Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Основы коррекционной педагогики
4.1 Виды отклонений в поведении и развитии ребенка и их причины. Число детей с отклонениями в развитии достаточно велико и неуклонно растет. Этому способствуют: · дестабилизация социума и отдельных семей; · отсутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей; · познавательная психическая депривация, недостаточное удовлетворение сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Исследование проведённое Н. А. Ананьевой, Ю. А. Ямпольской показало, что к концу первого года обучения у 54% наблюдались отклонения в нервно-психическом здоровье, у 54% – нарушение зрения, у 20% – заболевания органов пищеварения, 38 % искривление осанки и стопы, снижение гемоглобина, головные боли во второй половине дня нарушение сна, аппетита ночные страхи. (Школа здоровья. – 1994. –№ 1 – с. 17) По материалам всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье населения определяется: Ø Образом жизни (на 50%) Ø неблагоприятным воздействием среды (20%) Ø наследственностью (20%) Ø качеством медико-санитарной помощи (10%) 14% детей в мире страдают серьезными психическими заболеваниями. Виды отклонений в поведении и развитии ребёнка. У детей с проблемами развития имеются физические и (или) психические недостатки. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления, одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – корректироваться, а третьи – компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в определённой мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта. В настоящее время в коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений развития (В. В. Лебединского; О. Н. Усановой; В. А. Лапшина Б.П. Пузанова) Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б. П. Пузанова и В. А. Лапшина: Дети с недостатками слуха: от 75-80дБ · глухие (неслышащие) без речи (ранооглохшие); · глухие с остатками речи (позднооглохшие); · Слабослышащие (тугоухие), сохранившие возможность самостоятельного накопления речевого запаса с помощью слухового анализатора. Понижение слуха 20-75дБ. Дети с дефектом зрения: · слепые (незрячие) дети (полное отсутствие зрительных ощущений или светоощущений)
· слабовидящие – острота зрения на лучше видящем глазу от 0,05 – 0,4 (с применением очков) Умственно отсталые дети с ЗПР Выделяют 3 степени интеллектуального недоразвития: · идиотим · имбецильность · дебильность Дети с ЗПР делятся на 4 группы: · гармонический инфантилизм; · ЗПР соматогенного происхождения; · ЗПР психогенного происхождения; · ЗПР церебрастенического характера; Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты) · Нарушение устной речи (заикание и др.) · письменной речи (дисграфия, дислексия) Дети с нарушением опорно-двигательной системы ДЦП – заболевание незрелого возраста мозга, причина которого в наличии вредных факторов в пренатальный, натальный постнатальный и постнатальный период. Дети со смешанными дефектом Слепоглухонемые. Умственно отсталые слабовидящие и др. Дети с искаженным развитием – психопатией, искажением влечений (патологией) Выделяют 2 группы причин, которые приводят к нарушению психофизического развития. ЭНДОГЕННЫЕ наследственные заболевания (аплазия (недоразвитие внутреннего уха), миопатия (мышечная слабость) и др. Хромосомные аберрации например трисомия 21 хромосомы, вызывающая синдром Дауна (на 1000 новорожденных 5-7 детей с хромосомными аномалиями. Экзогенные в перинатальный период: инфекционные болезни, интоксикация, резус-конфликт, травмы, облучение, недостаточное или неполноценное питание матери; в натальный период: родовые травмы, асфиксия, инфицирование плода. В постнатальный период(поле рождения): травмы, интоксикация (алкогольные, никотиновые, наркотические), несоблюдение гигиенических норм (гигиена зрения, слуха), опухоли мозга(менингийома), нейроинфекции, (менингиты, энцефалиты), сотрясение мозга. В ряде случаев наблюдается полиэтиология (сочетание патологических факторов). Для детей вышеназванных групп характерны сложности социальной адаптации, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения, особом содержании и методах обучения, в медицинских, социальных услугах. Их образовательные потребности могут реализоваться в:
специальных школах; классах выравнивания; классах повышенного внимания; центрах реабилитации; коррекционных кабинетах. Нарушение развития наиболее ярко проявляются в эмоционально – волевой сфере ребенка и его характере (А.Ф. Лазурский, Кащенко, Буянов, Захаров, Личко и др.) Перечислим наиболее типичные поведенческие и характерологические отклонения ребенка: Расторможенность гиперактивность в сочетании с инфантилизмом. Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность): повышенная обидчивость, необузданность смеха и плача, капризы, упрямство, импульсивность поступков либо заторможенность, страхи, асоциальное поведение. Застенчивость, пассивность, пугливость, наличие фобий, пессимизм. Аутичное поведение (замкнутость, уход в себя). Импульсивность (сиюминутность поведения, деятельности). Повышенная внушаемость. Негативизм (активный и пассивность). Жесткость, деспотизм, агрессивность – агрессия может быть физическая вербальная, прямая и косвенная). Бесцельная ложь. Бесцельное воровство – зачаточная форма клептомании (воровство ненужных предметов – дорожных знаков, телефонных трубок). Бродяжничество (патология – дромомания ≈ 20 – 25%) Лень (нормальная и патологическая)
4.2 Эмоциональный контакт с близкими людьми как источник полноценного развития ребёнка. Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям, нарушениям поведения посвящены исследования отечественных и зарубежных учёных (А.И. Захаров, М Раттер, А.Е Личко, Г. М. Бреслав и др.). Они позволяют понять причины и механизм нарушений. Бесспорными признаются следующие факты. Неблагоприятные события в детстве ребёнка: семейные конфликты, развод, недостаток любви, тепла, отзывчивости и ласки. Это обуславливает развитие личности по невротическому типу. Нарушение эмоциональных контактов с родителями: отсутствие эмоциональной поддержки, любви, признание в семье вызывают у ребёнка страх одиночество, ненужности, что ведёт к капризам, страхам, формированию замкнутости и недоверия к окружающим. Создание благоприятных отношений возможно при реализации 3-х условий: · Откровенность, правдивость, искренность, отношений с человеком слово не расходится с делом · Безусловное принятие человека · Эмпатическое понимание (сопереживание) Изучает причины возникновения детских неврозов и отклонении в поведении детей Захаров особо акцентирует внимание на 2-х факторах · Асоциальное криминальное поведение родителей (ссора, драки, враждебность) может стать моделью поведения для ребёнка. · Скудность и ограниченность окружающей среды могут приводить к глубоким задержкам психического развития, тормозить его интеллект, развитие и вызывать нарушение поведения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.008 с.) |