Тема 13. Философия техники. Глобальные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Философия техники. Глобальные



ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

1. Техника как феномен культуры. Философия техники: онтологические, мировоззренческие, гносеологические, методологические и аксиологические аспекты. Взаимодействие технического, естественнонаучного и гуманитарного знания. Идеология сциентизма и технократизма. Критика мира техники в антисциентизме.

2. Роль техники в истории цивилизации. Основные этапы развития техники и технологии. Кризис техногенной цивилизации и проблема гуманизации техносферы. Наукоемкие технологии и инновационная деятельность в культуре XXI века. Программа инновационного развития в отраслях АПК Республики Беларусь.

3. Характер и типология глобальных проблем современности. Проявление глобальных проблем в Республике Беларусь. Задача повышения экологической культуры населения. Философия о путях решения глобальных проблем и о будущем цивилизации.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Техника как социокультурный феномен.

2. Инженерная деятельность и творчество.

3. Техносфера и проблема ее гуманизации.

4. Концепция устойчивого развития и перспективы постиндустриальной цивилизации.

5. Современная глобализация и ее социальные последствия.

6. Модели будущего в футурологии и в научной фантастике.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что понимается под техникой в узком и широком смысле слова?

2. Когда зародилась европейская техногенная цивилизация?

3. В чем проявляется господство техники над человеком?

4. Назовите основные социальные функции техники.

5. Раскройте содержание понятий: «техницизм», «технократизм», «технофобия».

6. Какие проблемы называют глобальными? Дайте их классификацию.

7. По мере своего развития человечество должно становиться сильнее и умнее. Почему же тогда растут вероятность и масштабы техногенных катастроф?

8. Что такое футурология? Какие виды социальных прогнозов вам известны?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Почему техника является способом самореализации человека?

2. «Однажды возникнув, техника приобретает собственную инерцию развития, существенно влияющую на направленность, характер и темпы социальной эволюции». Прокомментируйте это положение.

3. Некоторые авторы относят к глобальным проблемам современности проблему образования. Как вы считаете, почему? И какие именно аспекты образования вы отнесли бы к глобальным?

4.Ознакомьтесь со статьями американского футуролога Ф.Фукуямы «Конец истории» и «Мыслимое будущее человечества». Согласны ли вы с его оценками настоящего и будущего человека и человечества?

Словарь основных терминов

Антитехницизм – его представители Д.Бернал, А.Бергсон, Н.Бердяев, К.Ясперс, Э. Фромм и др. рассматривают технику и технологию как причину отчуждения человека, гибели культуры, уничтожения естественных основ человеческого существования вплоть до возможной деформации человечества, изменения его видовых признаков.

Гуманитарная философия техники – ориентирует человека не только на совершенствование техники, но и на необходимость предвидения и предупреждения тех скрытых, неявных негативных эффектов гуманитарного плана, которые неизбежно несет с собой технический прогресс.

Глобализация – определяющая тенденция современного общества, проявляющаяся во взаимозависимости стран мира на уровне всех сфер общественной жизни (политической, экономической, экологической, культурной и т.п.); масштаб этой взаимозависимости носит планетарный характер.

Глобальные проблемы современности – это система взаимосвязанныхпроблем общепланетарного масштаба, вызванных, прежде всего, техногенной деятельностью человека, и с необходимостью предполагающая их комплексное решение усилиями всего мирового сообщества.

Инженерная философия техники – исходит из того, что в орудиях труда человек систематически воспроизводит самого себя, соответственно,главной задачей человека полагает поиск того, как заставить технику взять на себя все больше функций, выполняемых людьми.

Информационное общество (Е.Масуда, О.Тоффлер) – развившееся постиндустриальное общество, где ведущее место занимает инфосфера, определяющая развитие экономики, политики, культуры, тенденции изменения социальной структуры; главным общественным ресурсом такого общества становится знание.

