Методы воспитательной работы с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы воспитательной работы с детьми



 

Вожатый, в своей работе с детьми использует различные методы воспитательного воздействия на детей. Методы воспитательной работы будут действенны, если их применять в системе. К числу ведущих методов воспитательной работы относятся: убеждение словом и положительным примером, поручение, соревнование, игра, поощрение и наказание.

 

Убеждение

Убеждение как метод является целенаправленным воздействием на сознание и чувства, словом и положительным примером. Педагогически не обоснованное применение этого метода таит в себе опасность чисто словесного воспитания, так как воспитанники лишь на слух воспринимают нужные и правильные слова о нравственном совершенствовании, которые в избытке слышат от взрослых, но слова эти никак не отражаются, никак не воздействуют на их поведение. Об опасности такого разрыва между словом и делом предупреждал в свое время русский педагог К.Д. Ушинский: «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков...»

Какие педагогические условия надо соблюдать, чтобы убеждение словом достигло цели? Прежде всего, темы сборов, вечерних свечек, диспутов, бесед, темы коллективных обсуждений должны быть актуальны и своевременны. Бессмысленно обсуждать фильм или книгу, который дети не смотрели или которую не читали. Необходима предварительная подготовка материала для планируемого убеждения. Конкретность, яркость, эмоциональность убеждения словом зависят от умения вожатого привлечь конкретные факты из жизни самих ребят, из книг, журналов, исторических примеров, телепередач. Дети охотно участвуют в обсуждении и достаточно сложных проблем, ценят уважительное отношение к их мнениям и суждениям, принимают истину, если она устанавливается в живой и убедительной дискуссии.

 

Поручение

Поручение как метод воспитательного воздействия, может быть адресовано как конкретному ребенку, так и целому отряду. В работе отрядов широко используют такие поручения, как физорг, организатор игры, спортивных соревнований, танцев, музыкальный организатор и т. д.

Эффективность поручений обеспечивается соблюдением ряда педагогических требований. Прежде всего, поручение должно обладать общественной ценностью. Воспитательное воздействие поручений зависит и от заинтересованности детей разного возраста и пола в выполнении этого поручения. Следовательно, чтобы поручение воспитывало, вожатому необходимо знать интересы и склонности своих воспитанников, особенности их характеров, уровень воспитанности и т.д.

Вожатому также следует помнить, что поручение должно соответствовать особенностям возраста, быть посильным и в то же время, предоставлять возможность преодолевать трудности, проявлять волю, настойчивость, упорство, инициативу.

Эффективность поручений зависит от контроля за их выполнением. Контроль должен предполагать и своевременный совет, и подсказку, а иногда и требовательный разговор с теми, кто тормозит работу, безответственно относится к поручению.

Игра

Для вожатого игра — самый удобный, приятный, хотя одновременно и нелегкий, метод воздействия на детей.

А.С. Макаренко говорил об игре: «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя немного изображает, играя, чем-то более высоким себя чувствует...

...Я утверждаю, что детская организация должна быть пропитана игрой. Учтите, что речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу — время, а потехечас, а потому что как ребенок играет, так он будет и работать».

Воспитательная эффективность игры достигается в том случае, когда вожатый заботится об идейном содержании игр, учитывает возрастные особенности детей, сам организует игру. Игрой надо умело руководить, ни в коем случае не допуская всякого рода запрещений и непродуманного прямого вмешательства взрослых. Надо играть вместе с детьми.

 

Соревнование

Соревнование не следует рассматривать как универсальное средство на все случаи воспитательной практики, распространять на любой вид детской деятельности, в любом коллективе и на любые сроки.

Соревнование дает положительные результаты только тогда, когда оно организуется на основе следующих принципов: гласности, взаимопомощи, конкретности условий и сравнимости результатов. В противном случае соревнование порождает безнравственную погоню за первенство любыми средствами, развивает зависть, недружелюбие.

Соревнование приобретает воспитательный смысл, если оно становится творчеством самих детей при условии точной педагогической подготовки. В условиях лагеря соревнование уместно в труде, техническом и эстетическом творчестве, спорте и туризме.

Задумывая всякое соревнование, вожатые должны подобрать жюри, разработать основные положения, определить сроки проведения, форму подведения итогов, награды победителям.

 

Поощрение и наказание

Поддержка отряда, похвала нужна ребятам. Их успехи, пусть самые крошечные, должны быть отмечены. Но похвала, поощрение — палка о двух концах. Совсем того не желая, нетрудно именно постоянными поощрениями и наградами воспитать в некоторых ребятах самодовольство, пренебрежение к товарищам. Поэтому важно, чтобы в вынесении благодарности и награды участвовал весь коллектив. Дети должны усвоить: наибольшая ценность у тех добрых дел и поступков, которые совершают из нравственных побуждений, а не ради похвалы и награды.

В детском коллективе недопустимо наказание трудом. Использование трудового наказания в качестве наказания может обусловить отношение к труду как к неприятной обязанности, которую должны выполнять лишь провинившиеся. Гораздо больший воспитательный эффект достигается, если наказанием становится ограничение права трудиться. Причем в данном случае труд — не обязанность ребенка, а его стремление, желание, хотение. Так, дежурная группа по конюшне, халатно отнесшаяся к своим обязанностям и повлекшая сбой в работе конной секции, не допускалась к своим обязанностям в течение трех дней. Для детей, это было серьезное наказание, которое заставило их пересмотреть свое отношение к возложенным на них обязанностям.

В отдельных случаях, если необходимость поработать воспринимается как естественное следствие проступка, такая мера оправдана: насорил — убери, плохо подготовили помещение для сбора отряда, придется повторить еще раз.

Основное требование к применению индивидуального наказания — было оправданным и обязательно справедливым.

 

О наказании (по Владимиру Леви)

§ Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным. Однако, мы забываем об этом подумать, так как наказываем чаще всего в порыве гнева.

§ Если есть сомнения, наказывать или нет, лучше не наказывать. Никаких наказаний «для профилактики» или «на всякий случай» быть не должно.

§ За один раз одно наказание. Салат из наказаний – блюдо не для детской души. Наказание - не за счет любви! Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы.

§ Если что-то совершено давно - не наказывайте. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности.

§ Наказан – прощен. Страница перевернута. Жизнь начинается с нового листа.

§ Наказание без унижения. Наказание не должно восприниматься как торжество нашей силы над слабостью ребенка. Наказание тогда действует в обратную сторону.

§ Ребенок не должен бояться наказания. Он должен бояться нашего огорчения.

 

ГЛАВА 9

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Ребята участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию. Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность воспитывает умело организованная игра.

 

Дети младшего возраста

Играя и слушая вожатого, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Каковы условия выполнения детьми поручений в этом возрасте? Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в тоже время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять.

Рекомендации по организации и проведению игр:

  • Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.
  • Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.
  • Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
  • Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
  • Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень часто соблюдал правила игры».
  • Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
  • Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
  • Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.
  • Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.

Как ввести детей в игру?

1. Объяснить правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.

2. Делить ребят на группы также как и в случае с детьми младшего возраста.

3. Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый не должен спешить его отменять: лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).

 

Подростки

Рекомендации по организации и проведению игр:

  • Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная.
  • Она может быть рассчитана на длительную подготовку.
  • Важно, чтобы подростки осознавали важность игры, полезность ее.

Во временном детском объединении игра выполняет важную роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым в летнем лагере видам деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.013 с.)