Формирование христианской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование христианской философии



Христианство возникло в I в. н.э.1 в восточной провинции Римской империи — Палестине, и во II—III вв. широко распространилось по всей империи и даже за ее пределами. Поскольку христианство про­возгласило, что существует только один истинный Бог, то все «офици­альные» римские боги (Юпитер, Mapс, Ромул и т.д.) понимались в хри­стианстве как лже-боги или даже демоны. А так как признаком лояль­ности римских граждан было принесение клятв перед статуями римских богов и «божественных» императоров, то христиане, отказыва­ющиеся выполнять подобные обряды, выглядели в глазах римских вла­стей крайне подозрительно. Поэтому не удивительно, что в I—III вв. со стороны властей имели место гонения на христиан. (Первое из них было в конце I в., когда после опустошающего пожара Рима император Нерон обвинил христиан в поджоге города.)

К началу IV в. христианские общины на территории империи стали уже серьезной силой, с которой приходилось считаться императорам.

В 313 г. императоры Константин и Лициний издали Миланский эдикт, по которому христианство уравнивалось в правах с другими ре­лигиями империи.

В 325 г. император Константин издал указ, по которому христиан­ство стало государственной религией Римской империи. И уже в конце IV в. (ок. 395 г.) император Феодосий Великий своим указом запретил языческие религии и закрыл все языческие храмы. После этого христианство осталось единственной официальной религией в империи.

1 Началом н.э. в европейском летоисчислении принято считать время рождения Христа.

С этого времени начинается преследование христианами язычников, ве­дется активная борьба (в том числе и на государственном уровне) с язы­ческой культурой и в том числе с языческой философией.

В 529 г. император Юстиниан своим указом закрыл последнюю язы­ческую философскую школу — платоновскую Академию в Афинах.

Развитие христианской философии в I—III вв. шло крайне медлен­но и было связано с рядом трудностей. Так, ряд видных идеологов хри­стианства (Тертуллиан, Иустин, Татиан и др.) утверждали, что христиа­не вообще не нуждаются ни в какой философии, поэтому вся предше­ствующая философия должна быть просто отброшена. Другие же полагали, что философия может помочь обосновать и разъяснить хри­стианскую веру. И для этого можно использовать даже идеи язычни­ков, разумеется, предварительно очистив их от собственно языческого содержания.

На формирование христианской философии значительное влияние оказало учение иудейско-эллинистического философа Филона Алек­сандрийского.

Первые философские идеи христианского вероучения можно обна­ружить в библейских (новозаветных) текстах: в Евангелии от Иоан­на ив Посланиях апостола Павла.

Первыми попытками собственно философского осмысления идей христианства можно считать гностицизм, учение Оригена, апологе­тику и патристику.

Таблица 31. Направления в ранней христианской философии

  Направление Отношение церкви
Гностицизм I—III вв. Осуждается как источник ересей
Ориген 185—254 гг. Оказал большое влияние на патристику, но по ряду вопросов был официально осужден церковью
Апологетика II—V вв. Признается и одобряется
Патристика V—VIII вв. Признается как теоретический фундамент христианского богословия (теологии)
     

Поскольку в соответствии с христианским вероучением главной целью человеческой жизни, является обретение райского блаженства, то важнейшее место в христианской теологии и философии заняла сотериология — учение о спасении, т.е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу.

Схема 36. Становление христианской философии

6.2. Филон Александрийский (Philo of Alexandria)

Биографические сведения. Филон (кон. I в. до н.э.- сер. I в. н.э.) — древнееврейский теолог и философ. Жил в Александрии; хотя он и придерживался иудейского вероисповедания, но изучал эллинис­тическую философию.

Филон первым попытался философски осмыслить религиозные идеи иудаизма, соединить Откровение и философию.

Основные труды. «О жизни созерцательной», комментарии на книги Ветхого Завета (главным образом на «Бытие»).

Философские воззрения. Аллегорическое истолкование Библии. Филон считал, что греческие философы черпали свою мудрость из Вет­хого Завета, где в иносказательной форме заключены учения Платона, Пифагора, Зенона и др. Божественная истина, приспосабливаясь к «че­ловеческой немощи» обретает форму аллегории, поэтому задача толко­вателя состоит в том, чтобы понять и объяснить тот глубинный фило­софский и религиозный смысл, который скрыт в библейских текстах.

Космогония и космология. Ветхозаветный бог Ягве (Иегова) выше платоновского Единого = Блага и является истинно сущим. Все, что людям о нем известно, это то, что Он существует, но мы ничего не знаем и не можем знать о Нем. Немногие избранные могут приблизиться к созерцанию Бога, достигнув состояния мистического экстаза. Но и при этом возможно только частичное постижение Бога.

Божество наполняет мир посредством присущих ему духовных бес­телесных сил — логосов. Филон трактует эти логосы, как платонов­ские идеи, но обладающие свойствами сперматического логоса стои­ков. Высший из этих логосов — Божественное Слово, это Сын Бо­жий, идея всех идей. Остальные логосы Филон называет ангелами. Совокупность логосов составляет идеальный, невидимый и умопости­гаемый мир. Телесный, чувственный мир создается Богом при помощи идей (по образцу идей) из материи, которая есть бесформенное, пассив­ное, отрицательное начало.

Схема 37. Филон Александрийский: космология

Учение о человеке (антропология). Человек — это соединение души и тела. Душа — носитель божественного начала в человеке; она существует до рождения тела, душа бессмертна, она источник движе-

ния и деятельности, в ней заключено все, что помогает человеку возвы­ситься. Тело человека материально, бездеятельно и косно, в теле нахо­дится все худшее, что тянет человека вниз, тело — темница для души.

Этика. Человек в силу своей телесности является изначально гре­ховным существом, тот, кто прожил хотя бы один день, уже нечист. Поэтому в силу своей греховности все люди равны перед Богом.

Целью человеческого существования является подражание Богу. Для этого необходимо покаяние, отречение от мира, аскетический об­раз жизни, очищение от страстей.

Судьба учения. Воззрения Филона были отвергнуты ортодоксаль­ным иудаизмом, но получили развитие в христианстве, прежде всего у Климента Александрийского и Оригена.

Схема 38. Филон Александрийский: истоки и влияние



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.006 с.)