Стиль мышления и особенности философии Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стиль мышления и особенности философии Возрождения.



Возрождение – переход м/у Средневековьем и Новым временем, когда христианство начинает постепенно утрачивать позиции ведущей идеологии. Формируется совершенно новый тип человека, меняются экономика, государственность, образование, культура.

Если в античности в центре мира стояла природа, в Средние века – бог, то в период Возрождения – человек (антропоцентризм философии Возрождения).

Наиболее яркое проявление специфики Возрождения – отделение философии, науки, культуры, экономики и политики от влияния церкви.

Другое важное качество – переход от теоцентризма к антропоцентризму. (--но не стоит говорить, что все стали атеистами--, просто Ч возвысили до уровня бога--)

В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С т.зрения пантеизма бог – то же самое, что и мир;

Деизм: бог – сотворил мир и больше не вмешивался.

Происходит переосмысление античного наследия. Люди увидели в античности восхищение природой и красотой.


 

Особенности философии Нового времени.

В XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки.

В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. При поисках нового «метода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).

Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания – это чувственный опыт. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом, он и есть истинный метод в философии и всех науках.

Рационалисты (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно мыслит. Это основная - интуитивная (доопытная) идея - такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме.


 

Философия Ф.Бэкона.

Бэкон Френсис (Англия, 1561-1626 гг.).
Бэкон резко противопоставлял теологию и философию (науку). Это две совершенно различные сферы знания и ни одна не должна вмешиваться в дела другой.
Бэкон считал, что развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума, т. е. искаженные образы действительности. Он называет их «Идолами» (или «Призраками»), разделяя их на следующие группы:
Идолы пещеры (idola specus) – заблуждения, возникающие от особенностей чувств и неверных жизненных впечатлений отдельного человека. От них сравнительно легко избавиться сравнением опытов нескольких индивидуумов.

Серьёзнее идолы театра (idola theatri), создаваемые верой в авторитеты (в философии, по Бэкону, опаснее всего – рабское преклонение перед «метафизиком» Аристотелем). С этим, вторым, видом идолов надо бороться, приучая себя смотреть на всё собственными глазами.

Третий вид идолов – идолы площади или рынка (idola fori) – всеобщие, вековые предрассудки человечества, которые люди воспринимают друг от друга в процессе общения.

Четвёртый, самый вредный вид идолов Бэкона – идолы рода (idola tribus), которые коренятся не в личных или коллективных заблуждениях, а в несовершенстве самого человеческого существа, его чувств и ума. Опаснейшее проявление этого несовершенства – тяга к телеологическому взгляду, стремление усматривать в судьбе отдельных вещей и всём бытии какую-то высшую цель – иначе говоря, религиозность.

Бэкон утверждал, что индуктивный метод должен прийти на смену дедуктивному. Бэкон является родоначальником эмпирического направления в философии Нового времени. Коренной недостаток его метода – односторонность, т. е. отрыв индукции от дедукции и рассмотрение их в качестве совершенно самостоятельных путей научного познания, а не в качестве разных сторон единого метода.

Тезис «Знание – сила» означает что, наука должна следовать за природой по законам природы, только в этом случае будет успех, а не использовать её в корыстных целях.

Философия Рене Декарта

Декарт был убежден в единстве научного знания. «Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других... ведь все они связаны между собой и друг от друга зависимы»

Математика выступает для Декарта образцом, которому должны следовать остальные дисциплины.

Декарт является основоположником дедукции. Дедукция – получение знаний с помощью логического мышления от общего к частному.

Декарт настаивает на том, что «для разыскания истины вещей необходим метод»

Четыре правила метода:

1) считать истинным только очевидное, т. е. ясно и отчетливо воспринимаемое человеческим разумом;

2) делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения;

3) придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых предметов к познанию сложных;

4) составлять общие обзоры и полные перечни — для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса (а также для придания полноты всей науке).

Декарт начинает сомневаться во всем. «Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах». «Несомненным остается только мое сомнение»

Декарт был дуалистом. В основе бытия он усматривает две субстанции: сознание (мышление) и материю, которые не зависят друг от друга и сотворены Богом.

Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
{Более детально и интересно по ресурсу: http://studopedia.ru/5_50147_dualizm-dekarta.html}

 


Теория познания И.Канта.

1)Субъект конструирует объект познания и познает, что он сконструировал. Эта мысль получила название Коперниканский поворот (революция в теории познания.)

2)Все 3 познавательные способности работают одновременно, а не по этапам.

Каждая из познавательных способностей имеет свою априорную форму: чувства (пространство, время), рассудок (категории), разум (идеи).

Кант является основоположником агностицизма. Агностицизм – это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей.

Он выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудности при познании является не окружающая действительность (объект), а субъект, познавательной деятельности – человека, точнее его разум. Объект познания (Мир, Вселенная) независимы от субъекта.

Как возможны науки?
Кант считал, что чистых объектов исследования не существует, ко всем объектам исследования уже подходим с готовым набором категорий, предположений. Рассудок работает на основе формальной логики, осуществляет следующие формы логических операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Этика И.Канта.

Человек – природное существо подчиняется естественным законам и одновременно имеет практический разум, который заставляет человека выйти из его природной основы. Поэтому человек может поступать не только на основе физиологии потребностей, но и на уровне должного (моральных ценностей).

Кант сформулировал категорический императив поведения в том смысле, что это поведение должно выполняться всеми людьми и при любых обстоятельствах. «Поступай так, чтобы поступок мог лечь в основу законодательства».

Как возможна философия, теология, психология, этика?
Человеческий разум не хочет смириться с тем, что мир ноуменален, поэтому человек ставит вопросы и пытается найти ответы. Какие это вопросы: устройство Вселенной, что такое человек и т.д. Задавая эти вопросы человек приходит к следующим понятиям – предельной степени общности. (Бог, Мир и т.д.)

Понимание есть, а предмета стоящим за пониманием нет, поэтому отношение данных понятий можно формулировать только антиномиями (2 противоположных утверждения). Нельзя сказать истины они или нет, поэтому оба имеют право на существование.

1)Бог есть/нет.
2)Мир ограничен в пространстве и времени/ безграничен и бесконечен

3)Мир дискретен/Мир континуален.

4)В мире царит необходимость, значит у человека есть судьба и он не свободен/ в мире есть место случайности, человек свободен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.015 с.)