Анкета № 3(для заключительного периода смены) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета № 3(для заключительного периода смены)



1. Некоторые спорят, жизнь в лагере обычная или необычная. Напиши, как думаешь ты?

2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запом­нились?

3. Что нового ты узнал, чему научился?

4. Чем тебе больше всего твой отряд:

а) нравится?

б) не нравится?

5. Как ты оцениваешь работу актива своего отряда?

6. Ты жил в детском коллективе. Какие выводы ты сделал, живя с ребятами из разных районов?

7. За что ты ценишь своих друзей?

8. Произошли ли какие-либо изменения в твоём характере, поступках, отношении, к людям?

9. Твои пожелания людям, работающим с тобой в ДОЛе.

10.Если бы тебе еще раз посчастливилось побывать в нашем лагере, назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел еще раз встретиться.

Очень важно правильно организовать отъезд из лагеря. Дети чувствуют отъезд задолго до закрытия смены, обычно за 4-5 дней. Вожатому в эти дни нельзя потерять бдительность, нужно быть предельно внимательным. Это этап подведения итогов работы, анализа деятельности каждого ребенка.

Подведение итогов — это конкретные дела: демонстрация результатов работы кружков, творческие отчеты групп, откровенный разговор по душам о прожитой смене, друг о друге. Кроме того, это специальные дела-прощания с лесом, речкой, лагерем, последняя зарядка, последний матч.

Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка; если вожатые ослабляют требовательность, то дети пытаются завершить все то, что не успели в «свободной жизни».

Вожатый, помни:

1. Работай по намеченному плану.

2. Стремись не нарушать режим дня.

3. Ограничивай неорганизованное свободное время детей.

4. Старайся организовать коллективные дела с привлечением каждого ребенка.

5. Не давай возможности скучать.

6. Не выпускай из поля зрения ни одного ребенка.

7. Продумай совместно с детьми программу прощального вечера.

8. За день до отъезда сориентируй детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное и отдали чужое;

9. В «королевскую ночь» (последнюю ночь смены) ни на минуту не оставляй своих детей, контролируй ситуацию.

 

В заключительный период смены не забудь!

1.Организуйте ритуалы прощания:

  • Прощание с лесом (прогулка, костер);
  • Прощание с озером (отправление бумажной флотилии корабликов в кругосветку с пожеланиями)
  • Прощание со спортивной площадкой (дружеский матч)

2. Оставьте пожелания от вашего отряда для ребят следующей смены

3. Допишите всем отрядом последнюю страничку летописи жизни отряда

4. Предложите ребятам изготовить подарки на память, приятные сюрпризы, сердечки с пожеланиями, «Забор пожеланий» - каждая дощечка – имя ребенка вашего отряда и всех вожатых отряда, все желающие могут оставить пожелания на этой дощечке, которую ребенок заберет с собой на память и т. д.

5. Проведите прощальную «Свечку», «Огонек» или костер отряда, поговорите о прожитой жизни, подведите итоги смены, обменяйтесь памятными сувенирами, спойте любимые песни!

 

Прощальным аккордом пусть прозвучит звездное участие вашего отряда в общелагерном Гала-концерте. Это большой и красивый праздник, он должен быть ярким и запоминающимся для всех участников. Все дети вашего отряда участвуют в отдельных номерах и в общем выступлении отряда. Заканчивается Гала-концерт красочным выступлением вожатского отряда, кружководов, физруков и других представителей временного трудового коллектива лагеря.

План заключительных организационных действий:

  • Договоритесь с библиотекарем о времени сдачи книг и проконтролируйте, чтобы ребята вернули книги в указанный срок (за 2 дня до окончания смены)
  • В предпоследний день сдайте весь спортивный инвентарь
  • Организуйте поиск «пропавших вещей»
  • Определите время для сбора сумок и рюкзаков
  • Соберите, пересчитайте и сдайте с ребятами постельное белье в день отъезда в указанное время
  • Сделайте с отрядом генеральную уборку корпуса и закрепленной за отрядом территории
  • Для отъезжающих детей заберите в медпункте медицинские документы для передачи родителям ребенка в городе
  • Подготовьте первый список отъезжающих ребят с домашними адресами и телефонами родителей и родственников (для сверки в автобусе, и для получения подписи родителей о передачи ему ребенка) и второй список оставшихся в лагере детей вашего отряда на следующую смену.

