Развивающее обучение в начальной школе. Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения. Характеристика принципа обучения на высоком уровне трудности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развивающее обучение в начальной школе. Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения. Характеристика принципа обучения на высоком уровне трудности



Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и других зарубежных и отечественных педагогов. Подлинно научное обоснование этой теории впервые дано в трудах А.С.Выготского. Своё дальнейшеее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.

При обосновании Л.В.Занковым нового подхода к начальному обучению в 60-е годы велась критика традиционной методики. При этом отмечалось, что программы и методики обучения в начальных классах не обеспечивают максимально возможного общего развития учащихся и одновременно дают низкий уровень знаний и умений. Это происходит потому, что учебный материал носит облегчённый, примитивный характер с низким теоретическим уровнем; методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли; любознательность и индивидуальность детей игнорируется; практикуется медленный темп обучения.

В разработке новой системы обучения Л.В.Занков исходил из положения Л.С.Выготсого: обучение должно вести за собой развитие. Общее развитие младших школьников Л.В.Занковым рассматривалось как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты; речевых, математических, эстетических умений; отвлечённого мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д.; практических действий, умения создавать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивать одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на разработанные учёным дидактические принципы. Они направлены на достижение общего развития школьников. Принципы таковы:

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

3. Принцип обучения быстрым темпом.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Особое значение придаётся принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие. Проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний, согласно которому формирование фактических, прикладных знаний и умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития.

Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть его заключается не в увеличении объёма учебного материала или сокращении сроков учения, а в постоянном обогащении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания учащимися процесса учения требует научить школьника осознавать не только объект деятельности, сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способности и операции.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех детей требует от учителя целенаправленной и систематической работы по развитию всех детей, в том числе и наиболее слабых.

Совокупность принципов дидактической системы реализуется в содержании начального образования и в методике обучения по всем предметам.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, не имеющей аналога в его опыте. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использования в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-иллюстративного характером преподавания и учения. Основой учения в структуре развивающего обучения является связь «цель-средство-контроль», а центральным технологическим звеном – самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребёнка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с поставленной целью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.005 с.)