Десоциализирующий характер контркультурных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десоциализирующий характер контркультурных организаций



Десоциализация в данном случае понимается как негативная социализация членов контркультурных организаций (лат. йе — приставка, обозначающая: 1) отделение, удаление — в нашем случае от общества; 2) дви­жение вниз, снижение, например, дегра­дация, в нашем случае снижение приспособленности к жизни в обществе).

Десоциализация членов контркультурных организаций осно­вывается на том, что человек в них рассматривается не как лич­ность (самосознательный ответственный субъект), а как индивид (т. е. как представитель биологического рода или социальной груп­пы), как объект воздействия лидеров. Поэтому взаимодействие членов организации с лидерами имеет безличностный, сугубо инструментально-деятельностный характер (например, в ходе криминальных или экстремистских действий — в политических тоталитарных организациях).

Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется соответствующими ее ха­рактеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нормами, упорядочивающими отношения внутри группы и пове­дение по отношению к «они» (правила поведения по отношению к членам организации не распространяются на людей, к ней не принадлежащих); образцами взаимодействия и поведения; систе­мой социального контроля — клятвами и проклятиями; способами стимулирования — вознаграждения, принуждения и наказания.

В зависимости от характера организации ее субкультура вклю­чает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до самоистощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, минимум пищи и пр.). Во многих организациях наркотики и алко­голь используются как средства подавления и сплочения их чле­нов, а в других — существует полный запрет на их употребление. (Так, известны случаи, когда молодые люди добровольно лечи­лись от наркозависимости для того, чтобы выполнить условие возвращения их в преступную группу — В. А. Луков.)

Одним из значимых элементов жизнедеятельности и субкуль­туры контркультурной организации может быть поощряемый ха­рактер поведения в сексуальной сфере. Если в одних организациях культивируются сексуально-эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), то в других — про­пагандируется и реализуется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организациях суще­ствует особое отношение к семье — ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу орга­низации.

В последние десятилетия десоциализирующее влияние контр­культурных организаций растет, что проявляется в ряде тенден­ций.

В о-п ервых, растет интерес в различных возрастных и социо­культурных слоях общества ко всем типам контркультурных орга­низаций: и к квазикультовым (вплоть до сатанистских), и к кри­минальным, и к экстремистским — политическим, религиозным, террористическим. Так, 24,1% опрошенных В.С.Собкиным и М. В. Вагановой московских школьников общаются с людьми, со­стоящими в экстремистских организациях.

В о-в торых, увеличивается диапазон приемлемости по отно­шению к идеологии и практике контркультурных организаций у довольно больших групп населения. Это проявляется и в росте ксенофобии (ненависти к инородцам), и в культурной и религи­озной нетерпимости, и в других тенденциях. Опрос радиостанции «Эхо Москвы» в ноябре 2003 г. выявил, например, что 31 % из 3 тыс. позвонивших считают скинхедов патриотами. Альтернатив­ный вариант ответа «Скинхеды — нацисты» выбрали 69 % позво­нивших в студию.

В-т р е т ь и х, наблюдается количественный рост контркультур­ных организаций всех типов и увеличение как числа действующих членов организаций, так и потенциальной базы их роста. Так, 38 % опрошенных молодых людей в Свердловской области допускают для себя возможность совершить правонарушение, 32 % затруд­нились с ответом (В.Г. Попов). А более 18 % опрошенных В.Т.Ли­совским считают для себя возможным участие в криминальной группировке. По данным ВЦИОМ (2002) каждый пятый совер­шеннолетний житель Воронежа был готов отдать свой голос на думских выборах за русских нацистов (которые отсутствовали в опросном листе и респонденты дописали название их организа­ции сами).

В-ч е т в е р т ы х, наблюдается идеологическое схождение, а так­же практическое сопряжение и сращивание контр культурных организаций всех типов с определенными сегментами экономиче­ских, идеологических, политических и властных структур обще­ства. Этому способствует ряд объективных социокультурных об­стоятельств, активная работа в этом направлении контркультур­ных организаций и адекватность их ценностей взглядам и убежде­ниям ряда представителей перечисленных выше структур.

В-пятых, происходит экспансия контркультурных органи­заций в сферу социального воспитания через завуалированное, а также и прямое их проникновение в некоторые воспитатель­ные организации. Так, квазикультовые организации (преимуще­ственно сайентологи и мунниты) получают доступ в школы, кол­леджи, вузы и внешкольные учреждения. Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов, тренажерных залов, секций восточных единоборств, кикбоксинга и др. Они нередко имеют легальный статус. По данным В. А.Лукова, например, летом 2001 г. действо­вали десятки палаточных лагерей для подростков, созданных орга­низованными преступными группировками в разных регионах России.

Все эти тенденции существенны для распространения десоци-ализирующего влияния контркультурных организаций как на своих членов, так и на потенциальных участников.

Десоциализация в контркультурных организациях определяет­ся рядом особенностей их структуры и жизнедеятельности.

Для контркультурных организаций характерна высокая степень интеграции их членов, что выражается в высокой степени усвое­ния ими целей, норм и субкультуры организации.

В подобных организациях практически невозможно обособле­ние человека («У меня нет своего ума, совести, тела» — должен твердить новичок в одной из сект). Автономия в рамках контр­культурной организации либо невозможна, либо минимальна, либо иллюзорна, ибо у человека отсутствует диапазон свободы в выбо­ре конкретных форм поведения, норм и ценностей, либо этот диапазон минимален, а чаще просто иллюзорен.

