СМК и стихийная социализация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СМК и стихийная социализация



Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, СМК выполняют рекреа­тивную роль, поскольку во многом определяют досуговое время­препровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям, постольку-по-скольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

В о-в т о р ы х, с рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Для довольно большого количества людей разных возрастов телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, а для не­которых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефи цитов межличностных контактов, отвлечением при возникнове­нии осложнений в общении с окружающими. Все это приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках, юношах и девушках. Нередко они, находясь в одиночестве, включают маг­нитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом они могут отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разгово­ров на надоевшие темы и т.д.

В-третьих, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просве­щения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения, СМК наиболее интенсивно используют люди бо­лее старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Причем видны явные поло­возрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины — теле­сериалы, литературно-драматические и музыкальные программы радио. Начиная с 12-— 13 лет, подростки и молодежь предпочита­ют рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В це­лом 72 % телеаудитории проявляет интерес к новостям, 63 % — к сериалам, 39 % — к эстраде, 33 % — к лотереям и викторинам, 29 % — к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успе­хом пользуются детективы (чаще других читают — 36 %), истори­ческая литература (24 %), приключенческая (20 %), любовные ис­тории (19%).

Как показывают исследования, тот набор СМК (программы ТУ, радио, конкретные газеты и т.д.), которыми пользуется че­ловек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у жителей одного города. Так, по данным Л. И. Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг. XX в., в Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь раз­личными источниками, имели весьма различные информацион­ные миры, что во многом определяло и несовпадения в их ценно­стных ориентациях и стиле жизни.

В-ч етвертых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.

Это любопытным образом проявляется, например, в форми­ровании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определял­ся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реа­лизации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы населения, и конкретные люди далеко не все­гда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, име­ющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может приобретать антисоциальный характер).

Однако надо иметь в виду то, что влияние СМК на усвоение человеком тех или иных норм, ценностей и даже информации имеет нередко опосредствованный характер. В первую очередь речь идет о феномене «двуступенчатого потока информации»: идеи распространяются от СМК к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последо­вателям. Кроме того, оно опосредствовано тем, что, как отмечает американский ученый Й. Клеппер, в массе своей люди имеют тен­денцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуника­ций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают про­тивоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми своему настрою материалами, то часто их не воспри­нимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.

В-пятых, особо следует отметить то, что набирает силу тен­денция превращения СМК в сферу самореализации человека. К дав­но существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — взаи­модействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему най­ти единомышленников и выразить себя в общении с ними (об этом подробнее речь пойдет в следующем разделе).

В целом СМК играют большую роль в развитии человека в про­цессе стихийной социализации. Вместе с тем появление каждого кардинально нового вида коммуникации всегда вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых».

С появлением кино, радио а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями.

Средства массовой коммуникации создают условия для разви­тия человека. Так, исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представле­ния и кругозор малообразованных слоев населения. Американские ученые в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение уско­ряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому вре­мени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает зна­ния, расширяет кругозор. Однако исследования в следующие де­сятилетия выявили и огромный негативный потенциал телевиде­ния, дающий отрицательные эффекты в развитии подрастающих поколений (рост агрессивности, вандализма и пр.). Кроме того, потребление СМК в принципе не может решить проблему разви­тия человека. Так, телевизор смотрят все дети, т.е. они могут по­лучать одну и ту же информацию. Однако это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по теле-и другим каналам информация многими не усваивается и тем бо­лее не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интел­лекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверст­никами.

Средства трансляции информации создают условия для разви­тия человека, в частности обогащения словарного запаса, овладе­ния широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, т.е. потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши, девушки формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъек­том культуры, зависит от многих дополнительных условий, в том числе от подготовленности человека к взаимодействию с СМК.

Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источника­ми влияния на человека. Мало того, долгое время они будут дос­тупны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуе-мым. Результатом будет нарастающее расхождение между карти­нами мира, существующими у старших и младших, — со всеми вытекающими из этого последствиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.004 с.)