Шаповалов, В.Ф. Основы философии: Учеб. пособие/В.Ф.Шаповалов.– Москва, 1998. - С. 531-552. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаповалов, В.Ф. Основы философии: Учеб. пособие/В.Ф.Шаповалов.– Москва, 1998. - С. 531-552.



 

Занятие 2. СОЗНАНИЕ

 

1. Проблема сознания и основные философские программы его исследования: субстанциальная, функциональная, экзистенциально-феноменологическая.

2. Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания, его основные функции и сущностные черты.

3. Структура сознания. Сознание и язык. Сознательное и бессознательное. Сознание и кибернетика.

Темы рефератов и докладов

 

1. Природа идеального.

2. Проблема бессознательного в философии.

3. Проблема искусственного интеллекта в современной философии и науке.

4. Сознание и самосознание.

5. Проблема сознания в психоанализе.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем трудности изучения проблемы сознания?

2. Назовите особенности марксистской концепции сознания.

3. Раскройте содержание положения: «Сознание не только отражает мир, но и творит его». Кому оно принадлежит?

4. Каковы качественные отличия сознания людей от психики животных?

5. В чем, по-вашему, отличие понятий: «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»?

6. Как соотносятся мышление и язык?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Если сознание есть копия, снимок действительности, то как возможно творчество, созидание нового?

2. Может ли машина мыслить? В чем преимущества машины над человеком, а человека над машиной?

3. Телепатия, телекинез, проскопия (видение будущего), экстрасенсорное восприятие, нейролингвистическое программирование, зомбирование личности… Что об этих явлениях говорит современная наука? Дайте оценку возможности подобных явлений с позиций различных подходов к сознанию.

Словарь основных терминов

 

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере, в данный момент контролю.

Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Воображение – психическая способность людей создавать в своих представлениях (в фантазии) мысленные образы ситуаций, не встре­чающихся им в жизни.

Дух – сознание в модусе высшего средоточения интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях.

Информационное отражение – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности.

Мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека.

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки.

Ощущение – непосредственное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Психика – свойство высокоорганизованных живых существ актив­но отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.

Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении.

Сознание – высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сублимация – понятие психоанализа; трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества; снятие напряжения в ситуации конфликта путём переключения сексуальной энергии на процесс творчества.

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Эдипов комплекс – понятие психоанализа; возникает в раннем детстве как комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противоположного ему пола и стремлении физически устранить родителя одного с ним пола.

Эмоциональная сфера – выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость).

Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп.– Москва: Культурная революция, Республика, 2007.С. 431-457.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 147-167.

3. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд./А.Г.Спиркин. – Москва: Гардарики, 2005. С. 337-377.

4. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 200-217.

5. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 229-285.

6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 192-210.

7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 383-409.

8. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: «ВИТРЭМ», 2002. С. 257-262, 300-303.

 

Занятие 3. ЦЕННОСТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

1. Аксиология как философское учение о ценностях. Понятие и функции ценностей. Основные виды ценностей: материальные и духовные, групповые, национальные, региональные и общечеловеческие. Проблема иерархии ценностей. Ценности и антиценности.

2. Человек в мире ценностей. Соотношение общественных и личных ценностей. Ценности-смыслы и ценности-средства. Проблема ценностного выбора в меняющемся мире.

3. Праксеология как философское учение о деятельности. Деятельность как способ бытия человека. Структура и основные виды деятельности.

4. Практика как материально-предметная деятельность. Виды практики. Духовная деятельность человека. Профессиональная деятельность и критерии ее эффективности.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Ценность как жизненная и практическая установка.

2. Роль духовных ценностей нации в выборе модели экономического развития.

3. Ценностные ориентации современной молодежи.

4. Творческая деятельность.

5.Ценности и нравственные императивы профессиональной деятельности.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое ценность? Существуют ли универсальные, «вечные» ценности?

2. Что является ценностью-смыслом, а что – ценностью-средством: высшее образование и вузовский диплом; самореализация и материальное богатство; работа и зарплата, творчество и гонорары за него.

3. Что вы понимаете под истинными, мнимыми и ложными ценностями?

4. Опишите структуру человеческой деятельности.

5. Что такое практика? Каковы ее основные формы?

6. Что общего и различного в материальной и духовной деятельности?

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Если сопоставить западную и восточную цивилизации, то приоритетной социально-политической ценностью первой из них был порядок, стабильность, а второй – свобода. Почему так произошло?

2. Какие базовые ценности присущи менталитету современных белорусов? Чем это можно объяснить?

3. Предметно-практическая деятельность людей подчинена природным и социальным законам. А существуют ли какие-то границы свободы духовно-практической деятельности?

4. Какие элементы творчества возможны в вашей будущей профессиональной деятельности?

 

Словарь основных терминов

 

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факто­рами и структурой личности.

Гедонизм – философско-этическое учение, согласно кото­рому смысл человеческого существования состоит в удовольс­твии и наслаждении.

Деятельность – специфически человеческая форма актив­ного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Нигилизм– установка на абсолютное отрицание ценностей культуры, смысла жизни, норм нравственности.

Праксеология – раздел философии, исследующий общие начала социальных действий людей; понятие, близкое по значению к поня­тию «философия социального действия».

Практика – совокупность предметно-материальных действий че­ловека в отношениях с природой (производство, научный экспери­мент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, демократизация общества и др.).

Творчество – человеческая деятельность, направленная на достижение качественно нового результата, обладающего соци­альной значимостью и эстетическим совершенством.

Труд– целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетво­рения своих потребностей.

Ценность вовлеченная в сферу человеческих интересов и отно­шений положительная значимость для индивида какого-либо духов­ного явления или реального объекта.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 433-454, 471-487.

2. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие./В.Н.Калмыков.– Минск: Выш. шк., 2006. С. 167-173, 320-325.

3. Философия: Учебник для вузов / Под общ.ред. В.В.Миронова. – Москва: Норма, 2005. С. 650-658, 717-721.

4. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 230-253, 365-374.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 345-361, 388-399.

6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 216-223, 246-248.

7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 398-406, 500-501.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.03 с.)