Раздел 4. Основы коррекционной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Основы коррекционной педагогики



 

4.1 Виды отклонений в поведении и развитии ребенка и их причины.

Число детей с отклонениями в развитии достаточно велико и неуклонно растет. Этому способствуют:

· дестабилизация социума и отдельных семей;

· отсутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей;

· познавательная психическая депривация, недостаточное удовлетворение сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей.

Исследование проведённое Н. А. Ананьевой, Ю. А. Ямпольской показало, что к концу первого года обучения у 54% наблюдались отклонения в нервно-психическом здоровье, у 54% – нарушение зрения, у 20% – заболевания органов пищеварения, 38 % искривление осанки и стопы, снижение гемоглобина, головные боли во второй половине дня нарушение сна, аппетита ночные страхи.

(Школа здоровья. – 1994. –№ 1 – с. 17)

По материалам всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье населения определяется:

Ø Образом жизни (на 50%)

Ø неблагоприятным воздействием среды (20%)

Ø наследственностью (20%)

Ø качеством медико-санитарной помощи (10%)

14% детей в мире страдают серьезными психическими заболеваниями.

Виды отклонений в поведении и развитии ребёнка.

У детей с проблемами развития имеются физические и (или) психические недостатки. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления, одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – корректироваться, а третьи – компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в определённой мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

В настоящее время в коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений развития (В. В. Лебединского; О. Н. Усановой; В. А. Лапшина Б.П. Пузанова)

Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б. П. Пузанова и В. А. Лапшина:

Дети с недостатками слуха: от 75-80дБ

· глухие (неслышащие) без речи (ранооглохшие);

· глухие с остатками речи (позднооглохшие);

· Слабослышащие (тугоухие), сохранившие возможность самостоятельного накопления речевого запаса с помощью слухового анализатора. Понижение слуха 20-75дБ.

Дети с дефектом зрения:

· слепые (незрячие) дети (полное отсутствие зрительных ощущений или светоощущений)

· слабовидящие – острота зрения на лучше видящем глазу от 0,05 – 0,4 (с применением очков)

Умственно отсталые дети с ЗПР

Выделяют 3 степени интеллектуального недоразвития:

· идиотим

· имбецильность

· дебильность

Дети с ЗПР делятся на 4 группы:

· гармонический инфантилизм;

· ЗПР соматогенного происхождения;

· ЗПР психогенного происхождения;

· ЗПР церебрастенического характера;

Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)

· Нарушение устной речи (заикание и др.)

· письменной речи (дисграфия, дислексия)

Дети с нарушением опорно-двигательной системы

ДЦП – заболевание незрелого возраста мозга, причина которого в наличии вредных факторов в пренатальный, натальный постнатальный и постнатальный период.

Дети со смешанными дефектом

Слепоглухонемые.

Умственно отсталые слабовидящие и др.

Дети с искаженным развитием – психопатией, искажением влечений (патологией)

Выделяют 2 группы причин, которые приводят к нарушению психофизического развития.

ЭНДОГЕННЫЕ

наследственные заболевания (аплазия (недоразвитие внутреннего уха), миопатия (мышечная слабость) и др.

Хромосомные аберрации например трисомия 21 хромосомы, вызывающая синдром Дауна (на 1000 новорожденных 5-7 детей с хромосомными аномалиями.

Экзогенные в перинатальный период: инфекционные болезни, интоксикация, резус-конфликт, травмы, облучение, недостаточное или неполноценное питание матери; в натальный период: родовые травмы, асфиксия, инфицирование плода.

В постнатальный период(поле рождения): травмы, интоксикация (алкогольные, никотиновые, наркотические), несоблюдение гигиенических норм (гигиена зрения, слуха), опухоли мозга(менингийома), нейроинфекции, (менингиты, энцефалиты), сотрясение мозга.

В ряде случаев наблюдается полиэтиология (сочетание патологических факторов). Для детей вышеназванных групп характерны сложности социальной адаптации, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения, особом содержании и методах обучения, в медицинских, социальных услугах.

Их образовательные потребности могут реализоваться в:

специальных школах;

классах выравнивания;

классах повышенного внимания;

центрах реабилитации;

коррекционных кабинетах.

Нарушение развития наиболее ярко проявляются в эмоционально – волевой сфере ребенка и его характере (А.Ф. Лазурский, Кащенко, Буянов, Захаров, Личко и др.)

Перечислим наиболее типичные поведенческие и характерологические отклонения ребенка:

Расторможенность гиперактивность в сочетании с инфантилизмом.

Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность): повышенная обидчивость, необузданность смеха и плача, капризы, упрямство, импульсивность поступков либо заторможенность, страхи, асоциальное поведение.

Застенчивость, пассивность, пугливость, наличие фобий, пессимизм.

Аутичное поведение (замкнутость, уход в себя).

Импульсивность (сиюминутность поведения, деятельности).

Повышенная внушаемость.

Негативизм (активный и пассивность).

Жесткость, деспотизм, агрессивность – агрессия может быть физическая вербальная, прямая и косвенная).

Бесцельная ложь.

Бесцельное воровство – зачаточная форма клептомании (воровство ненужных предметов – дорожных знаков, телефонных трубок).

Бродяжничество (патология – дромомания ≈ 20 – 25%)

Лень (нормальная и патологическая)

 

4.2 Эмоциональный контакт с близкими людьми как источник полноценного развития ребёнка.

Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям, нарушениям поведения посвящены исследования отечественных и зарубежных учёных (А.И. Захаров, М Раттер, А.Е Личко, Г. М. Бреслав и др.). Они позволяют понять причины и механизм нарушений. Бесспорными признаются следующие факты.

Неблагоприятные события в детстве ребёнка: семейные конфликты, развод, недостаток любви, тепла, отзывчивости и ласки. Это обуславливает развитие личности по невротическому типу.

Нарушение эмоциональных контактов с родителями: отсутствие эмоциональной поддержки, любви, признание в семье вызывают у ребёнка страх одиночество, ненужности, что ведёт к капризам, страхам, формированию замкнутости и недоверия к окружающим.

Создание благоприятных отношений возможно при реализации 3-х условий:

· Откровенность, правдивость, искренность, отношений с человеком слово не расходится с делом

· Безусловное принятие человека

· Эмпатическое понимание (сопереживание)

Изучает причины возникновения детских неврозов и отклонении в поведении детей Захаров особо акцентирует внимание на 2-х факторах

· Асоциальное криминальное поведение родителей (ссора, драки, враждебность) может стать моделью поведения для ребёнка.

· Скудность и ограниченность окружающей среды могут приводить к глубоким задержкам психического развития, тормозить его интеллект, развитие и вызывать нарушение поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.008 с.)