Печатание ладошками и пальчиками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печатание ладошками и пальчиками



АЗЫ РИСОВАНИЯ

 

Одинокова Г. Ю., ФГБНУ «ИКП РАО»

 

Ранний и дошкольный возраст - время многочисленных экспериментов, где главный исследователь – ребенок. У него продолжается «роман с окружающим миром», поэтому изучение предметов, игрушек, инструментов, материалов и извлечение всех возможных способов действия с ними очень важны и интересны для ребенка.

Интерес к рисованию появляется у детей очень рано.

Ребенок может не знать предназначения бумаги, карандашей и красок, но его очень привлекают эти материалы. Он начнет пытаться сам оставлять следы на бумаге, «рисовать». Эта деятельность напоминает игру. Педагоги называют этот период «доизобразительным». Этап «пробы пера» и «каракуль» продлится долго, и может стать неинтересным для ребенка, если не подключится взрослый. Самостоятельно ребенок не научится изображать какие-либо определенные предметы и явления. Когда он увидит, как рисует кто-то из старших, ему очень захочется подражать. Только пройдя этот этап, от манипуляций с бумагой и красками, от подражания взрослому и совместной с ним деятельности, ребенок начнет самостоятельно рисовать - отображать предметы и явления окружающего мира, фантазировать, создавать и воплощать образы. Поддержите интерес детей, и Вы увидите, как много удивительного для себя откроет Ваш ребенок.

Рисование как определенный вид деятельности ребенка включает 2 стороны:

- графическую (умения и навыки владения инструментами для рисования и др.);

- художественно – образную (узнавание в том, что нарисовал ребенок, предметов окружающего мира; возникновение ассоциативных образов; изображение предметов по замыслу и т.д.).

Эти две стороны взаимосвязаны, и развитие одной стимулирует и подталкивает развитие другой.

Что касается развития графических навыков, то сначала дайте ребенку попробовать и поэкспериментировать с изобразительными средствами. Открыв для себя возможность, оставлять след на бумаге карандашом, ребенок начинает это делать при каждом удобном случае: он рисует палочкой на мокром песке и снегу, пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте. Интерес к рисованию появится у него независимо от взрослых. Но без организации этого процесса ребенок будет оставлять следы фломастера на обоях, на полу, углом кубика на мебели и т.д. Поэтому именно взрослый должен подготовить место и материалы для рисования, показать, как рисовать, как правильно держать карандаш, как набирать кисточкой краску. Скоро ребенок поймет, что делать это удобнее сидя за столом, имея под рукой маркер, карандаш или кисточку с красками.

У детей, только взявших в руки рисующий инструмент, последовательно развиваются естественные рисовальные движения.

Ребенок чиркает карандашом и наносит на лист бумаги разнообразные каракули, совершая произвольные движения. Постепенно движения руки дифференцируются и каракули становятся более разнообразными. Сначала у него получаются на листе бумаги штрихи, точки, затем неотрывные дугообразные линии. Движения руки все больше контролируются глазами. После этого линии закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются и появляются зигзаги. В это же время ребенок заметно начинает различать каракули и предпочитает одни следы другим. Он оставляет следы на бумаге, а потом просто замирает, внимательно рассматривая и изучая их. Следующие, более сложные рисовальные движения – вращательные, это спирали, мотки, увеличивающиеся в размере. Круг появляется в рисунках детей после обучения. Координация руки и глаза совершенствуется все больше. Дайте ребенку возможность освоить пространство листа с помощью этих, доступных ему движений. Не ограничивайте ребенка одним листом бумаги. Пусть он рисует на листах разных размеров и разных цветов.

Вторая, очень важная составляющая процесса рисования, - художественно – образная или смысловая. В возрасте от полутора лет, после обучения взрослого, появляется и рождается некий образ в рисунках, дети начинают приписывать своим следам, оставленным на бумаге, какое – либо содержание. Например, в оставленных штрихах увидит палку или иголку, (обычно в этом возрасте ребенок видел в руках взрослого иголку, знаком с предназначением ее, и уже предупрежден, что иголка это опасно) и назовет это.

