Философия: ее предмет, структура и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия: ее предмет, структура и функции.



Философия: ее предмет, структура и функции.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости».

Предмет философии формировался в зависимости от интересов и знаний на данный момент, поэтому предмет философии менялся. Объект исследования является человек, мир и их взаимодействие.
Философия является сложным предметом поэтому нельзя дать краткое определение, поэтому приведем следующий ряд суждений, которые дополняют и конкретизирую друг друга:
(1) Теория универсиума. Исследует мир как целое. А) Найти первоначало. Б) Найти всеобщую связь. Целое целым делают связи.
(2)Т. всеобщего. Всеобщее – это предельно общее понятия, суждения, умозаключения. Философия работает на уровне предельно общих понятий пытаясь сформулировать предельно общие теории. Понятие – совокупность наиболее общих признаков того или иного предмета. Понятия различают по степени общности или по объему.
(3)Т. мировоззрения. Это совокупность взглядов как знаний, убеждений, верований, идеалов, образов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.
(4)Т. рефлексии - это метод, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека

Философия – это форма духовной культуры, наука изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Если конкретные науки осуществляют анализ какого-то фрагмента действительности, то философия строит общую картину мировоздания, создает целостное представление о действительности, изучает законы предельной степени общности.

Структура философского знания представляет сложную систему, которая включает в себя: онтологию (философию бытия), гносеологию (философию познания), антропологию (философию человека), логику, диалектику, философские проблемы естествознания, социальную философию, этику, эстетику, религиоведение, историю философии.

Философия играет важную роль в жизни общества и человека, является многофункциональной наукой и выполняет в обществе различные функции:

мировоззренческую (формирует обобщенную систему представлений о мире и отношении к нему человека);

аксиологическую (ориентирует людей относительно нравственных, политических, религиозных, эстетических, экологических и других ценностей);

критическую (осуществляет критику предрассудков, заблуждений, ложных представлений, вскрывает недостатки, противоречия общественной жизни, разрабатывает вопрос о способах совершенствования общества);

культурно-воспитательную (ориентирует личность на идеалы добра, истины, красоты);

гносеологическую и методологическую (разрабатывает учение об условиях и критериях истинности и достоверности знания, о методах и формах научного познания, способствует приращению научного знания).

информационно-коммуникативную (способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать о ее содержании)

интегрирующую (систематизирует знания в единую систему)

 

???? 3 Философия и частные науки.

Аристотель. Всякое мышление может быть направлено, по Аристотелю, либо на деятельность, либо на творчество, либо носит теоретический характер. Науки, связанные с деятельностью, практические, изучают те сферы, в которых присутствует сознательный выбор. Сюда относятся этика, политика и экономика. Науки творческие или созидательные говорят, как из определенного материала посредством некоей деятельности получается готовое произведение. Аристотель разработал в этих науках лишь знание о том, как получается художественное произведение («поэтика»). Есть три вида теоретических наук. Во-первых, физика, изучающая вещи, которые подвижны и существуют отдельно. Во-вторых, математика, некоторые отрасли которой имеют дело с предметами неподвижными, но не существующими отдельно, а даны в материи. Наконец, высшая теоретическая наука, первая философия, которая рассматривает объекты, обособленные от материи и неподвижные.

Декарт. Декарт был убежден в единстве научного знания. «Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других... ведь все они связаны между собой и друг от друга зависимы».. Математика выступает для Декарта образцом, которому должны следовать остальные дисциплины. Предмет философии французский мыслитель определяет достаточно широко: «вся философия подобна дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

Система Гегеля - система философии, состоящую из трех основных частей: науки логики, философии природы и философии духа.

Конт. Позитивная философия, по Конту, — одна из научных дисциплин. Позитивная философия осуществляет общий синтез научного знания. В «Курсе позитивной философии» иерархия наук, в которой и находит свое выражение «энциклопедический закон», выглядит следующим образом: 1)математика, 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) физиология (биология), 6) социальная физика (социология).

