Государственные и частные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные и частные организации



Типы организаций

Государственные и частные организации объективно можно рассматривать как фактор социализации входящих в них людей, хотя социализация не является функцией этих организаций. Они социализируют сво­их членов органично в процессе решения тех задач, ради которых эти организации созданы.

Многочисленные государственные и частные организации мож­но сгруппировать в соответствии с задачами, для решения кото­рых они созданы:

-производственные — промышленные, сельскохозяйственные и иные предприятия, производящие товары;

- производящие информационные технологии;

- экономические — финансовые, торговые, посреднические, рекламные, маркетинговые и другие организации;

-научные — исследовательские центры, институты, академии и др.;

-благотворительные — фонды, общества, попечительские уч­реждения;

- охраны здоровья — медицинские, профилактические, сана­торно-курортные учреждения;

- культуры — театры, музеи, кинотеатры, филармонии и пр.; -средства массовой коммуникации — редакции газет и журна­лов, телестудии, киностудии, издательства, радиостанции и др.;

- спортивные — стадионы, бассейны, профессиональные спортивные клубы;

- государственной власти и управления — законодательные, исполнительные и распорядительные органы федерального, регио­нального и муниципального уровней, местного самоуправления;

-охраны общества и государства — армия, милиция, прокура­тура, суд, службы безопасности и др.

В качестве микрофактора социализации человека можно рас­сматривать те организации, в которые он входит непосредствен­но: воинскую часть, а не армию в целом; завод, а не холдинг, в который он может входить, и т.д.

Организации социализация и стихийная

Государственные и частные организациивлияют на социализацию граждан как прямо, так и опосредствованно. Прямое влияние идет на членов конкретной организации. Косвенное может оказываться на тех людей, с кем та или иная организация так или иначе связана или сотрудничает, включая помощь воспитательным организациям, помощь нуждающимся в этом людям и группам (фирма — обще­ству инвалидов, спортивный клуб — жителям микрорайона и пр.). Социализация членов любой организации происходит благо­даря действию институционального механизма, а также межлич­ностного и стилизованного (ибо в организации возникает отно­сительно самостоятельная субкультура, а ее члены являются но­сителями более широких субкультур — профессиональной, воз­растной и др.).

Государственные и частные организации выполняют опреде­ленные функции в процессе социализации, как свойственные любой из них, так и специфические.

К универсальным функциям можно отнести нормативно-регуля­тивную и смыслообразующую (обеспечение самореализации и самоутверждения ее членов).

Специфические функции, определяющиеся задачами организа­ции, — профессиональная социализация, гражданская социали­зация, компенсация, релаксация, коммуникация и др. Эти и дру­гие функции в разных сочетаниях дополняют основные функции социализации, а также частично могут поглощаться одной из них. Социализация членов организации имеет двоякий характер. С одной сторон ы, в ней как в формализованной группе в процессе делового общения человек усваивает и реализует опре­деленные ценности, установки, образцы поведения, соответству­ющие целям организации.

С другой сторо н ы, в любой организации возникает меж­личностное общение между ее членами и складывается система неформальных отношений, которые также имеют существенное социализирующее значение. Причем в эффективной организации неформальные отношения испытывают на себе существенное нор­мативно-регламентирующее влияние формализованных отноше­ний. В неэффективной — ситуация может быть обратной.

Организация в идеале стремится сформировать из своих чле­нов определенный тип личности, адекватный представлениям руководства и идеологов организации о человеке, наиболее эф­фективно способном, готовом и подготовленном реализовывать свои функциональные обязанности так, чтобы задачи организа­ции решались оптимальным образом. В зависимости от типа и иде­ологии (в широком смысле слова) той или иной организации тип потребной ей личности может иметь значительную специфику. В одних случаях — это узкий специалист с ориентацией на рацио­нальный стиль поведения; в других — специалист, обладающий креативным потенциалом; в третьих — специалист «по человечес­ким отношениям» и т. п.

В любой организации происходит стихийная социализация. Ее содержание и характер определяются тем, что принято называть организационной культурой. Это понятие не имеет однозначного толкования. Но в общем виде организационная культура (или куль­тура организации, или субкультура организации) может быть оха­рактеризована как система коллективных представлений о нормах, ценностях, способах поведения, принимаемых, разделяемых и реализуе­мых членами организации.

Или несколько иначе организационную культуру можно трак­товать как своеобразие видения и понимания, сходные способы воспри­ятия и интерпретации мира, сходный образ мыслей, что выражается в специфических образцах поведения.

Обе эти трактовки не столько противоречат одна другой, сколь­ко дополняют друг друга (попутно следует иметь в виду, что есть много иных трактовок). В то же время то что собой представляет конкретная организационная культура, в основном зависит от типа и характера организации и намерений и усилий ее идеологов и руководителей.