Узнавание предметов, явлений окружающего мира в том, что нарисовал сам, у ребенка развивается постепенно. Не у всех это происходит одинаково быстро. Когда ребенок узнает предмет на своем рисунке, он живо реагирует: хлопает в ладоши, радуется, демонстрирует рисунок близким, называет его. Ожидание появления в каракулях изображения предмета очень привлекательно для него. Он энергично наносит штрихи, линии, точки и напряженно ждет этого момента узнавания. Линии могут иметь отдаленное сходство с предметом или явлением, но желание увидеть предмет настолько остро, что ребенок в одном рисунке видит несколько изображений. Например, он говорит о своем рисунке, где всего несколько штрихов: «Лужа. Нет, это дождь, дождь идет». Слово начинает обозначать и предмет и явление. Каракули, имеющие сходство с предметом, выступают в качестве заместителя реального предмета. Слово соединяет графический символ (каракули) и предмет.

Рассматривая вместе с ребенком его рисунки, в случае затруднения, мама может сказать: «Это похоже на дорогу. Да, это дорога, по которой мы с тобой гуляем». Ребенок, слушая объяснение мамы, через время увидит в линиях нечто большее, и будет учиться «читать» рисунки. Круги, могут напоминать колеса, клубки ниток, шарики, солнышко, колобка. Спирали, нарисованные ребенком, напоминают ветер, дым. Возможность и умение увидеть предмет в нарисованном – мощный стимул для рисующего ребенка. Взрослый делиться своими ассоциациями, и учит ребенка воображать и фантазировать. Он вначале копирует образы взрослого, а потом обязательно настанет период, когда у него появятся самостоятельные ассоциации, и он будет делиться ими. В будущем возможна такая ситуация: ребенок показывает рисунок маме, а мама говорит: «Ты нарисовал дождик», а ребенок: «Нет, это птички полетели». Взрослому не следует спорить, несмотря на то, что нарисованное напоминает вам дождь, и что несколько дней подряд так изображался именно дождь. Графический образ один и тот же – штрихи, а художественный образ усовершенствовался. Ребенок пофантазировал, вообразил. Не спорьте с ним, а помогите ему развивать фантазию дальше: «Куда полетели птицы? Что они едят? Они летают, а плавать они умеют?» Ответы непредсказуемы, принимайте их без иронии, и с радостью. А ребенку захочется что-то дорисовать, усовершенствовать, чтобы его птицы были более узнаваемы.

Если мало этому уделять внимания, то художественно – образная сторона такой деятельности как рисование, не развивается. Что может сделать взрослый, чтобы у ребенка формировалась смысловая сторона в рисовании:

- привлекайте внимание ребенка к явлениям, изменения которых наблюдаем в жизни (снег, листопад)

- вместе «читайте» рисунки, «объясняйте» их;

- используйте игровые приемы (по линиям, которые нарисовал ребенок, проедет игрушечная машина, или пройдет кукла);

- добавляйте к рисунку ребенка самые необходимые детали, для более узнаваемого сходства с предметом. Делать это нужно очень бережно, с разрешения и согласия ребенка;

- пусть ребенок наблюдает за тем, как вы рисуете и обозначаете нарисованное словом: человек, дом, дерево, любой знакомый предмет. Некоторые взрослые стесняются это делать, объясняя тем, что плохо рисовали в детстве, а ведь дети очень любят любые, незатейливые рисунки, которые появляются у них на глазах;

- рассматривайте стилизованные, не сложные картинки в книге. Мама называет героев и предметы; потом просит показать то, что называет; далее спрашивает название того предмета, на который указывает. На рассматриваемой странице не должно быть много героев и предметов (начинайте играть, называя не более 3 персонажей, далее количество возрастает);

 - привлекайте различные виды искусства (нарисуйте вместе дождик, расскажите стихотворение про дождь, на металлофоне сыграйте и спойте песенку дождя).

