Субкультуры и относительно социально контролируемая социализация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субкультуры и относительно социально контролируемая социализация



Субкультуры играют довольно суще­ственную роль в относительно социально контролируемой социализации, т.е. они влияют на то, как протекает воспитание. Эта роль неоднозначна по отношению к различ­ным видам воспитания, различным возра­стным группам воспитуемых и тем или иным видам воспитательных организаций.

На семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья, а также носителями которых яв­ляются старшие и младшие члены семьи. Это влияние проявляет­ся, с одной стороны, в том, что ценности, нормы взаимодей­ствия и поведения, порой и другие признаки субкультуры, носи­телями которой являются старшие члены семьи, могут в той или иной степени осознанно культивироваться ими в процессе семей­ного воспитания. С другой, поскольку старшие и младшие члены семьи являются носителями разных субкультур, постольку в се­мейном воспитании могут возникать конфликты по поводу не­совпадения ценностей, а еще чаще — более явных субкультурных признаков (жаргона, эстетических пристрастий и др.).

В социальном воспитании роль субкультур проявляет­ся, во-первых, в том, что воспитатели и воспитуемые принадле­жат к разным субкультурам и, соответственно, у них различные стили жизни, что накладывает отпечаток на их взаимодействие, взаимопонимание, взаимопринятие.

Во-вторых, на социальное воспитание влияют особенности субкультур, характерные для той среды, в которой функциониру­ет та или иная воспитательная организация.

В-третьих, в процессе социального воспитания воспитатели сталкиваются, наряду с общей для всех подростков, юношей и девушек субкультурой, с целым рядом ее разновидностей. Имен­но в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на про-социальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрас­те часть ребят входит в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д. В связи с этим воспитателям полезно, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и о характерных чертах подрост­ково-юношеской субкультуры.

В-четвертых, в процессе организации жизнедеятельности вос­питательных организаций педагогам полезно иметь в виду и при­нимать в расчет позитивные и негативные особенности детской и особенно подростково-юношеской субкультур.

В идеале в каждой воспитательной организации педагогам по­лезно стремиться к созданию своеобразной субкультуры, кото­рая, с одной стороны, интегрирует ряд черт подростково-юно­шеской или молодежной субкультур (не имеющих негативного характера), а с другой — продуцирует ряд позитивных ценно­стей, норм поведения и взаимоотношений.

Знание, принятие в расчет, использование субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения», для того чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспи­танниками.

***

Завершая рассмотрение субкультуры как мезофактора социа­лизации, следует признать, что проблема пока не получила пол­ного освещения.

С одной стороны, это связано с недостаточной изученностью такого довольно изменчивого феномена как субкультура.

А с другой стороны, как писал Стендаль: «Одинаково трудно удовлетворить читателей, когда пишешь о предметах либо мало­интересных, либо представляющих слишком большой интерес».

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные характеристики географического региона и ад­министративного региона.

2. Приведите примеры влияния региональных особенностей на сти­хийную социализацию человека.

3. Приведите основные признаки сельского и городского образов жизни.

4. Назовите основные направления влияния сельского и городского образа жизни на социализацию человека.

5. Что отличает социализацию в малом городе от социализации в сель­ских поселениях и более крупных городах?

6. Охарактеризуйте поселок как особую среду социализации.

7. Назовите основные признаки субкультуры.

8. Какова роль субкультуры в процессах приспособления и обособле­ния человека в социуме?

Задания для обсуждения

1. Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социа­лизации.

2. Разработайте основные задачи региональной политики в сфере вос­питания, культуросообразные условиям региона своего проживания.

3. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, ма­лом городе и поселке.

4. Покажите позитивные и негативные возможности для формирова­ния мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществ­ления человеком выбора в различных сферах жизнедеятельности.

5. Спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной сис­темы социального воспитания в вашем городе.

6. Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкульту­ры в вашем городе.

7. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере сво­его города.

Темы для углубленного изучения

1. Урбанизация и ее роль в жизни общества и в социализации человека.

2. Исследование специфики социализации в конкретном поселении.

 

Литература для самостоятельной работы

Гидденс Э. Социология. - М., 1999. - С. 516-543.

Когай Е.А. Человек в городской среде // Социально-гуманитарные знания. — 2000. - № 1.-С. 116-131.

Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. — С. 149— 167.

Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. — М., 1989.

Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // СОЦИС. — 2002.-№ 10.-С. 79-87.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 96 — 138.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб., 1999.

Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С. 243-273.

 

ГЛАВА 4 МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Семья

Современная семья

Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кров­ном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), членыкоторой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаи­модействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Весьма распространенные на бытовом и даже научном уровнях суждения о всеобщей деградации и даже отмирании семьи на са­мом деле не подтверждаются данными специальных исследова­ний. Так, в 1990 г. представителей 43 стран спрашивали, какая сфера жизни для них самая важная. На первое место (83 % всех ответов) вышла семья. За последние десятилетия почти во всех странах выросло количество людей, согласных с тем, что для сча­стливого детства ребенок нуждается в доме, где есть и отец и мать. Граждане постиндустриальных стран отнюдь не поддерживают идею отмирания брака и семьи.

