Общение и стихийная социализация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение и стихийная социализация



Общение играет кардинальную и всеобъемлющую роль в процессе стихийной социализации человека на всех возрастных этапах. Данная в предыдущих главах характеристика социализации человека во взаимодей­ствии с различными факторами позволяет выделить ряд аспек­тов, в которых влияние межличностного общения предстает в до­статочно обобщенном виде.

В о-п е р в ы х, общение — важнейшая детерминанта эмоциональ­ного развития человека. Весь спектр человеческих эмоций возника­ет и развивается в условиях общения. Общение всегда эмоцио­нально окрашено — от нежности до ненависти. Благодаря этому люди передают друг другу не только какой-то текст, но и эмоцио­нальный подтекст. Этот подтекст может усиливать смысл текста, ослаблять его, противоречить ему. В результате вокруг общающих­ся людей возникает своеобразное «эмоциональное облако» — аура (от греч. аига — дуновение ветерка), которое и делает общение лицом к лицу столь желанным и необходимым.

Лонгитюдные исследования показали, что эмоционально теп­лые, способные к интимной коммуникации мужчины в восьми­летнем возрасте имели относительно устойчивую дружбу с други­ми мальчиками, среди их товарищей по играм были также девочки. Напротив, мужчины, которые держат людей на расстоянии и из­бегают тесных человеческих контактов, уже в младших классах не умели дружить с мальчиками и реже играли с девочками (И. С. Кон).

Глубокий эмоциональный контакт, который является непре­менным атрибутом дружеского общения, формирует своеобраз­ный эмоциональный механизм, позволяющий не только осуще­ствлять аналогичные контакты, но и активно искать их. При от­сутствии дружеского общения этот механизм не формируется, ибо общая, присущая в принципе всем людям, потребность в эмоцио­нальном контакте не находит своей реализации и развития. В ре­зультате, становясь взрослым, человек не ищет подобных контак­тов или не может их поддерживать.

Содержание, эмоциональная глубина общения, тот обмен эмо­циями, который при этом происходит, влияют на то, как человек воспринимает все окружающее, на глубину и окрашенность его эмоций.

Важную роль в формировании и проявлении эмоциональной сферы человека играет потребность в уединении. В уединении про­исходит эмоциональное переживание того, с чем человек сталки­вается в общении, в реальной действительности в целом. Поэто­му, если человек, начиная с подросткового возраста, избегает уединения или посвящает его только каким-то конкретным де­лам, можно предполагать, что он недостаточно эмоционально развит, глух к эмоциональной стороне жизни.

В о-в т о р ы х, в процессе общения происходит самопознание че­ловека, формирование образа Я.

Образ Я — это не нечто объективно данное или раз и навсегда сложившееся, а отношение к себе самому, которое возникает в результате взаимосвязи нескольких компонентов, со временем оно меняется. Один из этих компонентов — представление о своих качествах и свойствах, т.е. определенный уровень знаний о себе; второй — оценка того, что мы о себе знаем, т.е. система самооце­нок, которая окрашена такими чувствами, как самолюбие, чес­толюбие, престижность. Наконец, третий компонент — проявле­ние в поведении человека его знаний о себе и самооценок, что позволяет убедиться в их правильности. Общение с окружающими играет большую роль в формировании как каждого из этих ком­понентов, так и образа Я в целом.

Исследованиями установлено, что у городских жителей в сред­нем самопознание более дифференцированно и осознанно, чем у сельских. Это естественно. Как условие социального общения, го­род схож с большим зеркалом: в нем горожанин каждодневно обнаруживает себя через взаимодействие с другими людьми. На­блюдая, сравнивая свои и чужие поступки, поведение, человек осознает и оценивает себя и других, получает возможность ори­ентироваться в сложной городской жизни, находить в ней свое место.

Если у человека на каком-либо возрастном этапе общение с окружающими сложилось не совсем удачно (нет друзей, конф­ликтные отношения в семье или на работе), то это отражается и на познании им себя. Оно либо задерживается, либо результат его бывает не соответствующим действительности. И то и другое от­рицательно сказывается на становлении личности.