Чаще спрашивайте у ребенка, что он нарисовал. Если он пока не может ответить, помогите и дайте сами варианты ответов: «Это снег? Может это дождь? Это листики летят на землю?» Он обязательно выберет один из ответов, а может дать и свой ответ. Важнее то, что узнал в своем рисунке он сам, а не то, что это напоминает взрослому. Не удивляйтесь тому, что сейчас ребенок назвал один предмет, а через некоторое время на этом же рисунке, в этих же линиях он увидит нечто другое и назовет его. Ассоциации, которые возникают у ребенка, неустойчивы (рисовал одно, а получилось и узналось другое).

Когда ребенок сам начнет узнавать в своих рисунках предметы окружения, он с большим желанием будет браться за карандаши и краски, сам дорисовывать, появится старание, желание отобразить что-нибудь или кого-нибудь точнее. Игра с образами будет мотивировать ребенка к рисованию, что будет способствовать совершенствованию графических навыков. Ассоциативный образ станет преднамеренным и у ребенка появится желание не только еще и еще раз изобразить предмет, явление, но и выразить свое отношение к нему.

Мы предлагаем игры - занятия для взрослого и ребенка. Это - пример «сотворчества» ребенка и взрослого. Вашему ребенку необходимо сопровождение в процессе знакомства с красками, и рисующими инструментами (маркерами, фломастерами, карандашами). Показывайте варианты рисования линий, «опредмечивайте» его каракули, все больше предоставляя самостоятельности ему. После совместного рисования с взрослым, у ребенка постепенно начинает развиваться и усложняться процесс рисования. Игры «доизобразительного» периода: вызовут интерес к процессу изображения, помогут совершенствоваться работе руки и развивать графические навыки, будут способствовать тому, чтобы возникала координация руки и глаза, развивалось воображение.

Мы предлагаем сначала познакомить ребенка с красками и порисовать вместе с ним ладонями и пальцами, т.к. краски оставляют наиболее яркие впечатления у детей.

           

  Бумага для рисования

Для рисования красками вам понадобится плотная, пористая, слегка шероховатая бумага. Обычно она продается с пометкой «Для рисования акварелью» Для рисования маркерами, фломастерами и карандашами можно давать ребенку менее плотную бумагу. Формат бумаги для рисования красками и карандашами будет разный. Для печатания ладошками и рисования кисточкой и красками возьмите бумагу формата А4 – альбомный лист и А3 – лист в 2 раза больше. Для рисования маркерами, фломастерами и карандашами нужна бумага разная: формата А4 – альбомный лист, половина и четверть альбомного листа.

Давайте договоримся о расположении листа:

- «книжный» вариант, когда лист лежит перед вами вертикально, как страница в книжке;

- «альбомный» вариант, когда лист лежит горизонтально, как страница в альбоме для рисования.

В некоторых играх предварительно нужно будет затонировать бумагу, т.е. придать ей фон. Для этого разведите немного гуаши в баночке, примерно ¼ стакана воды, т.е. окрасьте воду в нужный вам цвет. При помощи ватного шарика, широкой кисти или губки и размашистых движений нанесите этот тон на лист бумаги и дайте ему подсохнуть.

 

  Краски для печатания ладошками и пальчиками

Для печатания ладошками и пальцами используйте безопасную, нетоксичную гуашь, которая так и называется «пальчиковая» (finger paints «Jovi»). Это пастообразная краска, она плохо разводится водой, но хорошо смывается с рук и отстирывается с одежды.

Специальной лопаточкой или палочкой возьмите из баночки немного краски и положите на блюдце. Желательно, чтобы цвет блюдца отличался от цвета краски. Пусть ребенок шлепнет ладошкой по блюдцу несколько раз, размажет краску по нему и окрасит ладошку. Помогите ребенку потереть рука об руку, чтобы краска равномерно распределилась по ладоням, и направьте его ладошки к чистому листу бумаги. Приучайте ребенка окрашивать ладошку в специальной посуде и потом печатать на бумаге. Можно немного краски поместить прямо на лист бумаги, когда ребенок раскрашивает лист под паспарту. При первом знакомстве с красками, лучше использовать именно пастообразные краски.

Часто родители спрашивают: «А не будет ли ребенок брать краску в рот?» 

Во-первых, краска должна быть без ароматических добавок.

