Тема 7. Управление стратегическим потенциалом предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Управление стратегическим потенциалом предприятия



 

7.1. Понятие стратегического потенциала предприятия. Элементы потенциала.

7.2. Процесс управления стратегическим потенциалом предприятия.

7.3. Конкурентоспособность потенциала и способы ее измерения.

7.4. Определение конкурентных преимуществ предприятия.

 

7.1. Понятие стратегического потенциала предприятия.
Элементы потенциала

 

Под стратегическим потенциалом предприятия понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии предприятия. Некоторые авторы отмечают, что «потенциал предприятия представляется несколько абстрактной категорией. Его границы расплывчаты, факторы не вполне определены, влияние на текущие процессы опосредованно. Но вместе с тем эта же категория весьма конкретна, поскольку практически каждое решение может оказать на него (и через его посредство на всю последующую историю предприятия) некоторое положительное либо серьезное отрицательное влияние»[4].

Необходимо отметить, что стратегический потенциал формируют только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегических решений. Кроме того, всегда следует помнить, что потенциал предприятия существенно зависит от условий, в которых протекает деятельность предприятия, и подвержен постоянным изменениям. Если речь идет о деятельности в условиях неплатежей и взаимозачетов, то основным стратегическим ресурсом становятся деньги и другие высоколиквидные средства. В условиях нормальной экономики к стратегическому потенциалу могут быть отнесены все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия.

Анализ потенциала предприятия должен охватывать практически все сферы его деятельности: менеджмент предприятия, НИОКР, производство, маркетинг, финансы, кадры. При анализе возможностей предприятия следует отметить опасность субъективных оценок, противоречащих реальности. Так, предприятие может считать, что оно выпускает качественную продукцию и что все потребители об этом знают, однако опрос покупателей может показать, что многие об этом и не подозревают. Именно поэтому полезно привлекать к проведению управленческого анализа специалистов со стороны (консультантов), которые призваны обеспечить более объективную оценку предприятия и его продукции.

Ресурсы предприятия делятся на осязаемые и неосязаемые.

Осязаемые ресурсы, или материальные активы,это физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.). Важным направлением повышения эффективности деятельности предприятия может быть улучшение использования данных ресурсов – уменьшение материальных запасов, незавершенного производства, улучшение использования основных фондов, экономия ресурсов. Инвентаризация материальных активов предприятия и принятие решений по их структуре являются первостепенным шагом на пути разработки стратегии фирмы. К этому этапу вплотную подошли предприятия (особенно крупные), которые должны определиться, нужны ли для их дальнейшей работы все имеющиеся основные фонды и от каких основных фондов следует избавиться (списать их, попытаться продать или передать в дочерние структуры). Содержание излишних материальных активов усложняет финансовое положение предприятия, так как приходится платить налог на имущество и налог на землю.

Неосязаемые ресурсы, или нематериальные активы, – это, как правило, качественные характеристики предприятия. Сюда входят:

- не связанные с людьми неосязаемые активы – торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж предприятия;

- неосязаемые человеческие ресурсы (человеческий капитал) – квалификация персонала, опыт, компетенция, известность управленческой «команды».

Некоторые компоненты неосязаемых ресурсов (торговая марка, ноу-хау) в соответствии с новым планом бухгалтерских счетов могут быть экспертно оценены и учтены в бухгалтерском балансе в статье «Нематериальные активы».

Другим важным источником конкурентных преимуществ любого предприятия, его сильными или, наоборот, слабыми сторонами могут быть отдельные стратегические направления его деятельности. Это производство, сбыт, научные разработки, маркетинг, финансы, управление персоналом и т.д. Так, в настоящее время слабой стороной практически всех украинских предприятий является сбыт, а также управление финансами. Вместе с тем сильными сторонами предприятий могут быть:

- монопольное положение (энергетика, железнодорожный транспорт);

- высокоэффективное производство (металлургические комбинаты);

- доступность источников сырья (добыча газа).

Для потребителей большее значение имеют известность торговой марки, выгодное местоположение, часы работы, высококвалифицированные кадры (сфера услуг) и т.д. Указанные факторы могут стать конкурентными преимуществами предприятия. Следует отметить, что применительно к сильным и слабым сторонам деятельности предприятия возможна внутренняя оценка, тогда как конкурентные преимущества должны восприниматься потребителями как таковые, иначе они не являются преимуществами предприятия (мнимые преимущества).

 
 

 

 


Определение и оценку стратегических ресурсов предприятия, его сильных и слабых сторон можно проводить на основе специальной таблицы (форма 7.1), в которую включаются количественные либо качественные показатели. На основе такой таблицы можно оценить существующий и требуемый в перспективе стратегический потенциал предприятия. Хотя естественно, что ее наполнение как по составляющим стратегического потенциала, так и по ресурсам может существенно меняться при изменении экономической ситуации в стране, отраслевой сферы анализа и других факторов.

 

Форма 7.1. Стратегические ресурсы предприятия

Составляющие стратегического потенциала (способности к реализации) Ресурсы
финансовые кадровые информационные технические технологические управленческие организационные
               
Макроэкономический анализ в стране и за рубежом              
Выявление нужд, запросов потенциальных потребителей              
Анализ конъюнктуры рынка и принятие управленческих решений на его основе              
Учет интересов заинтересованных лиц              
Гибкость производства              
Обновление продукции              
Гибкость управления              

Окончание формы 7.1

               
Конкурентоспособность фирмы              
Доля рынка              
Инвестиционные возможности              
Другие важные составляющие              

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.007 с.)