Знание человеком самого себя, его самооценка существенно влияют на то, как он ведет себя в различных жизненных ситуаци­ях. Но это влияние не прямое. Оно опосредствуется самоуважени­ем личности, которое можно считать фокусом образа Я.

Все, что человек узнает о себе в процессе общения и взаимо­действия с различными людьми, иногда в большой мере, а иног­да минимально опосредствуется рефлексией, т.е. внутренним ди­алогом, в котором он рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным груп­пам, семье, обществу сверстников, сослуживцам, значимым ли­цам.

Почти каждый человек (один раньше, другой позже, один вне­запно, другой исподволь) на грани подросткового и юношеского возрастов обнаруживает, что все чаще и чаще он как бы отстраня­ется от всего и всех ради погружения в самого себя. Он замечает, что внешний мир, различные события собственной жизни инте­ресуют его и вызывают у него размышления и переживания в боль­шой степени в связи с тем, что дают повод для осмысления само­го себя, для осознания своей непохожести на окружающих, даже своей уникальности.

Именно в старшем подростковом возрасте и в юности челове­ку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследо­вать свои мысли, чувства, поступки. Юный М.Ю.Лермонтов пи­сал М.А.Лопухиной: «Назвать Вам всех, у кого я бываю? Я — та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием». А совре­менная девятиклассница пишет: «Когда я остаюсь одна, то чаще всего занимаюсь оценкой своих поступков, отдельных действий, иногда даже сказанных фраз. Бывает, что вечером вспоминаю фра­зу, сказанную кем-то, слышу его голос, обдумываю свой ответ. Когда я нахожу сказанное мной правильным, у меня резко повы­шается настроение».

Это стремление юности осмыслить себя, свою жизнь наедине с собой неслучайно. Чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть настоящим собеседником другим людям тот, кто избегает самого себя. Он в таком случае не умеет размышлять, не может оценивать жизненные ситуации. Самопознание, возни­кая в общении и взаимодействии с миром, делает уединение не­обходимым шагом на пути к общению и взаимодействию.

Развитие рефлексии у человека становится необходимым усло­вием социализации.

В-третьих, общениеважнейший путь познания человеком мира.

Исследования показали, что лишь 20 % информации, которой владеет современный человек, усваивается им из средств массо­вой коммуникации. Остальные 80 % он получает по каналам меж­личностного общения. Таким образом, и сегодня общение по-преж­нему остается основой человеческого познания. Причем межлич­ностное общение — не только важнейший источник информации. Оно оказывает существенное влияние и на восприятие тех зна­ний, которые человек получает по другим каналам —- в частности в процессе образования, в процессе практического освоения мира, из средств массовой коммуникации. И наконец, общение во мно­гом определяет интерес к знаниям вообще, получаемым из лю­бых источников.

Общение — один из важнейших факторов возникновения, раз­вития и укрепления познавательных интересов у растущего чело­века. Особенно это относится к общению со сверстниками, на что обратил внимание популярный среди молодежи 60 — 70-х гг. XIX в. русский писатель А. К. Шеллер (публиковавшийся под псевдони­мом Михайлов): «...Любознательность, — писал он, — пробужда­ется в детях только детьми. Ребенок охотно разговаривает с ребен­ком; больших он только слушает и, встречая в детских играх и болтовне предметы, требующие объяснения, он обращается за этим объяснением к большим. Без товарищей ребенка никто и ничто не подталкивает на вопросы, он холодно смотрит на окружающее его и составляет обо всем свои собственные превратные понятия».

В наше время исследования педагога Г.И.Щукиной показали, что на познавательные интересы школьников влияют все обстоя­тельства их жизни, но важнейшее значение все же имеет общение со сверстниками (для большой части ребят). В общении со сверст­никами школьник может проявлять свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляться в своих склонно­стях. Но в то же время общение со сверстниками (впрочем, как и с другими людьми) может разрушать, гасить, уродовать уже име­ющиеся у ребят интересы, склонности. В общении могут форми­роваться и социально неприемлемые, даже социально опасные интересы.

