Милетская школа (Miletus Philosophy) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Милетская школа (Miletus Philosophy)



Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа. Милет — город в Ионии (западный район Малой Азии), нахо­дящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком.

Таблица 19. Милетская школа

Имя Время жизни
Фалес ок. 625—547 гг. до н.э.
Анаксимандр ок. 610—546 гг. до н.э.
Анаксимен ок. 588—525 гг. до н.э.
Ученики до 496 г. до н.э., когда г. Милет был разрушен персами

Фалес (Thales)

Биографические сведения.

Фалес (ок. 625—547 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, которого многие ав­торы называют первым философом Древней Греции. Скорее всего, он был купцом, в молодости много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, Финикии, где приобрел познания во многих областях.

Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии), ввел календарь из 365 дней, разделенных на 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был в Египте). Он был математиком (доказал теорему Фалеса), физиком, ин­женером; участвовал в политической жизни Милета. Именно Фалесу принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».

Аристотель рассказывал интересную легенду о том, как Фалес разбо­гател. Путешествуя, Фалес растратил свое состояние, и сограждане, по­прекая его бедностью, говорили, что занятия философией прибыли не приносят. Тогда Фалес решил доказать, что мудрец всегда может разбо­гатеть. По известным ему астрономическим данным он определил, что в текущем году ожидается большой урожай оливок и заранее арендовал все маслобойни в окрестностях г. Милета, дав хозяевам небольшой зада­ток. Когда же был собран урожай и его повезли на маслобойни, Фалес, 5удучи «монополистом», поднял цены за работу и сразу разбогател.

Основные труды.

«О началах», «О солнцестоянии», «О равнодей­ствии», «Морская астрология» — ни одна из работ не сохранилась.

Философские воззрения. Первоначало.

Фалес был стихийным Материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода — разумна и

«божественна». Мир полон богов, все существующее является одушев­ленным (гилозоизм); именно боги и души — источники движения и самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притя­гивает железо.

Космология и космогония. Все возникло из воды, из нее все начи­нается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.

Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.

Анаксимандр (Anaximander)

Биографические сведения.

Анаксимандр (ок. 610— 546 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, ученик Фа­леса. Некоторые авторы именно Анаксимандра, а не Фалеса называли первым философом Древней Греции. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со­ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (гло­бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии.

Основные труды.

«О природе», «Карта земли», «Глобус» — ни одна из работ не сохранилась.

Философские воззрения. Первоначало.

Первоосновой мира Анаксимандр считал апейрон — вечное («не знающее старости»), неопределенное и беспредельное материальное начало.

Космогония и космология.

Из апейрона выделяются две пары про­тивоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбина­ции порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в мире: Воздух, Вода, Огонь, Земля (схема 17).

Схема 17. Анаксимандр: космогония

Самая тяжелая стихия — Земля — сосредоточивается в центре, об­разовав цилиндр, высота которого равна трети основания. На его по-

верхности располагается более легкая стихия — Вода, далее — Воз­дух. Земля находится в центре мира и парит в воздухе. Огонь образо­вал три сферы, разделенные воздушными перемычками. Непрерывное движение и действие центробежной силы разорвали огненные сферы, ее части приняли форму колес или колец. Так образовались Солнце, Луна, звезды (схема 18). Ближе всего к Земле находятся звезды, за­тем — Луна, а затем уже — Солнце.

Таким образом, все существующее в мире происходит из единого (апейрона). С какой неизбежностью произошло возникновение мира, с такой произойдет и его гибель. Выделение противоположностей из апейрона Анаксимандр называет неправдой, несправедливостью; воз­ращение к единому — правдой, справедливостью. После возвращения в апейрон начинается новый процесс космогенеза, и число возникаю­щих и погибающих миров бесконечно.

Схема 18. Анаксимандр: космология

Происхождение жизни и человека.

Живое зародилось под воздей­ствием небесного огня из ила — на границе моря и суши. Первые жи­вые существа жили в воде, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри огромных рыб, потом первочеловек вышел на сушу.

Анаксимен (Anaximenes)

Биографические сведения.

Анаксимен (ок. 588-525 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Занимался физикой, астрономией, ме­теорологией.

Основные труды.

«О природе» — работа не сохранилась.

Философские воззрения. Первоначало.

Анаксимен, так же как Фалес и Анаксимандр, был стихийным материалистом. Он не смог при­нять такую абстрактную сущность, как апейрон Анаксимандра, и в ка­честве первоначала всего сущего выбрал воздух — самую бескаче­ственную и неопределенную из четырех стихий.

Космогония и космология.

По Анаксимену, все возникает из возду­ха: «он есть источник возникновения (всего), что существует, существо­вало и будет существовать, (в том числе) и богов и божеств, остальные же (вещи) (возникают по его учению) из того, что произошло из возду­ха»1. В своем обычном состоянии, будучи равномерно распределен, воз­дух не заметен. Заметным же он делается под влиянием тепла, холода, влажности и движения. Именно движение воздуха есть источник всех происходящих перемен, главным при этом является его сгущение и раз­режение. При разрежении воздуха образуется огонь, а затем — эфир; при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни (схема 19).

Схема 19. Анаксимен: космогония

ЭФИР <=> ОГОНЬ <=> ВОЗДУХ <=> ВЕТРЫ <=> ОБЛАКА <=> ВОДА <=> <=> ЗЕМЛЯ <=> КАМНИ

--> — сгущение (холод)

<-- — разрежение (тепло)

Анаксимен считал, что Солнце, Луна и звезды — это светила, обра­зовавшиеся из огня, а этот огонь — из влаги, которая поднялась от Зем­ли. По другим источникам, он утверждал, что Солнце, Луна и звезды — это камни, раскалившиеся от быстрого движения.

Земля и все небесные тела — плоские и парят в воздухе. Земля неподвижна, а светила движутся воздушными вихрями. Анаксимен ис­правил ошибочные представления Анаксимандра о расположении не­бесных тел: ближе всего к Земле находится Луна, затем — Солнце, дальше всего — звезды.

1 Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск, 1999. С. 124—125.

Учение о душе.

Беспредельный воздух является началом не только тела, но и души. Таким образом, душа — воздушна, а значит, и матери­альна.

Учение о богах.

Анаксимен считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.

Эфесская школа

Гераклит (Heraclitus)

Биографические сведения.

Гераклит (ок. 544—480 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфес­ский. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. У Гераклита были прозвища Темный (так как высказывания его были малопонятны) и Плачущий (поскольку он час­то сокрушался из-за несовершенства человека). Гераклит — стихий­ный материалист и основоположник диалектики1.

Основные труды.

«О природе» — сохранилось около 130 фраг­ментов.

Философские воззрения. Первоначало.

Первоначалом всего су­щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая».

Диалектика.

Принципиальная особенность мира состоит в его по­стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на­гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един­стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»).

Космология и космогония.

Все в мире возникает из огня, и это «путь вниз» и «недостаток» огня (схема 20). По мнению Гераклита, космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», и тогда весь мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой суд (так как огонь живой и разумный).

Учение о душе.

Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть — воде

1 В данном случае термин «диалектика» используется в современном смысле, т.е. как учение о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира.

рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий ра­зум — это Огонь (Логос).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.015 с.)