Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межличностные отношения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками
С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий в системах «ребенок – сверстники» и «ребенок – родители». Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Таким образом, ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании как в прежних формах отношений, так и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие чувства личности. Изменяется статус ребенка как в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный человек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Раздел 2. Педагогическая психология
Психология научения
Существует ряд понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков: это — научение, учение, обучение и учебная деятельность. Самым общим понятием, определяющим процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта, является научение. Основные виды научения 1. Реактивное научение имеет место, когда организм пассивно реагирует на внешние факторы и в нервной системе непроизвольно возникают изменения, формируются новые следы памяти. К этому виду поведения относятся: импринтинг, привыкание и условные рефлексы. 2. Оперантное научение — это такие действия, для выработки которых организму надо активно экспериментировать со средой и таким образом устанавливать связи между различными стимулами. Поскольку живым существам, и особенно людям, присуща активность, то, попадая в различные ситуации и обстоятельства, они вынуждены приспосабливаться, и в результате проб и ошибок, формирования реакций и наблюдения у них формируются новые способы поведения. К этому виду научения относятся метод проб и ошибок, метод формирования реакций, наблюдение, подражание. 3. Вербальное научение – означает приобретение нового опыта через речевые знаковые системы. В данном случае имеется ввиду научение, осуществляемое в символической форме, характерно только для человека. Обучение отличается от научения тем, что обычно является планомерным, специально организуемым и управляемым процессом передачи знаний, умений и навыков. Целью этой деятельности является психическое развитие индивида. Обучение происходит в форме совместной деятельности обучающего и обучаемого. Но знания, умения и навыки непросто «переложить» из головы учителя в голову ученика. Если нет собственной активности учащегося в обучении, то никаких знаний, умений и навыков у него не появится. Они могут быть приобретены в процессе учения- целенаправленной познавательной деятельности учащихся по усвоению системы знаний, умений и навыков для последующего их применения на практике. Учение и обучение являются компонентами учебной деятельности – деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений и навыков в ходе специально организованного обучения.
2.2 Психологические особенности обучения младших школьников Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, от хода и результата которой зависят отношения ребенка с окружающими. Особую роль играет учитель, именно от него зависит эмоциональное самочувствие младшего школьника. Учебная деятельность становится ведущей. Она определяет важнейшие новообразования, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе: произвольность (учится управлять вниманием, памятью, мышлением), рефлексия (способность ребенка оценивать себя, свою деятельность), внутренний план действий (умение выполнять действия про себя, во внутреннем плане сознания). Формирование учебной деятельности младшего школьника является самостоятельной задачей школьного обучения. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. Первоначально процесс обучения в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. Мотивация учения развивается в нескольких направлениях: первоначально носит социальный характер (как желание выполнять общественно-значимую деятельность, получить одобрение учителя). Задача педагога и родителей состоит в том, чтобы сформировать познавательную мотивацию. На протяжении младшего школьного возраста начитает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Первоначально отношения младших школьников регламентируются нормами взрослой морали. Постепенно все большее значение для ребенка начинает приобретать мнение сверстников, возрастает роль сообщества сверстников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.008 с.) |