Научно-техническая революция– ускоренное преобразование произ­водительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

Научно-технический прогресс— единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Посттехногенное (постиндустриальное) общество – общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Д.Белл связывает его со сферой услуг, другие – с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи – с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на качество жизни.

Социальное прогнозирование – вид научного исследования, заключающийся в разработке вероятностного знания о состоянии какого-либо социального явления в будущем.

Техника – совокупность вещественных, энергетических и инфор­мационных систем, служащих в качестве средств разнообразной чело­веческой деятельности; рациональное поведение вообще.

Техногенная цивилизация – социокультурныйтип общества, главным стержнем которого является культ науки и техники.

Технократизм– направление в социальной философии, абсолю­тизирующее возрастающую роль техники и науки, специального зна­ния в жизни современного общества.

Технократия – социологическая концепция, утверждающая необходимость установления политической власти технических специалистов, людей с высшим инженерным образованием.

Технология инструментальный способ рационального действия; включает в себя инструментальные системы, операциональные про­цедуры, технологический менталитет, информационные ресурсы.

Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми посредством воздействия технических средств.

Технофобия – общественное настроение, выражающее крайне критическое отношение к технике и результатам ее применения; буквальнобоязнь техники.

Футурология— система научно-философского прогностического знания о будущем земли и человечества.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеев, П.В. Социальная философия: Учеб. пособие/П.В. Алексеев. – Москва: «ТК Велби», 2003. С. 150-180.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп.– Москва: Культурная революция, Республика, 2007.С. 590-605.

3. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие./В.Н. Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 407-419.

4. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ву-

зов. Изд. 5-е, перераб. и доп. / В.А. Канке. – Москва: Логос, 2003. С 295-312.

5. Степин,В. Ядро новых мировоззренческих ориентаций / В.Степин // Беларуская думка. – 2006, № 5.

6. Практикум по философии человека: Учеб. пособие / Г.Б.Грищенко, Р.Н.Дождикова, Р.В.Сухарева и др.; под общ. ред. Р.В.Сухаревой. – Минск: Вуз-Юнити, 1996. С. 207-223.

7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 531-569.

8. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 349-355, 400-428.

9. Философия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 606-617.

10. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 576-593.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ 3

 

1. Назовите представителей натуралистической концепции общества:

а) Гоббс; в) Чижевский; д) Монтескье;

б) Гумилев; г) Маркс; е) Шпенглер.

 

2. Кто из мыслителей прошлого является автором теории
«идеального государства»?

а) Платон; б) Аристотель; в) Макиавелли; г) К. Маркс; д) В.И Ленин.

 

3. Кто из философов считал, что «человек — животное политическое»?

а) Платон; б) Аристотель; в) Пифагор; г) М.Монтень; д) Ф. Ницше.

4. Кто из мыслителей развивал теорию «общественного договора»?

а) Гегель, Кант, Шеллинг; б) Гоббс, Локк, Руссо;

в) Аристотель, Конт; г) Бабеф, Т. Мор; д) К.Маркс, Ф. Энгельс.

 

5. Кто из мыслителей считал, что жизнь, свобода и собственность — это «естественные права человека»?

а) Аристотель; б) Т. Гоббс; в) Дж. Локк; г) Гегель; д) К. Маркс.

 

6. Кто является автором теории социальной стратификации?

а) К. Маркс; б) П. Сорокин; в) М. Вебер; г) Т. Парсонс; д) Т. Гоббс.

7.Определите,в чем состоит суть теории социальной стратификации:

а) общественные процессы рассматриваются с точки зрения классовой борьбы;

б) при определении социальной структуры нужно учитывать многие критерии: доход, профессию, образование, возраст и т.д.;

в) единственным основанием расслоения общества является обладание собственностью.

 

8. Определите, какой характер носят социальные законы:

а) динамический; в) биологический; д) химический;

б) механический; г) статистический; е) физический

9. Выберите наиболее полную трактовку культуры:

а) духовная жизнь общества; б) образование, широкий кругозор;

в) совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; г) определенный уровень цивилизации; д) общество в целом.