Философия Аристотеля.

Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основатель формальной логики (науки о законах правильного мышления), психологии (психея - душа) и 1 классификации наук.

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия (получила название "первичная философия"); (метафизика, физика математика, психология);

практическую, о деятельности человека; (политика, экономика, этика);

творческие;

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона "Платон мне друг, а истина дороже”. Идея находится внутри вещи, но в виде скрытой сущности, которую исследователь должен найти.

Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души: растительная душа;• чувственная душа;• разумная душа.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения, чувственная - темперамент, чувства. Этими же функциями владеет и душа животных. И только человек имеет еще разумную душу (абстрактное мышление).

Учение о причинах (4 начала, что такое тайна вещи или чтойность)

1)Материальная (из чего состоит вещь: структура, строение)

2)Форма = идея вещи по Платону. Форма – совокупность общих признаков и св-в какого- либо предмета.

3) Двигательная (родительская, кто/что стоит у истоков появления)

4) Целевая (ради чего).

Весь мир целесообразен, все вещи имеют смысл.

Какова цель человека? - Самореализация и развитие, испытание радости и счастья.

Идея о «золотой середине» означает поиск баланса между крайностями; не делать ничего излишнего.


 

11 Основные проблемы философии Средневековья.

Философия Средних веков является по преимуществу — религиозной, по существу — христианской.

1) теоцентризм: Бог - творец мироздания, сущность которого, не подлежит рациональному постижению, но при этом доступная для осмысления, предощущалась действием веры в формулировках, запечатленных в Писании;

2) креационизм (лат. creatio, «сотворение»): все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца, произведшего мироздание из ничего по свободному произволению;

3) провиденциализм (лат. providentia, «провидение»): мир, согласно учению церкви, был в начале времен сотворен разумным творцом на разумных началах и совершеннейшим образом управляется им во все времена — до скончания века;

4) традиционализм: истина является достоянием корпоративным; она принадлежит не тому или иному философу, богослову или поэту, но сообществу христиан вообще, объединенному верой, крещением и церковным преданием;

В развитии философии Средневековья выделяются два периода: патристики и схоластики. Патристика (III-VIII век н. э.) характеризуется теоретическим оформлением и разработкой христианской догматики. Схоластика (XI-XIII век) систематически разрабатывала философию отдельно от теологии. В основе патристики лежали наиболее значимые платоновские элементы, в основе схоластики - аристотелевские. Наиболее известными философами патристики являются: Августин, Ориген, Боэций, Дамаскин и др. Из схоластов выделяют Пьера Абеляра, Фому Аквинского, Дунса Скотта, Вильяма Оккама, творцов "экспериментальной философии" - Р.Грасотеста, Р. Бэкона и др.


Философия Ф.Бэкона.

Бэкон Френсис (Англия, 1561-1626 гг.).
Бэкон резко противопоставлял теологию и философию (науку). Это две совершенно различные сферы знания и ни одна не должна вмешиваться в дела другой.
Бэкон считал, что развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума, т. е. искаженные образы действительности. Он называет их «Идолами» (или «Призраками»), разделяя их на следующие группы:
Идолы пещеры (idola specus) – заблуждения, возникающие от особенностей чувств и неверных жизненных впечатлений отдельного человека. От них сравнительно легко избавиться сравнением опытов нескольких индивидуумов.

Серьёзнее идолы театра (idola theatri), создаваемые верой в авторитеты (в философии, по Бэкону, опаснее всего – рабское преклонение перед «метафизиком» Аристотелем). С этим, вторым, видом идолов надо бороться, приучая себя смотреть на всё собственными глазами.

Третий вид идолов – идолы площади или рынка (idola fori) – всеобщие, вековые предрассудки человечества, которые люди воспринимают друг от друга в процессе общения.