В настоящее время параллельно функционируют несколько раз­личных типов семьи: патриархальная, или традиционная, дето-центристская, или современная, супружеская, или постсовремен­ная («брак добрых друзей», объединившихся для совместного ус­тройства жизни и воспитания детей, т.е. ребенок не рассматрива­ется как цель создания семьи, а воспринимается скорее как парт­нер со своими правами и обязанностями).

Все проблемы, существующие на Западе, характерны и для современной России. Прежде всего — это общее ослабление ин­ститута брака. В 1999 г. почти 28 % всех родившихся в России детей появились на свет вне зарегистрированного брака (за 10 лет вне­брачная рождаемость выросла более чем вдвое). При этом поло­вина внебрачных рождений признается отцами, что свидетель­ствует о неслучайном характере отношений между родителями.

По данным крупных выборочных переписей в 1996 г., в незарегист­рированных браках состояло 14% женщин от 20 до 24 лет а в 1999г.-уже 17,4%.

В России, как и в Европе, типичны ранние разводы и частые повторные браки, а также широкое распространение незарегист­рированных браков. Но, в отличие от Европы, в России практи­чески полностью отсутствует окончательное безбрачие и велико количество ранних браков (А.А.Авдеев).

Европейским реалиям близка и структура российских семей: велик процент неполных семей (как правило — мать и ребенок), большое количество семей однодетны (34 %) и состоят из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки, другие род­ственники, как правило, живут отдельно. В результате родители и дети не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения (хотя применимость этого опыта часто проблематична), а кроме того, исчезло разнообра­зие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблин-гами (братьями — сестрами), тетками, дядями и другими род­ственниками. Однако российская нуклеарная семья (состоящая только из детей и родителей), в отличие от европейской и амери­канской, как правило, поддерживает довольно тесные связи с семьями родственников. Это характерно как для сельских, так и для городских семей.

Родственные отношения в российских городах характеризуют­ся двумя тенденциями. С одной стороны, они ослабевают, чему способствует территориальная разобщенность — в зависимости от величины города большая или меньшая; транспортные сложно­сти и временные затраты на дорогу друг к другу.

С другой стороны, родственные отношения удивительно живу­чи. Так, исследования показали общую направленность интересов на раздельное, но близкое проживание родственных семей, на прямые родственные контакты — их частота колеблется от одного раза в месяц до нескольких раз в день (С. И. Голод).

Важной характеристикой современной российской семьи можно считать сохранение и даже рост за последние десятилетия эконо­мической функции (что резко отличает ее от европейской и аме­риканской семей). Из порядка 40 млн семей около 38 млн семей (и сельских, и городских) занимаются сельскохозяйственным про­изводством в личных подсобных хозяйствах и на садовых и ого­родных участках, создавая около или даже более половины вало­вой продукции сельского хозяйства. Кроме того, начиная с 90-х гг. XX в., получил широкое распространение мелкий и средний се­мейный бизнес как в сфере торговли и услуг, так и в отдельных видах производственной деятельности.

В хозяйственной жизни семьи сохраняется традиционное раз­деление «мужского» и «женского» труда. Мужчина по-прежнему «добытчик» — он работает большее количество часов и зарабаты­вает больше жены, поэтому его участие в домашнем труде в сред­них и более крупных городах сведено к минимуму (в 68 % случа­ев — это мелкий ремонт, в 36% — вынос мусора). Жена выполня­ет основную часть хозяйственных функций — покупает продукты, готовит еду, проводит уборку в доме, стирает и гладит белье. Это, наряду с сохранившимися матриархатными традициями, ведет к тому, что женщина нередко играет в семье руководящую роль, что отражается на повышении ее статуса (особенно в глазах детей).

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых столетий коренным изменением ее эмоционально-пси­хологических функций. (Эмоциональная привязанность супругов, родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приоб­ретение человечества.) Отношения супругов все более определя­ются мерой и глубиной их эмоционально-психологической при­вязанности друг к другу, поэтому резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу. Но это, как ни парадок­сально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее, ибо резко повышает уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовывать которые очень многие супруги просто не в состоянии в силу культурных традиций общества, усвоенного опыта родительской семьи и индивидуальных особенностей.

Современные супруги подсознательно или осознанно, как пра­вило, надеются, что в семейной жизни они найдут эмоциональ­но-теплые отношения, характеризующиеся открытостью и дове­рительностью общения (т. е. получат возможность безболезненно обсуждать все волнующие их темы), высокий уровень эмпатии, взаимное уважение и принятие, наконец, полную интимность. На деле при отсутствии соответствующего опыта, подготовленности и определенных усилий достичь этого весьма непросто.