 

«Огонек» в итоговый период

«Расскажи мне обо мне»

Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а просят 2-3х человек, чтобы они рассказали о нем.

Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечки в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить дерево или ель и устроить импровизированный

 

 

Глава 7

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АКТИВОМ ОТРЯДА

«Ядром любого коллектива является актив».

А. С. Макаренко

Вожатый должен знать, что у него в отряде из 30-40 человек всегда проявятся 12-15 человек постоянного актива: командир отряда, старосты палат, редактор уголка, санитар, ответственный за художественную самодеятельность, физорг, завхоз и т.д. Поэтому, вожатый, запомни:

1. никогда не делай сам того, что можно поручить активистам;

2. пользуйся любым случаем, чтобы подчеркнуть твое уважение к детям-организаторам;

3. чаще доверяй своим воспитанникам;

4. всеми доступными тебе средствами расти актив в своем отряде.

 

Следует помнить, что даже самый опытный и хороший вожатый не сможет в полной мере наладить качественную работу в отряде, не опираясь на актив. И наоборот, чем больше и лучше будет работать актив, тем больше у тебя появится помощников, тем легче будет наладить интересную, плодотворную работу в отряде.

Очень часто, к сожалению, вожатые не учат своих детей самостоятельности, а стараются все сделать сами. Это в корне неверно.

Как провести выборы в актив (совет) отряда?

В дороге у вожатого всегда есть возможность присмотреться, познакомиться с детьми. Следует расспросить ребят, кем они были в активе класса своей школы, в лагере в прошлой смене (году). Не следует спешить с выборами, если нет твердой уверенности в кандидатах.

 

 

Актив (совет) отряда

Все решения внутри отряда принимаются на сборе отряда. Поэтому детям следует знать, что высшим органом их отряда является сбор. На сборе происходят выборы (возможно в форме ролевой игры «Выборы президента отряда»). На сборе утверждаются кандидатуры и обязанности актива отряда, (мы характеризуем минимальный состав актива отряда):

командир отряда - главный помощник вожатого,ответственный, пользующийся уважениемвсего отряда, представляет отряд на совете лагеря, помогает во всех организационных моментах.

физорг отряда организует спортивную работу отряда: посещение утренней зарядки, участие детей отряда в спортивных секциях, проведение соревнований внутри отряда и в лагере по всем видам спорта. Оказывает помощь в подготовке и проведении общелагерных спортивных и туристских соревнований и походов.

санитар отвечает за чистоту и порядок в отряде: заправка постелей в палатах, чистоту тумбочек, пола, опрятный внешний вид каждого члена отряда, следит за соблюдением правил личной гигиены, за четкость выполнения графика дежурства в комнатах.

староста палаты отвечает за дисциплину во время тихого часа и вечером, перед сном. Всегда последним выходит из палаты, оставляя ее в чистоте и порядке.

редактор опираясь на актив отряда, участвует в оформлении отрядного уголка, организует выпуск утренней «Молнии» и следит за наличием отрядного плана на текущий день в отрядном уголке.

 

Объединяющее начало

Детский временный коллектив — отряд (экипаж, бригада, команда, группа и т.д.) — это объединение детей под руководством воспитателей-вожатых, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с педагогической программой. Поэтому каждому воспитателю-вожатому нужно представлять факторы, способствующие сплочению и развитию детского коллектива.

Объединяющим началом является жизнь лагеря: единый распорядок дня, организованное самоуправление, совместное участие в мероприятиях, преодоление трудностей быта, общие трудовые и творческие дела.

Символика — немаловажный аспект создания коллективных традиций внутри отряда и лагеря. Ряд лагерей, на протяжении длительного времени своей деятельности, использует единую, традиционную символику. Нередко в лагере каждая смена получает название (например, Звездная, Патриотическая, Лесная и т.д.), в результате чего изменяются параметры символики.