 

10. Назовите представителя «философии жизни», который противопоставлял понятия культуры и цивилизации:

а) Ф. Ницше; г) О. Шпенглер;

б) В. Дильтей; д) И. Кант;

в) А. Бергсон; е) Г. Гегель.

 

11. Соотнесите содержание понятий культуры и общества:

а) тождественные по содержанию понятия; б) эти понятия являются синонимами; в) между ними есть содержательная связь; г) между данными понятиями нет ничего общего.

 

12. Какие два понятия среди перечисленных являются парными категориями, так как они исторически складываются одновременно и не су-

ществуют друг без друга?

а) государство; б) правовое государство; в) политические партии; г) гражданское общество; д) гуманизм.

 

13. Какое выражение является негласным правилом авторитаризма:

а) разрешено все, что не запрещено; б) запрещено все, что не разрешено; в) разрешено все, кроме политики; г) делай, что хочешь.

 

14. Что включает в себя понятие «техника»:

а) совокупность артефактов; б) область знания, выступающего в качестве связующего звена между практической деятельностью и теоретическим знанием; в) совокупность различных видов технической деятельности по созданию технических устройств; г) искусство и мастерство человека.

 

15. Укажите двух представителей антитехницизма:

а) К.Маркс; в) Н.Бердяев; д) В.Дильтей;

б) Д.Белл; г) А.Бергсон; е) Р.Арон.

 

16. Дайте определение техносферы. Техносфера — это:

а) земная природа, часть географической оболочки, освоенная человеком; б) совокупность созданных человеком искусственных материальных объектов; в) результат взаимодействия биоценозов.

 

17. Что означает понятие «технократия»:

а) власть технических специалистов; б) власть философов; в) власть политиков; г) технический бюрократизм; д) вера в возможности техники.

 

18. Определите, какой подход характерен для современного понимания феномена техники и его последствий для жизни общества:

а) техническая деятельность должна быть основана лишь на государственной или на технической целесообразности;

б) техническая деятельность должна служить орудием власти;

в) техническая деятельность и ее результаты должны проходить социальную экспертизу.

 

Ответы на вопросы теста: 1. б, д 2. а 3. б 4. б 5. б, в 6. г 7. б 8. г 9.в 10. г 11. в 12. б, г 13. в 14. в 15. в, г 16. б 17. а 18. в

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..3

Тема 1. Философия как феномен культуры ……………………………..4

Тема 2. Философия Древнего мира ……………………………………...7

Тема 3. Западноевропейская философия Средневековья

и Возрождения ………………………………………………………...…11

Тема 4. Философские системы ХVII – ХIХ вв. ……………………….14

Тема 5. Неклассическая философия ХIХ в.…………………………….18

Тема 6. Основные направления философии ХХ в.

Занятие 1. …………………………………………………………………21

Занятие 2…………………………………………………………………..24

Тема 7. Философия и национальное самосознание……………………27

Тема 8. Философия бытия

Занятие 1. Метафизика и онтология…………………………………….34

Занятие 2. Философия природы…………………...…………………….38

Тема 9. Философия человека

Занятие 1. Человек как предмет философского анализа…………..…..41

Занятие 2. Сознание……………………………………………………...44

Занятие 3. Ценностно-практическое измерение бытия человека..……47

Тема 10. Философия познания и науки

Занятие 1. Познание как предмет философского анализа…….……….49

Занятие 2. Наука и ее социокультурный статус………………………..52

Тема 11. Философия общества

Занятие 1. Общество как предмет социальной философии

и сложноорганизованная система ………………………………………57

Занятие 2. Философия истории. Социальная динамика……………….60

Занятие 3. Философия политики, власти и права ……………………...63

Тема 12. Философия культуры…………………………………………..67

Тема 13. Философия техники. Глобальные проблемы совре-

менности..………………………………………………………………...70



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.039 с.)