виноградов относил синтаксическое лицо к тем категориям, которые, наряду с синтаксическим наклонением и синтаксическим временем, оформляют предикативное значение предложения. В противовес этой точке зрения существует другая. В «Русской грамматике – 80» лицо исключается из числа этих категорий по следующим причинам:
1) часто лицо связывается со значением субъекта, которое обнаруживается в противопоставлении «субъектность/бессубъектность»; но S не является категорией, имеющей только грамматическое выражение. Могут быть случаи, когда, с одной стороны, никакого S в предложении нет (Светает), а с другой – присутствуют два S (У тебя каждая девушка - красавица). Двусубъектные предложения в оппозицию «субъектность/бессубъектность» никак не укладываются; 2) если S не имеет специфических грамматических средств для своего выражения, то тем более не имеет таких средств «лицо говорящее». Например: Упрек!..Скучно … - упрекает ли лицо говорящее, собеседник или кто-то еще, из этого отрезка установить нельзя. Но зная дальнейший контекст, мы понимает, что упрекает кто-то, воспринимает упрек говорящий: Упрек! Скучно… Но я его заслужил. Таким образом, Н.Ю.Шведова и ее последователи выводят лицо из числа категорий, выражающих предикативность.
Аспекты анализа предложения Предложение – многоплановая синтаксическая единица, многоаспектная и многоуровневая. Это значит, что оно обладает: 1) определенной формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2) определенным коммуникативным значением, отражаемым его актуальным членением; 3) семантикой. 1. Анализ формальной устроенности предложения предполагает выяснение того, какая конструкция лежит в основе этого предложения. При этом происходит абстрагирование от лексического наполнения, порядка слов, интонации и контекста, в котором оно употреблено. Этот аспект (или уровень) организации предложения называется конструктивно-синтаксическим. Так, на конструктивно-синтаксическом уровне окажутся тождественными такие, например, предложения: Идет дождь. Кенгуру водятся только в Австралии. Завод выполнил план, так как в основе их лежит предикативное сочетание имени существительного в И.п. со спрягаемой формой глагола, между которыми устанавливается координация. Схематично предикативную основу этих предложений можно представить в виде: N1+Vf. Выявление таких структурных схем и является целью конструктивно-синтаксического анализа предложения.
2. Анализ предложений с точки зрения их коммуникативной устроенности предполагает выявление их актуального членения, т.е. выделение двух компонентов в соответствии с коммуникативным заданием говорящего: темы (т.е. исходного пункта высказывания, обозначающего то, из чего говорящий исходит, строя свое сообщение) и ремы (т.е. сообщения по поводу темы или о теме). Тема-ремное (иначе – актуальное, динамическое) членение предложения отражает коммуникативную установку говорящего, коммуникативное назначение этого предложения в речи, поэтому оно тесно связано с контекстом, ситуацией, лексическим составом предложения. Предложение в этом аспекте может быть названо высказыванием. Ср. изменение коммуникативной установки говорящего при таком изменении порядка слов в двух предложениях-высказываниях: Я помогу тебе – Помогу тебе я. Данный уровень организации предложения называется коммуникативно-синтаксическим. Если сравнить между собой приводившиеся выше три предложения (Идет дождь. Кенгуру водятся только в Австралии. Завод выполнил план) с точки зрения их коммуникативно-синтаксического устройства, то окажется, что они различны, т.к. различно их актуальное членение, отражающее различные коммуникативные намерения говорящего. Первое предложение отвечает коммуникативному заданию констатировать некоторый факт как целостное событие; весь лексический состав этого предложения выполняет роль ремы, а тема лексически не выражена, она нулевая. Второе предложение сообщает место обитания кенгуру и в соответствии с этим коммуникативным значением оно членится на тему «кенгуру водятся» и рему «только в Австралии». Третье предложение построено для сообщения об определенном заводе и членится на тему «завод» и рему «выполнил план». 3. Третий аспект организации предложения называется семантико-синтаксическим, т.к. связан с характером синтаксической семантики каждого предложения. С этой точки зрения приведенные предложения могут иметь и черты сходства, и черты различия. Так, первое предложение будет отличаться от второго и третьего, т.к. оно имеет бытийную семантику, т.е. сообщает, что имеется в мире или некотором его фрагменте. Второе и третье будут близки по своей семантике, т.к. их назначение – характеризация (в широком смысле этого слова) некоторого предмета. Однако если третье предложение можно назвать просто характеризующим, то второе имеет более частное значение локальной характеризации. Таким образом, предложения, сходные в одном плане, могут быть различными в другом, так что построить одномерную типологию предложений в русском языке принципиально невозможно. Классификации предложений неизбежно должны учитывать различные аспекты организации предложения, отражать результаты анализа предложения в различных аспектах: конструктивно-синтаксическом, коммуникативно- синтаксическом и семантико-синтаксическом.
Три взгляда на природу предложения: 1. Определение предложения по коммуникативной функции и отнесение его к речи. 2. Определение предложения по структурно-грамматическим признакам и отнесение его к единицам языка. 3. Выделение двух единиц – предложения и высказывания, первая из которых характеризуется как определенная структурная модель и принадлежит языку, а вторая - как лексически наполненная модель с определенным интонационным контуром и принадлежит речи. Для третьей концепции важными являются критерии разграничения предложения и высказывания. Одни ученые такими критериями считают для предложения грамматическую структуру и интонационную автономность, а интонационную автономность расценивают как достаточный критерий для выделения высказывания. Таким образом, согласно третьей концепции, предложение – это абстрактная языковая единица, конструкция, которая описывается без учета ее лексического значения и выраженного коммуникативного задания. Высказывание – конкретная речевая единица, которая характеризуется линейной реализацией виртуальной модели, коммуникативной направленностью, интонационной оформленностью и ситуативным значением. Как отмечал С.О.Карцевский, предложение – это грамматическая структура, которая характеризуется наличием предиката, а высказывание (фраза) – это актуализированная единица коммуникации. Как удачно заметил другой лингвист, Ф.Данеш, бывают высказывания, лишенные формы предложения, но не бывает высказывания, которое не имело бы интонации. Предложение и высказывание часто не совпадают по объему. Высказывание может быть более широким, чем структурная модель (за счет второстепенных членов, обособленных оборотов, обращений, ВК) и более узким (в неполных и эллиптических высказываниях и в разных клише, репликах согласия, несогласия, приветствия, которые квалифицируются как неграмматические предложения, т.е. как релятивные). Предложение изучается структурным (конструктивным) синтаксисом, а высказывание – актуальным (коммуникативным, функциональным) синтаксисом. Хотя большинство лингвистов теоретически разграничивают предложение и высказывание, однако термин «высказывание» пока еще не нашел широкого практического применения, обычно в этом значении традиционно употребляется термин «предложение» с уточнением «в коммуникативном (функциональном) аспекте».
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.015 с.) |