Глава 10. Еврейская философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Еврейская философия



В эпоху Средневековья основные центры еврейской культуры и фи­лософии находились на территории мусульманского мира: в Вавилоне, Багдаде и др.; в X в. важнейшим центром еврейской философской мыс­ли стала Кордова (Испания). Развитие еврейской философии шло под сильным влиянием мусульманской, поэтому большинство еврейских фи­лософов X—XII вв. писали свои сочинения на арабском языке, и только в XIII—XIV вв. эти произведения были переведены на еврейский язык. Преследования евреев мусульманами, начавшиеся в XIII в., а затем в XV в. и христианами (после того как Испания была отвоевана у арабов), при­вело к разрушению этого центра еврейской философии.

Развитие еврейской средневековой философии началось в восточ­ных центрах на базе теологии, где в VIII—X вв. существовало два ос­новных направления: раввинское и караимское.

Караимы по своим воззрениям были близки к мутазилитам. Как и последние, караимы считали, что Священное Писание (в иудейской традиции — Ветхий Завет и Талмуд) должно истолковываться с по­мощью разума, причем таким образом, чтобы религиозные идеи не противоречили научным. Виднейший представитель движения караи­мов — Анан бен Давид (VIII в.).

В раввинском направлении первым теологом, начавшим использо­вать философские учения и методы для обоснования религиозных идей, стал Саадия из Файюма в Египте (892—942). Он утверждал, что высшими истинами являются истины религии, изложенные в Священ­ном Писании. Истины, к которым в конце концов приходит разум, не Могут противоречить религиозным. Но если в Откровении эти истины Даны нам сразу, то разум обретает их постепенно, после длительных Усилий и многих ошибок.

В развитии еврейской философии в X—XIII вв. на Западе (Испа­ния) можно выделить три основных направления.

Неоплатонизм, крупнейший представитель которого Соломон ибн Гебироль (бен Иегуда) (1020—1070), известный в средневековой Европе под именем Авицеброн.

Перипатетизм (аристотелизм), крупнейший представитель — Моше (Моисей) бен Маймон (1135—1204), чаще называемый Май­монид.

Каббала — мистическая философия, в развитии которой сыграл важную роль Моше де Леон (Моисей Лионский).

Схема 60. Еврейская средневековая философия: основные направления

Неоплатонизм

Ибн-Гебирол (Авицеброн) (Avicebron)

Биографические сведения. Соломон бен Иегуда, или в мусульманской традиции — Ибн-Гебироль1, (1020— 1070) — средневековый еврейский мыслитель; был широко известен в мусульманском мире под именем Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, а в средневековой Евро-

1 «Ибн» на арабском языке и «бен» на еврейском — означают «сын». Хотя Авицеб­рон был по происхождению евреем, и в Европе, и в мусульманском мире многие ученые считали его арабом и мусульманином, поэтому распространенным было его имя в араб­ском звучании Ибн-Гебироль.

пе — под именем Авицеброн. Он родился в Испании в г. Малаге, боль­шую часть жизни прожил в Сарагосе. Был поэтом и философом.

Основные труды. Главное произведение «Источник жизни», по­строенное в виде диалога между учителем и учеником, было написано на арабском языке. Оригинал утрачен, частично сохранились еврей­ский и латинский переводы. Последний был широко известен в сред­невековой Европе, а автор считался арабом.

Философские воззрения. Онтология. Онтология Авицеброны представляет собой попытку соединить религиозные представления о Боге с неоплатоновской онтологией и учением Аристотеля о материи и формах: «В бытии имеются всего три вещи, а именно: материя вместе с формой, первая субстанция и воля, представляющая собой промежу­точное звено между этими двумя крайними звеньями». Бог при этом понимается как первая субстанция и по сути дела отождествляется с идеей Единого у Платона и неоплатоников.

Космогония. В космогонии имеет место синтез библейского уче­ния о творении мира Богом из ничего и неоплатоновского учения об эманациях. Бог посредством Логоса (т.е. Слова, которое есть одновременно еще и воля Божья) создает бытие из ничего. Это пер­вый и последний акт творения, результатом которого является Космический разум (ум), включающий в себя материю и формы. Да­лее космогонический процесс идет по схеме неоплатоников: в ре­зультате эманации, исходящей от Космического разума, рождается Мировая душа, отдельные души, природа.

