Учение об обществе как о саморазвивающейся системе, его структура и взаимодействие элементов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение об обществе как о саморазвивающейся системе, его структура и взаимодействие элементов.



Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а также конкретный тип социальной системы. Существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности — люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности.

Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы, области общественной деятельности: материальная, духовная, регулятивная (управленческая), деятельность обслуживания.

Признавая большую роль материального производства, современная социальная философия все же считает, что его качеств отличие от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все многообразие деят.

Важнейшую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого формируются идеи, создаются научные и художественные ценности.

В качестве еще одной сферы выделяется регулятивная, или управленческая деятельность, т. е. деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Задача этой области — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности.

Однако при всей важности политической и других видов общественной деятельности реализация их потенциальных возможностей, прежде всего, обусловлена наличием людей обслуживающих.

Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему, как целое. Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами: самодеятельностью, самоорганизацией, саморазвитием, самодостаточностью.
Самодостаточность — главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает лишь общество в целом.


 

31 Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
Цивилизация – понятие, используемое для фиксации ступеней развития общества.

Понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории.

В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:

§ локальных цивилизаций;

§ мировой, общечеловеческой цивилизации.

Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения.

Известные американские ученые Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др. называют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии:

§ доиндустриальную (аграрную);

§ индустриальную, начало которой было положено 1 промышленной революцией в Европе;

§ постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.

Формационный подход к историческим явлениям

Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства.

Человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается своим базисом (совокупность производственных отношений) и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Высшая формация — коммунистическая — с ее наилучшими с точки зрения марксизма принципами общественного устройства строится на наиболее развитом экономическом базисе. Смена экономической формации происходит из-за кризиса производственных сил и производственных отношений. Производственные силы развиваются быстрее производственных отношений.

Обычно называют следующие недостатки формационного подхода:

· предопределенность, жесткая неизбежность развития исторического процесса;

· преувеличение роли экономического фактора общественной жизни;

· недооценка роли духовных и других надстроечных факторов.

??? 32 Наука, ее специфика, возникновение и функции.

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объектной действительности. Специфика науки заключается в том, что она, являясь одной из форм человеческой деятельности, одновременно есть духовное производство, имеющее своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частичные законы, а также методы исследования.

Наука – это одновременно система знаний, их духовное производство и практическая деятельность на их основе. Наука – это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может возникнуть и развиваться. Общество на высокой ступени развития также немыслимо без науки. Становление общественно научных, обособленных от философии и религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, сложившего основы классификации различных знаний. Однако в то время элементы научного знания слабо влияли на производство.

В разные периоды истории роль науки была неодинакова, но значение ее понималось еще в глубокой древности. В античности наука существовала как результат произошедшего разделения умственного и физического труда. В качестве самостоятельной формы общественного сознания наука стала функционировать, начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура античности начала дифференцироваться на отдельные виды и формы духовной деятельности. Однако и тогда влияние науки было слабым в силу того, что в сельскохозяйственном и ремесленном производстве упор делался на выработанные веками навыками и эмпирические знания, собранные в течении тысячелетий. В условиях феодализма натуральное хозяйство продолжало обходиться ручными орудиями и ограничивалось преимущественно индивидуальным искусством и опытом мастеров. В средневековье происходил процесс развития знания, правда, в скрытой форме, как, например, химия в форме алхимии. Роль науки в развитии производства возрастает по мере расширения и обобществления производства. Так, появившийся в XVI в. В Западной Европе капитализм поставил такие практические проблемы, которые могли быть решены уже только научно.

Функции науки можно представить следующим образом: во-первых, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, во-вторых, приумножение разумной власти общества над природой, совершенствование общественных отношений. По своему предмету науки делятся на естественно-техничекие, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека, как существа социального. Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных – статистика. Можно также назвать следующие научные методы: сравнительно-исторический метод, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, ограничение, аналогия, моделирование, формализация, дедукция и индукция. Основополагающими уровнями научного познания являются эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое исследование направленно непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направленно на всестороннее познание объективной реальности посредством этого аппарата в ее существенных связях и закономерностях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.007 с.)