Т е М А 3. Западноевропейская философия Средневековья и Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е М А 3. Западноевропейская философия Средневековья и Возрождения



 

1. Христианство и радикальная смена картины мира. Философия средневековья периода патристики в греческой и латинской традици-

ях. Новое понимание Бога, природы, человека, общества и истории.

2. Схоластика как рационализация христианского вероучения. Учение о соотношении веры и разума. Проблема универсалий в реализме и номинализме.

3. Социальные преобразования в эпоху Возрождения. Философское переосмысление средневековой традиции и формирование новых базовых принципов культуры (антропоцентризм, гуманизм, активизм и индивидуализм, секуляризация, эстетизм). Социально-политические учения эпохи Возрождения.

4. Становление ренессансного естествознания. Пантеизм, неоплатонизм и натурфилософия Возрождения. Формирование новой картины мира: Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно, Г. Галилей.

 

Темы рефератов и докладов

1. Философско-историческая концепция Августина.

2. Средневековое учение об оправдании Бога (теодицея).

3. «Рыцарь диалектики» Пьер Абеляр.

4. Философский скептицизм М.Монтеня.

5. Астрономические и философские идеи Д.Бруно.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие основные принципы находились в основании средневековой средневековой философии?

2. Назовите главные проблемы схоластической философии.

3. В чем было различие понимания универсалий у реалистов и номиналистов?

4. В чем отличие средневековой арабской философии от христианской философии средневековья?

5. Назовите главные особенности философии Возрождения.

6. В чем состояли пантеизм и диалектика Н.Кузанского?

7. Какие идеи высказывались в социально-политических утопиях эпохи Возрождения?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Прокомментируйте следующие оценки эпохи Средневековья: 1) это был упадок, тысячелетие, напрасно потерянное человечеством,

философией и наукой; 2) это было тысячелетие развития и расцвета духовности, и упадок – это последующие эпохи неверия и потребительства. А какой вам видится эпоха Средневековья? Что можно отнести к ее достижениям?

2. «…Между наукой и верой нет противоречия. Теологическая истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога… Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы». Эти взгляды Ф.Аквинского и сейчас отстаивается церковью с позиций союза религии и науки, теологии и философии. На ваш взгляд, оправдан ли был такой союз в эпоху средневековья? Возможен ли он сейчас?

3. Какие социокультурные факторы обусловили антропоцентрический характер философии Возрождения?

4. Сравните античное и средневековое понимания судьбы и возможностей человека с тем, которое выражено в следующей мысли Д.Бруно: «Возьми фортуну за волосы – ускорь, если нужно, бег ее колеса».

Словарь основных терминов

Концептуализм – философское учение (принцип), которое, не приписывая общим понятиям самостоятельного существования, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей (в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом).

Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Номинализм – философское учение (принцип), отрицающее, что универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении.

Патристика – период в европейской средневековой философии (2-8 вв.), возникший в условиях глубокого кризиса поздней античности и характеризующийся как период формирования христианской философской парадигмы.

Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.

Реализм – философское учение (принцип), признающее самостоятельное, т.е. независимое от вещей, вечное существование универсалий (общих понятий).

Схоластика – второй период в европейской средневековой философии; тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических установок и рационалистической стратегии их обоснования.

Теодицея – идея оправдания бога перед лицом мирового зла (Бог не является источником зла).

Теоцентризм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Томизм – учение Фомы Аквинского, а также направление в схоластической философии и теологии католицизма, возникшее под влиянием учения Фомы Аквинского; в ХХ веке формируется философия неотомизма.

Универсалии – общие понятия (категории), выражающие сущность вещей.

Ф идеизм – принцип,утверждающий приоритет веры над разумом (вера выше разума).

А нтропоцентризм – принцип, утверждающий человека как центр бытия, а также провозглашающий человека хозяином своей судьбы, влияющим на ход собственной истории.

Гуманизм (в философии Возрождения) принцип, заключающийся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающий благо человека в качестве критерия общественных отношений;

Пантеизм – философское учение (принцип), отождествляющее бога и мировое целое, природу; различают натуралистический пантеизм, когда бог растворяется в природе, и мистический пантеизм, когда мир растворяется в боге.

Ренессанс – синоним эпохи Возрождения, означающий в том числе обращение к античной традиции философского диалога, к оригинальным текстам философов античности, а в культуре в целом – к идеалам классической Греции и Рима.

Социальная утопия – модель идеального общества, реализация которой на практике не имеет места в истории; в основе утопии нередко лежит идея социального равенства как основа справедливости.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 102-163.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 33-43.

3. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов.– Москва: «Слово», 2000. С. 65-112.

4. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 45-51.

5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 53-63.

6. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 76-96.

7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 81-172.

8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/ В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 132-197.

Т е м а 4. ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ХVII-ХIХ вв.

Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность

философии Нового времени. Проблема достоверности знания. Оппозиция разума и опыта. Рационализм и эмпиризм – две методологические программы философии ХVII в.

2. Основные темы философии Просвещения: разум, человек, общество. Новое понимание разума. Проблема «частного человека» и «человека вообще». Социально-политические учения английских и французских просветителей.

3. Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия И. Канта. Субъективный идеализм И. Фихте. Объективный идеализм Ф. Шеллинга. Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Научная революция и новая научно-философская картина мира Нового времени.

2. Антропологическая философия Б.Паскаля.

3. Онтологические учения в западно-европейской философии ХVII века.

4. Социально-политические учения эпохи Просвещения.

5. Сущность «коперниканского переворота» И.Канта в гносеологии.

6. Концепция «вечного мира» И.Канта и современность.

7. Философия истории Г.Гегеля.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Почему наука стала самостоятельным социальным институтом именно в Западной, а не в Восточной цивилизации, хотя последней принадлежало первенство в ряде изобретений?

2. Чем был обусловлен поворот философии Нового времени к гносеологической проблематике?

3. Почему Ф.Бэкон, анализируя процесс познания, отдает предпочтение «пути пчелы», а не муравья или паука?

4. Какую гносеологическую позицию характеризует высказывание французского философа 18 в. К.Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума»?

5. Какие новые темы появились в философии Просвещения по сравнению с ХVII веком?

6. Какой недостаток философии И.Канта стремился преодолеть И.Фихте с помощью своей субъективно-идеалистической системы?

7. В чем суть противоречия между философской системой и диалектическим методом Гегеля?

8. В чем были главные заслуги классической немецкой философии?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Для континентальной Европы ХVII века были характерны феодальный абсолютизм и рационалистическая философия. Почему же в ней был непопулярен распространенный в Англии эмпиризм?

2. Как вы думаете, почему субъект-объектный подход к пониманию мира в ХVII-ХIХ вв.способствовал укреплению господства человека над природой?

3. В чем состоит мировоззренческое и методологическое значение тезиса Р.Декарта: «Мыслю, следовательно существую»?

4. Объясните смысл категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства».

5. Диалектическая триада Гегеля хорошо «работает» при анализе бытия человека и общества, но ей крайне трудно найти применение в природе, на что обратил внимание даже такой диалектик, как Ф.Энгельс. Что же тогда отражают законы и категории диалектики?

 

Словарь основных терминов

 

Абсолютная Идея (у Гегеля) – идеальная первооснова мира, самопознающая субстанция, представленная как тождество субъекта и объекта, бытия и мышления.

Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и священнослужителям за духовное ханжество, своекорыстие, жестокость и фанатизм; может совмещаться с верой в Бога, что было характерно для деистов 18 века.

Априоризм – рационалистическая установка, согласно которой однозначное познание объективной реальности является возможным благодаря наличию в структуре разума неких универсальных, доопытных по своей природе, схем, форм, категорий.

Априорные формы чувственности и рассудка у Канта – предшествующие опыту формы организации познавательного процесса (пространство и время, а также 12 априорных категорий рассудка), возникшие в результате «самодвижения» познавательных способностей субъекта.

«Вещь в себе» – термин гносеологии И.Канта, вещь сама по себе, находящаяся за пределами нашего опыта с ней, трансцендентный объект, находящийся «по ту сторону» познания; эта вещь вызывает у нас ощущения, но сущность ее познанию недоступна.

Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Естественное право – понятие политико-правовой мысли, означающее совокупность принципов, правил и ценностей, продиктованных самой природой человеку; большинство просветителей 18 века к их числу относили жизнь, свободу и собственность.

Критицизм – гносеологический принцип, заключающийся в постоянном установлении границ или пределов познающему разуму с целью предупреждения его от ошибок и заблуждений.

Механицизм – особенность философии Нового Времени, связанная с господством детерминистской, механической ньютоновской картины мира и представлением о возможности усовершенствования отдельных частей мирового механизма.

Наукоцентризм - тип философского мировоззрения, сложившийся в 17 веке и видящий своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, направленный на поиск методов научного познания.

Панлогизм – философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, как мыслящая себя субстанция, как самораскрытие спекулятивного понятия.

Рационализм – направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания, чувственный опыт – единственным источником достоверного знания.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представляющая в качестве единственной реальности чувственно воспринимающее Я.

Субстанция (лат. Substantia - сущность, нечто лежащее в основе) – то, что лежит в основе всех вещей и явлений, обуславливает их внутреннее единство; первопричина и сущность бытия, не нуждающаяся ни в каких других основаниях для своего существования.

Трансцендентальный идеализм – (у Канта) философская система, цель которой заключается в том, чтобы понять возможности нашего априорного (доопытного) познания предметов опыта.

Триада (у Г.Гегеля)— одна из всеобщих форм диалектического процесса, описываемого схемой: положение (тезис) — отрицание (антитезис) — отрицание отрицания (синтезис).

Эмпиризм - направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание, полагающее источником знания и критерием его истинности опыт (прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 164-245.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 43-58.

3. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов и др. – Москва: «Слово», 2000. С. 112-155.

4. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Ко-

хановского. Изд. 13-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. С. 36-43.

5. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 51-64.

6. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 97-136.

7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 173-316.

8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/ В.Ф.Шаповалов.– Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 199-256.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.164 (0.046 с.)