Все существующие объекты — за исключением Бога — есть един­ство материи и формы, т.е. материальными признаются не только телес­ные, но и духовные сущности, например человеческие души, ангелы и т.п. Материальные объекты различаются по степени «тонкости» мате­рии, из которой они состоят, что связано с той формой, которую «вос­приняла» материя (материя, как и у Аристотеля, понимается как универсальный носитель возможностей). Принципиальным является Деление материи на воспринявшую «форму телесности» и «форму ду­ховности». Чем более тонкой становится материя, тем более совершен­ной и знающей она является. Познание Бога возможно только интуи­тивным путем в состоянии экстаза.

Судьба учения. Ибн-Гебироль оказал некоторое влияние на му­сульманских и христианских-философов. Особо можно отметить его влияние на пантеистические идеи Джордано Бруно.

Перипатетизм

Маймонид (Maimonides)

Биографические сведения. Моше (Моисей) бен Май­мон (1135—1204), более известный под именем Маймо­нид, был философом, теологом и врачом. Родился в Кордо­ве; преследования евреев в арабо-марокканском халифате заставили его покинуть страну и переселиться в Каир (египетский халифат), где в 1187 г. он стал лейб-медиком султана Салах-ад-Дина (Саладина).

Основные труды. Главный философский труд — «Путеводитель заблудших» («Путеводитель растерянных», «Наставник колеблющих­ся»), написанный на арабском языке в виде диалога учителя с учени­ком. Еще при жизни Маймонида эта книга была переведена на еврей­ский язык, а позднее в Европе — и на латинский.

Философские воззрения. Учение Маймонида, хотя и создано им самостоятельно, во многом сходно с учением Аверроиса, что связано с общностью источников — философией Аристотеля и комментариями к нему арабских философов предшествующих поколений.

Проблема знания и веры. Маймонид считал, что между истинами От­кровения и истинами науки не может быть подлинных противоречий, ибо «они проистекают из одного и того же источника, а именно из божествен­ной мудрости». Но при этом истины разума Маймонид все-таки ставит выше религиозных, утверждая, что последние есть не что иное, как «истина, изысканная силой разума и в записанном виде переданная святыми отца­ми». Поэтому все библейские положения, которые выглядят противореча­щими научным выводам, он истолковывает аллегорически.

Онтология. Маймонид почти полностью соглашается с Аристоте­лем во всем, что относится к «подлунному миру» (т.е. земному), но спо­рит с ним по ряду положений, относящихся к «надлунному миру». Так, Маймонид отрицает вечность мира и признает сотворение мира Богом.

Синтез еврейского вероучения с греческой философией, осуществ­ленный Маймонидом и провозглашенный им примат разума над верой, вызвали значительное недовольство еврейских богословов: его учение было несколько раз осуждено за «продажу Священного Писания гре­кам», а книги приговаривались к сожжению. Борьба «за» и «против» его учения шла на протяжении всего XIII в., она достигала такой остро­ты, что в 1305 г. синод раввинов под угрозой отлучения от синагоги за­претил заниматься философией всем лицам, не достигшим 25 лет.

Судьба учения. В эпоху Средневековья учение Маймонида оказа­ло большое влияние на развитие каббалы и на западноевропейскую схоластику, особенно на Альберта Великого и Фому Аквинского. В Но­вое время отмечается его влияние на Спинозу.

Схема 61. Маймонид: истоки и влияние

 

10.3. Каббала (Kabbala)

Слово «каббала» в переводе с древнееврейского означает «преда­ние». Каббала — это мистическое учение, в течение длительного вре­мени оно было тайным (эзотерическим).

Легенды о происхождении. Существует две легенды о проис­хождении тайных знаний, содержащихся в каббале. По одной версии, их получил Моисей на горе Синай, когда встречался там с богом Ягве. Но если «скрижали завета», данные ему Богом, он принес всему еврейскому народу, то каббалистические знания сообщил только избранным. В даль­нейшем эти знания хранились в глубокой тайне и передавались только доверенным ученикам. По другой версии (опирающейся на апокрифи­ческую1 «Книгу Еноха»), эти знания люди получили от ангелов, когда те сошли с неба и взяли себе в жены дочерей человеческих.