То, сколь трудно установить желательные для супругов отно­шения, видно на примере достижения интимности в семье. Ис­следователи рассматривают интимность в семье в идеале как со­четание эмоциональной (сходство переживаемых чувств), соци­альной (общие друзья и социальные связи), сексуальной (степень сексуальной удовлетворенности), интеллектуальной (диапазон допустимых тем для обсуждения), рекреативной (схожие хобби, интересы, как минимум — неотвержение интересов партнера), конвенциональной (взаимопонимания) интимности. Естественно, что достичь хотя бы некоторых сторон интимности — дело до­вольно сложное.

Трудности в реализации и достижении ожидаемого от семей­ной жизни ведут к конфликтам, разочарованиям, разводам. В лю­бом случае эти трудности осложняют жизнь семьи, мешают ей стать фактором позитивной социализации супругов, а затем и их детей.

В то же время даже проблемные супружеские отношения могут быть довольно устойчивыми. И тому есть свои объяснения. Так, эстонский ученый Ю.Круусвалл на основе данных обстоятельно­го исследования (проведенного в том числе и в Северо-Западном регионе России) обнаружил, что даже когда отношения между супругами становятся конфликтными, многие предпочитают со­хранить семью. Большое число внутренне противоречивых семей не распадаются, несмотря на утомительные ссоры и борьбу каж­дого из супругов за свои «права». Люди нуждаются в семье, в доме, а создать новую семью не так просто, даже тогда, когда имеется подходящий потенциальный партнер. Это связано с тем, что в новой семье надо будет заново строить семейные отношения, за­воевывать себе позицию. Далеко не всем это по силам. И они пред­почитают синицу в руках журавлю в небе. Иначе обстоит дело в тех случаях, когда происходят резкие изменения в жизни семьи — переезд, получение новой квартиры, рождение ребенка и т.д., которые требуют приспособления к ним, а супруги к этому уже неспособны.

Проблема взаимоотношений родителей с детьми также крайне сложна в связи с теми изменениями, которые претерпела семья за последние десятилетия.

Отношения детей и родителей в течение последних десятиле­тий меняются, становясь все более эмоционально-психологичес­кими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к дру­гу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксаль­но, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.

Вот как описывал русский историк Н.Костомаров атмосферу семьи в XVI — XVII столетиях: «Между родителями и детьми гос­подствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриар­хальных отношений... Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспо­тизм, без нравственной силы. Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее об­ращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже... Слова почитались недостаточными, как бы убедительны они ни были... Домострой запрещал даже сме­яться и играть с ребенком»1.

Сегодня авторитет родительской власти часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но про­цесс этот долгий и трудный, в первую очередь для родителей.

Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители; они большую часть свободного времени проводят вне семьи. Это время дети наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении этих за­нятий родителями.

Наконец, в ряде семей дети уже с подросткового возраста за­рабатывают деньги. Их заработки не только дают им экономичес­кую независимость, но, порой, и превышают доходы родителей, делая иногда детей основными «добытчиками» в семье.

Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми, а разрешать родители не всегда умеют и не все­гда различают то, что следует разрешать, от того, что разрешать не следует, что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию родителей в отношениях с детьми достаточно трудной.

Герой романа французского писателя Э. Базена «Крик совы» рассуждает в связи с этим: «Ну и повезло же нашему поколению! Воспитанные во времена запретов, мы были последышами обще­ства, где еще царила строгость, и в то же время первыми, кто вынужден разрешать! Не в этом ли причина нашего слабоволия и всех вытекающих из него недомолвок?»

В то же время исследования показывают, что дети, подростки, юноши, девушки относятся к своим родителям в целом тепло и доброжелательно. Современные российские студенты, выросшие в эпоху перемен, предъявляют родителям лишь одну претензию — им не хватает «деловых родительских советов». Но они вполне удов­летворены «родительской добротой и лаской», «вниманием со стороны родителей» и их «умением сочувствовать».

Это подтверждает тенденцию, выявленную еще в 60 —70-е гг. как в России, так и во Франции, ФРГ и других странах. Тогда на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской си­туации?» опрошенные мальчики и юноши на первое место поста­вили мать, на второе отца (а вот свободное время они предпочи­тали проводить с приятелями и друзьями) (И. С. Кон). Большин­ство московских мальчиков с V по X классы, отвечая на вопрос «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?», поставили на первое место родителей.

И хотя 27 % опрошенных молодых людей «крайне раздража­ют устаревшие взгляды родителей», все же 49 % опрошенных и в 90-е гг. были готовы обратиться за помощью именно к ним (Г. Збо­ровский).

Наконец, в современных семьях нарастает тенденция, о ко­торой писал уже в 1969 г. американский исследователь Г. Рэйн-гольд: «Ребенок может выступать и как социализатор по отноше­нию к родителям. Он направляет их поведение таким образом, что они оказываются должными проявлять заботу по обеспече­нию его нормального роста и развития. Он является действен­ным членом общества в том смысле, что поручает своим родите­лям роль попечителей, из отдельных индивидуумов он организу­ет семью».

Иными словами, в современных семьях растет роль субъектно-сти и субъективности не только родителей, но и детей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.033 с.)