В контркультурных организациях происходит адаптация их чле­нов к контркультурным ценностям и установкам и девиантное обособление по отношению к обществу, т.е. они оказывают десо­циализирующее влияние на своих членов. Этому способствует и диссоциальное воспитание, которое осуществляется в контркуль­турных организациях.

Диссоциальное воспитание

Диссоциальное воспитание (лат. сИз — приставка, сообщающая понятию противоположный смысл) — целенаправленное формирование антисоциального сознания и поведе­ния у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных — политических и квазикультовых) организаций (сообществ).

Осуществляют диссоциальное воспитание руководители контр­культурных организаций (их могут называть по-разному — вождь, учитель, лидер, шеф и пр.) и проверенные члены организации, входящие в ее ядро. Независимо от характера организации, всех их можно назвать воспитателями — компрачикосами (этим сло­вом в средневековой Европе называли тех, кто покупал или по хищал детей и уродовал их для продажи в качестве шутов, попро­шаек и пр.).

Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание име­ет специфические задачи, цели, содержание и средства.

Задача диссоциального воспитания -—привлече­ние и подготовка кадров, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций.

Цели диссоциального воспитания зависят от ха­рактера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного под­чинения членов организации лидеру, усвоения ими соответству­ющих норм и ценностей и некритической реализации этих норм и ценностей в повседневной жизни.

Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью опре­деленного набора средств, важнейшими из которых можно счи­тать следующие:

- основной род занятий группы или организации (криминаль­ный, квазикультовый, экстремистский);

- автократический (самовластный) стиль руководства, пред­полагающий единоличное управление лидером жизнедеятельно­стью группы или организации, беспрекословное подчинение ря­довых членов лидеру, жесткий контроль за жизнью и поведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и некоторых тоталитарных группах — физическое уничтожение) по отноше­нию к нарушителям норм и приказов. Реализация автократичес­кого стиля руководства ведет к тому, что первоначально склады­вающиеся отношения «лидер—-ведомый», «учитель—ученик» пре­вращаются в отношения «господин —раб», т.е. к полному подав­лению членов группы или организации;

- характер основного рода занятий, ценности и нормы, вне­дряемые в группе или организации, формируют специфическую для нее субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепро­вождения, эстетические пристрастия — одежда, прическа, тату, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимо­действия вне группы, фольклор), которая становится эффектив­ным средством диссоциального воспитания.

Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает в себя ряд этапов.

Первый этап — возникновение у человека образа организа­ции, привлекательного для него в силу половозрастных, соци­ально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание.

Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекают подростков, юношей и часть девушек в силу их воз­растных особенностей своей необычностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультовые орга­низации привлекают, как правило, людей неустроенных, одино­ких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д.

Второй этап — включение человека в жизнедеятельность орга­низации, узнавание и освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.

Третий этап — удовлетворение определенных потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потреб­ностей и интересов в антисоциальные.

Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократных совершениях подобных дей­ствий эта установка закрепляется, приводит к изменению моти­вации, формированию самостоятельной потребности в криминаль­ных формах поведения.

Четвертый этап — закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свиде­тельствует о возникновении фиксированных антисоциальных уста­новок (Т.Ш.Ангуладзе, Н.Г. Маградзе), которые и определяют поведение членов контркультурных организаций.

В заключение еще раз отметим, что в организации любого вида происходит процесс социализации ее членов, как стихийной, так и относительно социально контролируемой, как просоциальной, так и асоциальной, а порой и антисоциальной. Именно по отно­шению к организации справедливо звучат и ныне слова, напи­санные в XVIII столетии Иммануилом Кантом: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управ­лять и искусство воспитывать».

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы тенденции развития современной семьи?

2. Какие социализирующие функции реализует семья?

3. Как можно охарактеризовать семейное воспитание?

4. Каковы социализирующие функции группы сверстников?

5. Каковы основные характеристики микросоциума?

6. Что представляет собой соседство для младших и старших поколений?

7. Как можно классифицировать воспитательные организации?

8. Каковы социализирующие функции воспитательных организаций?

9. Как можно охарактеризовать социальное воспитание?

10. Как можно классифицировать государственные, частные и добро­вольные организации?

11. Каковы социализирующие функции этих организаций?

12. Каковы социализирующие функции религиозных организаций?

13. Как можно охарактеризовать религиозное воспитание?

14. Что представляют собой контркультурные организации?

15. Как можно охарактеризовать диссоциальное воспитание?

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какие проблемы возникают в процессе создания домашнего очага?

2. В чем сходство и различия в социализирующих функциях рассмот­ренных микрофакторов социализации?

3. В чем сходство и различия семейного, социального и религиозного видов воспитания?

4. Что делает контркультурные организации фактором десоциализа-ции личности?

5. На примере конкретной семьи попытайтесь выявить линии се взаи­модействия с другими микрофакторами социализации.

6. Покажите возможности и границы взаимодействия воспитательных организаций (социального воспитания) с другими микрофакторами со­циализации.

7. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельно­сти различных групп сверстников в конкретном микросоциуме.

8. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проживаете.

9. Сформулируйте проблемы, характерные для различных категорий жителей в этом микросоциуме.

10. В чем проявляется связь микрофакторов с мезо- и макрофактора­ми социализации?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.026 с.)