Основные труды. Сефер Ецира. «Книга творения» известная еще с древности (она упоминается в сочинениях I—II вв.); Зехер, или Зо­гар. «Свет, Блеск или Сияние», которая стала известна в Европе с XIII в., когда Моше из Леона (Моисей Лионский) привез ее в Испанию. Иног­да он же считается ее автором.

Философские воззрения. Философское учение каббалы пред­ставляет собой попытку соединить ветхозаветное учение о сотворе­нии мира Богом из ничего с платоновской и неоплатоновской космого­нией, по ряду параметров напоминая при этом учение Оригена и гноc­тицизм.

Космогония. Бог понимается как простое, однородное и не­определенное единство (аналогично идее Единого у Платона). В этом смысле Он не есть нечто, существующее в мире, т.е. Бог есть не не­что — Эн-Соф. Но поскольку все заключается в нем, как в высшей причине, Бог есть все. И так как мир возникает из Бога, то можно ска­зать, что Бог творит мир из ничего.

Эн-Соф есть первосвет. Сначала он наполнял все пространство, а точнее, он и был этим пространством. Но чтобы могло возникнуть что-­либо иное, он сконцентрировался сам в себе, образовав тем самым пус­тоту. Эту пустоту он наполнил своим светом, истекающим (эманирую­щим) из него, и по мере удаления от Бога — постепенно ослабева­ющим.

Первым был создан (из первосвета) Адам Кадмон — первоче­ловек, являющийся прототипом всего творения. Через Адама Кадмона

1 Апокрифы — это древние книги, близкие по содержанию к библейским, но не во­шедшие в канон, т.е. официально принятый состав Библии.

эманируют из Бога десять сефирот (сфер). Через них Бог открывается, а потому и познается. Они образуют космическое тело Адама Кадмо­на. Сефироты соподчиняются друг другу по три, получается трое­кратное единство, к которому примыкает десятая сефира, как общий результат всех этих триединств и как гармония между всеми осталь­ными (схема 62). В соответствии с триединством сефирот существует три мира (табл. 47).

Таблица 47. Три мира в каббале

Мир Расположение мира Население
Мир Берия первый (высший) сотворенный мир или внутреннее небо умопостигаемые духи
Мир Йицира второй сотворенный мир или внешнее небо ангелы, обладающие тонким телом
Мир Азиа третий сотворенный мир, мир элементов или природы люди

Выше этих трех миров находится мир первообразов — Ацилут, т.е. Адам Кадмон, к которому эти три сотворенных мира относятся как копии.

На самой нижней ступени поток божественного света вливается в материю, которая есть угасший свет. Поскольку свет — это добро, то тьма есть зло; во мраке пребывают злые духи, т.е. падшие ангелы, которые согрешили и были низвергнуты с неба.

Методы каббалы. Каббала оказала большое влияние на даль­нейшее развитие мистических учений, особенно благодаря спе­цифическим каббалистическим методам. Каббалисты считают, что в Библии, и прежде всего в Торе1, заключены тайные знания, которые можно прочитать, используя особые методы расшифровки (гематрия, нотарикон, тамура). Так, гематрия2 состоит в следующем: каждой букве еврейского алфавита (их 22) приписывается число по принципу: а — 1, б — 2 и т.п., буквам второго десятка — 10, 20 и т.п., третьего — сотни. Значением слова или иного языкового выражения считается сумма всех соответствующих букв. По этому методу числом 666 в Библии (Апокалипсисе) зашифровано имя антихриста. Языковые выражения с одинаковой суммой чисел считаются мистически взаимосвязанными.

1 Другое название Торы — Пятикнижие Моисея, это первые пять книг Ветхого За­вета, в которых рассказывается о сотворении мира, грехопадении и т.д.

2 Метод гематрия, связанный с мистикой чисел, по-видимому, восходит к идеям пи­фагореизма.

Схема 62. Космология каббалы

Судьба учения. Каббала оказала громадное влияние на развитие различного рода мистических учений как эпохи Средневековья, так и более поздних — вплоть до настоящего времени.

Схема 63. Каббала: истоки и влияние



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.02 с.)