Четвёртый, самый вредный вид идолов Бэкона – идолы рода (idola tribus), которые коренятся не в личных или коллективных заблуждениях, а в несовершенстве самого человеческого существа, его чувств и ума. Опаснейшее проявление этого несовершенства – тяга к телеологическому взгляду, стремление усматривать в судьбе отдельных вещей и всём бытии какую-то высшую цель – иначе говоря, религиозность.

Бэкон утверждал, что индуктивный метод должен прийти на смену дедуктивному. Бэкон является родоначальником эмпирического направления в философии Нового времени. Коренной недостаток его метода – односторонность, т. е. отрыв индукции от дедукции и рассмотрение их в качестве совершенно самостоятельных путей научного познания, а не в качестве разных сторон единого метода.

Тезис «Знание – сила» означает что, наука должна следовать за природой по законам природы, только в этом случае будет успех, а не использовать её в корыстных целях.

Философия Рене Декарта

Декарт был убежден в единстве научного знания. «Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других... ведь все они связаны между собой и друг от друга зависимы»

Математика выступает для Декарта образцом, которому должны следовать остальные дисциплины.

Декарт является основоположником дедукции. Дедукция – получение знаний с помощью логического мышления от общего к частному.

Декарт настаивает на том, что «для разыскания истины вещей необходим метод»

Четыре правила метода:

1) считать истинным только очевидное, т. е. ясно и отчетливо воспринимаемое человеческим разумом;

2) делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения;

3) придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых предметов к познанию сложных;

4) составлять общие обзоры и полные перечни — для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса (а также для придания полноты всей науке).

Декарт начинает сомневаться во всем. «Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах». «Несомненным остается только мое сомнение»

Декарт был дуалистом. В основе бытия он усматривает две субстанции: сознание (мышление) и материю, которые не зависят друг от друга и сотворены Богом.

Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
{Более детально и интересно по ресурсу: http://studopedia.ru/5_50147_dualizm-dekarta.html}

 


Теория познания И.Канта.

1)Субъект конструирует объект познания и познает, что он сконструировал. Эта мысль получила название Коперниканский поворот (революция в теории познания.)

2)Все 3 познавательные способности работают одновременно, а не по этапам.

Каждая из познавательных способностей имеет свою априорную форму: чувства (пространство, время), рассудок (категории), разум (идеи).

Кант является основоположником агностицизма. Агностицизм – это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей.

Он выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудности при познании является не окружающая действительность (объект), а субъект, познавательной деятельности – человека, точнее его разум. Объект познания (Мир, Вселенная) независимы от субъекта.

Как возможны науки?
Кант считал, что чистых объектов исследования не существует, ко всем объектам исследования уже подходим с готовым набором категорий, предположений. Рассудок работает на основе формальной логики, осуществляет следующие формы логических операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Этика И.Канта.

Человек – природное существо подчиняется естественным законам и одновременно имеет практический разум, который заставляет человека выйти из его природной основы. Поэтому человек может поступать не только на основе физиологии потребностей, но и на уровне должного (моральных ценностей).

Кант сформулировал категорический императив поведения в том смысле, что это поведение должно выполняться всеми людьми и при любых обстоятельствах. «Поступай так, чтобы поступок мог лечь в основу законодательства».

Как возможна философия, теология, психология, этика?
Человеческий разум не хочет смириться с тем, что мир ноуменален, поэтому человек ставит вопросы и пытается найти ответы. Какие это вопросы: устройство Вселенной, что такое человек и т.д. Задавая эти вопросы человек приходит к следующим понятиям – предельной степени общности. (Бог, Мир и т.д.)

Понимание есть, а предмета стоящим за пониманием нет, поэтому отношение данных понятий можно формулировать только антиномиями (2 противоположных утверждения). Нельзя сказать истины они или нет, поэтому оба имеют право на существование.

1)Бог есть/нет.
2)Мир ограничен в пространстве и времени/ безграничен и бесконечен

3)Мир дискретен/Мир континуален.

4)В мире царит необходимость, значит у человека есть судьба и он не свободен/ в мире есть место случайности, человек свободен.