Эффективность и характер влияния организации на стихий­ную социализацию конкретного ее члена зависит, очевидно, как от особенностей организационной культуры, так и от ин­дивидуального своеобразия человека, а также от длительности его пребывания в организации и степени ее референтное™ для него.

Относительно социально контролируемая социализация в организации

Чем более эффективна организация, тем в большей степени в ней происходит и относительно социально контролируемая социализация. Иными словами, в эффективной организации осуществляется социальное воспитание, которое может быть названо корпоративным, производственным или как-то иначе. Но суть от этого не меняется.

В эффективных организациях руководство уделяет большое вни­мание работе с кадрами. Создаются системы обучения и перепод­готовки кадров. С помощью системы санкций стимулируется са­мообразование.

Все больше организаций уделяют внимание тому, что в соци­альном воспитании обозначается как организация социального опыта. В частности этому способствуют и привлечение членов организа­ции к решению вопросов ее жизни; и создание специфических символики, атрибутики, традиций повседневного поведения и совместного проведения досуга, различных форм привлечения членов семей к проведению досуга, познавательным, спортивно-развлекательным и тому подобным программам.

И наконец, все больше организаций озабочены оказанием ин­дивидуальной помощи в решении проблем своим членам. Этим заняты специалисты по работе с персоналом, а также специально приглашаемые специалисты.

Все шире распространяющаяся практика проведения группо­вых тренингов различного характера, групповых дискуссий и ин­дивидуальных консультаций — типичное проявление осознания необходимости социального воспитания в организациях различ­ного типа.

Религиозные организации

Религия в России

Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религиозные организации были важнейшим, после семьи, фактором. В про-цессе секуляризации, т. е. освобождения об­щества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где пред­ставлены все четыре мировые религии — христианство, мусуль­манство, буддизм, иудаизм — и многие их разновидности (всего — более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

Роль религии в социализации человека в СССР даже в 20 — 70-е гг. XX в. нельзя оценивать однозначно. В то время как право­славие почти утратило в ту пору свое влияние, ислам, который можно рассматривать не только как религию или не просто как религию, но и как образ жизни, в очень большой мере сохранял свои позиции. Немалую роль продолжала играть католическая цер­ковь в Литве, а также различные секты (особенно нелегальные) в различных регионах.

В последние десятилетия влияние всех конфессий стало возра­стать. Особенно значительный его рост отмечен, начиная с сере­дины 80-х гг., что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе. Интенсивно создаются новые религиоз ные организации, конфессиям возвращаются культовые сооруже­ния, планируется и идет строительство новых храмов, мечетей, костелов, кирх, молитвенных домов.

Главное же то, что резко изменилась социально-психологичес­кая ситуация в обществе. Вместо господствовавших атеизма и без-религиозности появилось массовое стремление называть себя ве­рующими. С одной стороны, религия становится прибежищем ра­зуверившихся в скомпрометированной идеологии, противовесом безнравственности общества, идеей, консолидирующей нацио­нальное самосознание.

С другой стороны, надо учитывать имеющиеся различия меж­ду субъективным признанием себя верующим и реальным ис­полнением религиозных обрядов. Так, из опрошенных в 2002 г. московских школьников VII, IX, XI классов 74% считали себя верующими различных конфессий. В то же время регулярно со­блюдали религиозные обряды лишь 4,7 % опрошенных, еще 8,2 % делали это эпизодически, 25 % участвовали в религиозных празд­никах (Ю. М. Евстигнеева).

Среди взрослых, называющих себя верующими, удельный вес тех, кто раз в месяц посещает церковь, 6 —7 %; 42 % называющих себя православными никогда не посещали церковную службу, 45 % не читали Библии, а 21 % на вопрос «Верите ли вы в Бога?» отве­тили «нет» (данные получены в 2002 г. сотрудниками Института Европы РАН).

Социализирующее влияние религиозных организаций испыты­вают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут более или менее активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. Успех этой работы оп­ределяется тем, сколько удается создать в лоне конфессии религи­озных организаций, насколько эффективно они функционируют.

Важное значение имеет и развитие религиозного просвещения и образования, которыми занимаются в той или иной степени все конфессии, в том числе и создавая свои учебные заведения раз­личного типа (воскресные школы, центры дополнительного ре­лигиозного образования, средние и высшие учебные заведения).

Так, по определению Архиерейского собора Русской право­славной церкви (1994 г.) каждый приход должен иметь воскрес­ную школу, создавать просветительские религиозные кружки. В об­щецерковную систему религиозного воспитания включаются кроме воскресных школ также православные детские сады, православ­ные негосударственные лицеи и гимназии, богословские инсти­туты.

Возрождение приходской жизни требует большого числа свя­щеннослужителей, способных, готовых и специально подготов­ленных к ведению соответствующей работы с различными соци­альными и половозрастными группами населения.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.01 с.)