Сущность стратегии и определяющие ее факторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность стратегии и определяющие ее факторы



Понятие «стратегия» происходит от греческого «strategia» – искусство или наука быть полководцем. Много летназад это понятие уже стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей.

В число управленческих терминов понятие «стратегия» вошло в 50-е годы, когда возникла проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде.

В менеджменте под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются проблемы, которые стоят перед нею, и распределяются необходимые для этого ресурсы.

Существует две основные концепции стратегии: философская и организационно-управленческая.

Стратегия как философия предприятия – это позиция, способ мышления, которое ориентирует предприятие на постоянное развитие.

Стратегия – рассчитанная на перспективу система мер, которая обеспечивает достижение миссии и целей предприятия.

Минцберг определяет понятие стратегии через комбинацию пяти «П»:

Стратегия – это:

1. П лан действий (путь из настоящего в будущее);

2. П рикрытие (ловкий прием, действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников);

3. П орядок действий (план может быть нереализуемым, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае);

4. П озиция в окружающей среде (связь со своим окружением);

5. П ерспектива (видение того состояния, к которому надо стремиться).

По И. Ансоффу, стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется в своей деятельности:

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе.

2. Правила, по которым осуществляются отношения фирмы с внешней средой.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы.

4. Правила, по которым фирма осуществляет свою текущую деятельность.

Стратегия включает:

- продуманные целенаправленные действия;

- реакцию на непредвиденное развитие событий.

Стратегия является проактивной (направленной) и вместе с тем реактивной (адаптирующейся).

Стратегия состоит из следующих элементов:

1) системы целей предприятия, в которую входит миссия, общеорганизационные и специфические цели;

2) приоритетов (ведущих правил) распределения ресурсов между отдельными подразделениями;

3) правил осуществления управленческой деятельности (например, оценка работы организации, регламентации внутренних отношений и др.).

Отличительные особенности стратегии:

- комплексный характер;

- практическая направленность;

- ориентация на использование преимуществ фирмы.

Факторы, определяющие стратегию:

1. Миссия предприятия. С изменением миссии должна меняться и обновляться также и стратегия.

2. Конкурентные преимущества, которыми владеет предприятие в сравнении с конкурентами (высокое качество товара, удобное географическое положение и др.). Конкурентные преимущества любого типа обеспечивают более высокую эффективность использования ресурсов. Под нажимом конкурентов эти преимущества исчезают. Постоянно существует потребность в поиске новых конкурентных преимуществ.

3. Характер продукции, которая выпускается (реализуется), особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы. Стратегия производства молока не может быть такой же, как и персональных компьютеров, хотя бы уже потому, что первая ориентирована на сравнительно небольшой регион, а вторая – на весь мир.

4. Организационные факторы: гибкость внутренней структуры фирмы, системы управления и др.

5. Экономический потенциал предприятия (материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы). Чем больше потенциал предприятия, тем масштабнее могут быть предпринимательские проекты, которые реализуются в соответствии со стратегией.

6. Творческий потенциал персонала (нацеленность на усовершенствование деятельности предприятия). Опытный персонал может осуществлять более новаторскую и смелую стратегию, которая интегрирует последние достижения науки и практики.

Стратегия предприятия должна отвечать следующим требованиям:

- содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего дела;

- концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;

- предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;

- обеспечивать скоординированное руководство;

- предполагать корректный порядок действий.

Критерии эффективности стратегии:

1. Ментальная правильность. Предполагает знание и понимание абсолютных полюсов эффективной стратегии: предельной рациональности и абсолютной иррациональности.

2. Ситуационность. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего успеха предприятия.

3. Уникальность. Для достижения будущего бизнеса-успеха в стратегию должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, делающие ее отличной от стратегий конкурентов.

Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнеса-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.

4. Будущая неопределенность как стратегическая возможность. Эффективная стратегия должна быть способна превращать изменения внешнего окружения предприятия в ее стратегические конкурентные преимущества.

5. Гибкая адекватность. Для того чтобы реализовывать новые возможности, которые несут в себе изменения внешней среды предприятия, его собственные стратегические изменения должны быть адекватными внешним изменениям.

Все обозначенные критерии являются не альтернативными, а, наоборот, взаимодополняющими и взаимоусиливающими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.006 с.)