Философия: ее предмет, структура и функции.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости».

Предмет философии формировался в зависимости от интересов и знаний на данный момент, поэтому предмет философии менялся. Объект исследования является человек, мир и их взаимодействие.
Философия является сложным предметом поэтому нельзя дать краткое определение, поэтому приведем следующий ряд суждений, которые дополняют и конкретизирую друг друга:
(1) Теория универсиума. Исследует мир как целое. А) Найти первоначало. Б) Найти всеобщую связь. Целое целым делают связи.
(2)Т. всеобщего. Всеобщее – это предельно общее понятия, суждения, умозаключения. Философия работает на уровне предельно общих понятий пытаясь сформулировать предельно общие теории. Понятие – совокупность наиболее общих признаков того или иного предмета. Понятия различают по степени общности или по объему.
(3)Т. мировоззрения. Это совокупность взглядов как знаний, убеждений, верований, идеалов, образов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.
(4)Т. рефлексии - это метод, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека

Философия – это форма духовной культуры, наука изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Если конкретные науки осуществляют анализ какого-то фрагмента действительности, то философия строит общую картину мировоздания, создает целостное представление о действительности, изучает законы предельной степени общности.

Структура философского знания представляет сложную систему, которая включает в себя: онтологию (философию бытия), гносеологию (философию познания), антропологию (философию человека), логику, диалектику, философские проблемы естествознания, социальную философию, этику, эстетику, религиоведение, историю философии.

Философия играет важную роль в жизни общества и человека, является многофункциональной наукой и выполняет в обществе различные функции:

мировоззренческую (формирует обобщенную систему представлений о мире и отношении к нему человека);

аксиологическую (ориентирует людей относительно нравственных, политических, религиозных, эстетических, экологических и других ценностей);

критическую (осуществляет критику предрассудков, заблуждений, ложных представлений, вскрывает недостатки, противоречия общественной жизни, разрабатывает вопрос о способах совершенствования общества);

культурно-воспитательную (ориентирует личность на идеалы добра, истины, красоты);

гносеологическую и методологическую (разрабатывает учение об условиях и критериях истинности и достоверности знания, о методах и формах научного познания, способствует приращению научного знания).

информационно-коммуникативную (способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать о ее содержании)

интегрирующую (систематизирует знания в единую систему)

 

???? 3 Философия и частные науки.

Аристотель. Всякое мышление может быть направлено, по Аристотелю, либо на деятельность, либо на творчество, либо носит теоретический характер. Науки, связанные с деятельностью, практические, изучают те сферы, в которых присутствует сознательный выбор. Сюда относятся этика, политика и экономика. Науки творческие или созидательные говорят, как из определенного материала посредством некоей деятельности получается готовое произведение. Аристотель разработал в этих науках лишь знание о том, как получается художественное произведение («поэтика»). Есть три вида теоретических наук. Во-первых, физика, изучающая вещи, которые подвижны и существуют отдельно. Во-вторых, математика, некоторые отрасли которой имеют дело с предметами неподвижными, но не существующими отдельно, а даны в материи. Наконец, высшая теоретическая наука, первая философия, которая рассматривает объекты, обособленные от материи и неподвижные.

Декарт. Декарт был убежден в единстве научного знания. «Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других... ведь все они связаны между собой и друг от друга зависимы».. Математика выступает для Декарта образцом, которому должны следовать остальные дисциплины. Предмет философии французский мыслитель определяет достаточно широко: «вся философия подобна дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

Система Гегеля - система философии, состоящую из трех основных частей: науки логики, философии природы и философии духа.

Конт. Позитивная философия, по Конту, — одна из научных дисциплин. Позитивная философия осуществляет общий синтез научного знания. В «Курсе позитивной философии» иерархия наук, в которой и находит свое выражение «энциклопедический закон», выглядит следующим образом: 1)математика, 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) физиология (биология), 6) социальная физика (социология).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.045 с.)