Общение является и самостоятельным источником информа­ции. Взаимодействуя с окружающими в процессе различных ви­дов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младши­ми, родственниками, знакомыми и другими людьми, человек получает разнообразные знания как о предметном мире, так и о мире идей и отношений.

Это очень эффективный путь познания. Обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. Образно говоря, общение можно назвать портативным средством трансля­ции информации.

Причем надо иметь в виду как общение в относительно ста­бильных приятельских и дружеских группах, так и мимолетное, «незапланированное», общение с незнакомыми людьми, которое даже и не осознается как собственно общение. Особенно важным источником информации подобные контакты являются для го­родских жителей.

Всякое знание социально по своей природе, т. е. оно создается в процессе деятельности людей, направленной на познание объек­тивного мира. Поэтому процесс познания социален по своей сути. Даже если человек познает что-либо в одиночку, он при этом вступает, образно говоря, во внутренний диалог со всем миром, с человечеством в целом как с носителем того знания, той куль­туры, которыми он стремится овладеть. Познавая что-либо в уеди­нении, человек вступает в общение с теми, кто добыл это знание до него, и с самим собой, ибо мышление всегда диалогично (М. М. Бахтин). Наконец, целью познания в конечном итоге явля­ется необходимость проявить знания в контактах, в сотрудниче­стве, в совместной деятельности с другими людьми.

В-четвертых, в процессе общения человек усваивает широ­кий спектр норм, определяющих в конечном счете его повседневную жизнь.

В словарях понятие «норма» определяется, как правило, как образец, одна из форм нравственного требования. Норма действу­ет в среде людей двояким образом. С одной стороны, она элемент человеческих отношений, а с другой — форма морального созна­ния. Норма воспринимается людьми как своеобразный нравствен­ный закон, обязательный для каждого. Иными словами, речь идет о нормах поведения, обычаях, которые постоянно воспроизво­дятся в однотипных поступках множества людей в более или ме­нее сходных ситуациях.

В общении нормы играют двоякую роль. С одной стороны, нор­мы регулируют общение, определяя, о чем, где, как и с кем мож­но, позволительно или нужно общаться. С другой — в процессе общения с окружающими людьми человек узнает, интуитивно «схватывает» и усваивают самый широкий спектр норм, регули­рующих жизнь человека в обществе.

Нормы, которые регулируют общение человека и которые он познает в процессе общения, условно можно разделить на не­сколько слоев: общественные, региональные, половозрастные и индивидуальные.

В результате влияния общественных, региональных и половоз­растных норм, в результате их взаимоналожения, благодаря и воп­реки их некоторой противоречивости и неоднозначности форми­руются нормы жизни и общения каждого конкретного человека.

Важное значение для формирования индивидуальных норм человека имеет то, как те или иные нормы (общественные, регио­нальные, половозрастные) оценивают наиболее значимые для него лица. В процессе общения с этими лицами складываются взгляды, представления, нормы в одних случаях вследствие иден­тификации (отождествления) себя с конкретным значимым ли­цом и некритического восприятия его взглядов, отношений, норм. В других случаях этот процесс идет с помощью так называемого межличностного переноса, когда человек переносит представле­ния и нормы кого-либо из значимых лиц в свою жизненную прак­тику.

Важную роль в формировании системы индивидуальных норм человека играет уединение. Человек — не пассивный объект воз­действия норм. Размышляя наедине с собой, сопоставляя, анали­зируя, он отбирает для себя не только те нормы, которые одобря­ются и реализуются в его непосредственном окружении. Он может выработать собственные нормы поведения, жизни, общения. Он может приспособить, трансформировать те или иные нормы к своему видению мира, людей, отношений. Он может выработать определенную программу собственного поведения. В уединении он ищет и находит пути и способы интеграции противоречивых норм, отвергать которые целиком не позволяют обстоятельства его жиз­ни. Он продумывает способы приспособления к окружающей дей­ствительности и регуляции своего поведения в соответствии с теми нормами, которым он считает необходимым следовать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.015 с.)