Что следует понимать под термином «символика», и какая символика используется в детских оздоровительных лагерях? Это элементы единой одежды (бейсболки, футболки), значки (нередко изготовленные самими ребятами по разработанному ими же макету), эмблемы (лагеря, отряда, палаты), вымпела (выдается за достижение какой-либо цели, например лучшее выполнение утренней зарядки), флаг (также может изготовляться самими ребятами внутри отряда, и это приветствуется детьми).

Воспитателям-вожатым следует помнить, что символика, изготовленная руками самих ребят, более эффективна в воспитательном плане.

На основе коллективных дел, под влиянием личности воспитателя и наиболее авторитетных ребят-лидеров, постепенно выстраивается система правил и норм жизни, складываются традиции, формируется стиль и культура детского коллектива.

Мы выделили наиболее значимые традиции в детском лагере, которые способствуют положительным результатам в работе детского коллектива (отряда) и лагеря в целом.

 

Общее построение

Эффективное объединяющее начало, способствующее и поддерживающее жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой коллектива. Цель данной традиции — провести проверку готовности и подвести итоги коллективного дела, создать положительный настрой на предстоящую коллективную деятельность. Общее построение используется несколько раз в течение дня (перед началом общих дел, при встрече гостей, поздравлении с ребят с достигнутыми успехами в каком-либо деле, с Днем рождения и т.д.)

 

Групповое обсуждение итогов дня (свечка)

Демократичная форма выработки коллективного мнения. Исходя из полученных положительных результатов проведения вечерних свечек, важно отметить важность систематичного проведения итогов дня. Воспитатели-вожатые на свечках получают оперативную обратную связь, быстро выясняют и разрешают возникшие конфликтные ситуации, поддерживают комфортный психологический климат.

 

 

Мозговая атака

Групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем самым, повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Снижение критичности в процессе мозговой атаки достигается путем передачи инструкции сознанию (настрой быть свободным, оригинальным, не бояться оценки своей идеи окружающими) и подсознанию (сочувствие, поддержка и одобрение партнеров мозговой атаки). Известно, что иногда одной критической реплики достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим — проверенным, неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов отряда, но и открывается возможность перехода на чужую логику — логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участников атаки суммируются.

 

Деловая игра

Метод обучения и воспитания сближает события, далеко разрозненные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность творческой деятельности. Кроме максимально эмоционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность вернуть ход и использовать другую стратегию. Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Поскольку игра — мероприятие групповое, она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Ярким примером деловой игры на протяжении всей смены является «Биржа труда».

Костры

Эту традицию не следует рассматривать как чисто досуговую, развлекательную деятельность. Если воспитатели продумают сценарий каждого костра, песенный репертуар подберут в соответствии с периодом смены, то можно гарантировать успех в решении задач создания комфортного психологического климата в отряде, воспитания лучших качеств личности ребенка, духовной культуры, любви к окружающей природе. Адаптированным вариантом костра также можно считать кольцовку песен, в котором основной акцент делается на песню, выбранную тематику.

Отзывы

Эффективный способ получения обратной связи. Способов получения отзывов достаточно, чтобы воспитатель мог выбрать для себя самые оптимальные. Среди таких способов мы выделим настроение (график настроения, шкалу настроения, «Я сегодня» и т.п. варианты названий); анкетирование в соответствии с периодом смены (о лагере, о товарищах, и т.д.); отрядные газеты-молнии, отрядный листок пожеланий, дерево желаний (отдельный стенд с нарисованным деревом, куда дети могут прикалывать листочки с желаниями); «А напоследок я скажу...» (обычно воспитатели разворачивают обратной стороной рулон обоев во всю стену, рисуют заглавие и вешают за день до отъезда). Каждый ребенок может написать на такой «стене» свои пожелания, мысли, размышления, оставить свои координаты. Другой вариант — забор «А напоследок я скажу...»: на том же рулоне обоев рисуют забор, в котором количество досок соответствует количеству детей, отрядных вожатых и администрации. Каждая доска становится именной, т.е. на ней пишется имя, кому следует написать свое пожелание. Так, каждый ребенок, вожатый, администратор может выразить свое мнение о конкретном человеке.

 

 

Глава 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.035 с.)