Классификация педагогических технологий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация педагогических технологий.



Уровни (виды) педагогических технологий:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая технология сохраняет целостность образовательного процесса в данном режиме, учебном заведении, на определенной ступени образования. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов образования, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении ‹‹частная методика››, т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания образования и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика работы учителя, воспитателя, методика комплексного образования, методика преподавания предметов), методологическая инноватика.

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей уроков и, решение частных дифференцированных и воспитательных задач (технология самостоятельной работы, технология урока).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы.

Технологическая схема ─ условное изображение технологического процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Педагогические технологии классифицируют по следующем принципам:

Ø По уровню применения:

· общепедагогические;

· частнометодические;

· локальные.

Ø По философской основе: материалистическая и идеалистическая, диалектическая и метафизическая, научная (сциентическая) и религиозная, гуманистическая и антигуманистическая, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свобода воображения и принуждение.

Ø По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные и идеалистические технологии. Педагогическая технология всегда комплексная.

Ø По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористические, интериорцаторские. Малораспространенные технологии – нейролингвистического программирования (НЛП).

Ø По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические и прикладные.

Ø По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

Ø По типу организации и управления познавательной деятельностью (Беспалько В. П.). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируе6мая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по Беспалько В. П. – дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение;

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

3) система ‹‹консультант››;

4) обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;

5) систе6ма ‹‹малых групп››;

6) компьютерное обучение;

7) система ‹‹репетитор››;

8) ‹‹программное обучение››, для которого имеется заранее составленная программа;

В практике обычно выступают различные комбинации этих монодидактических систем, самыми распространенными из которых являются:

· традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Каменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

· современное традиционное обучение, использующее дидохографию в сочетании с техническими средствами;

· групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

· программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

По позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых, выделяют несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью внимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются гуманистичной сущностью, психотерапевтической напровленностью. Они исповедуют идею всестороннего уважения и любви к ребенку, веру в его творческие силы.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство отношений педагога с ребенком. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества и со-творчества.

е) Технологии свободного воспитания предоставляет ребенку право выбора и самостоятельность. Осуществляя выбор, ребенок реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании. Педагогический процесс – приобщение к истине. Ребенок становится центром информационного взаимодействия с Вселенной.

Ø По категории обучающихся наиболее важными являются:

- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленное изучение предметов, гимназического, лицейского образования и др.);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, выравнивания);

- различные виктимологические технологии (сурдо -, орто -, тифло -, олигофренопедагогика);

- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

Ø По содержанию тех модернизаций и модификаций, которыми в них подвергается существующая традиционная система:

а ) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических технологий. Технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии, проблемное обучение.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Программированное обучение, технологии дифференциального обучения, групповые и коллективные способы обучения.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий Воловича М. Б.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе.

ж) Комплексная политехнология многие авторские школы (‹‹Школа самоопределения›› А. Н. Тубельского, ‹‹Русская школа›› И. Ф. Гончарова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.015 с.)