Во-вторых, ребенок должен быть не голоден. Играйте с красками после того, как ребенок поел, попил и пребывает в хорошем настроении.

Если во время рисования ребенок потянул окрашенную руку в рот, нужно опустить ручку на бумагу и сказать спокойно и твердо: «Нельзя. Краской будем рисовать на бумаге». Если он сопротивляется, следует очистить руки и завершить знакомство с красками. Через 3-4 дня повторить занятие по знакомству с красками.

Обычно ребенок очень заинтересован цветными пятнами на руках и на бумаге и не берет краску в рот.

Придется подумать и о специальной одежде для малыша. Выделите специальную одежду для таких занятий.

Организация места для рисования

Ребенку удобнее рисовать за столом. Место, где он занимается, должно быть хорошо освещено. Если он рисует красками, то стол желательно покрыть клеенкой, с которой легко будет смыть следы краски. Рядом необходимо иметь влажные салфетки из ткани, для очищения рук.

Маркеры и карандаши должны стоять в стаканчике или на подставке. Приучайте его не разбрасывать их. Приспособления для рисования и место, где занимается ребенок, должны быть привлекательны для него, чтобы ему хотелось рисовать. Некоторые работы можно выполнять на полу.

Можно в совместных с взрослым рисунках использовать мольберт. Детский мольберт приспосабливается к росту ребенка, высота – 70-80 см. Он должен быть прочным и устойчивым. На мольберт крепится лист ватмана. У основания доски должен быть выступ с высоким бортиком. Тогда краска, или маркеры, фломастеры стоят перед ребенком. Начинайте приучать кроху, после рисования, все убирать в определенное место.

 

Мама и малютка

Для этого рисунка нужна некоторая подготовка. Возьмите лист формата А4 и расположите его в «альбомном» варианте. Окуните кисточку в гуашь любого понравившегося вам цвета и раскрасьте свою ладонь (кстати, прислушайтесь к ощущениям, которые скоро предстоит испытать вашему малышу). Отпечаток ладони, после раскрашивания кистью будет более четким. Мысленно разделите лист пополам вертикальной линией и приложите ладонь на любую из половинок чистого листа, оставив, таким образом, отпечаток. Просушите заготовку.

Немного пастообразной краски положите на блюдце, можно использовать гуашь такого же цвета или другого. Покажите ребенку лист с отпечатком своей ладони и скажите: «Посмотри, это моя рука, моя ладошка». Приложите свою ладонь к нарисованной. «А здесь пустое место, тут ничего нет. Давай оставим тут след от твоей ладошки!» Чистую ладошку ребенка приложите к другой половинке листа, туда, где будет располагаться его след от ладошки. Поднимите ручку: «На листе ничего не отпечаталось и ладошка чистая, нужно, чтобы на ладошке была краска!» Помогите ребенку на пустой половинке листа оставить след ладошки, плотно прижав его руку к бумаге. Получился замечательный рисунок – своеобразный «портрет» мамы и ребенка.

После того, как рисунок высох, рассмотрите его вместе с ребенком. Скажите, что ваша ладонь большая, а у него маленькая. Прикладывайте свои ладони к следам на рисунке, который подсох. Называйте, какого цвета ваши ладошки на бумаге, радуйтесь вместе и обязательно сохраните этот рисунок на память.

Ладошка в ладошке

В этом рисунке используйте два контрастных цвета.

  Для него тоже нужна некоторая подготовка. Возьмите лист А-4, расположите его перед собой в «книжном» варианте. Раскрасьте свою ладонь при помощи кисточки одним ярким цветом светлых оттенков: голубым, оранжевым, или нежно - зеленым, - таким, который соответствует вашему настроению сейчас, и оставьте след от ладони посередине листа. Просушите заготовку. А лучше, если вы сделаете несколько заготовок. Вдруг вашему ребенку захочется сделать несколько картин.

Пусть ребенок окрасит с вашей помощью свою ладошку другим цветом, можно использовать более насыщенные тона, например, красный, синий или зеленый. Ладошка ребенка оставит след на вашей заготовке, прямо на ладони мамы, причем основания ладошек должны совпасть. В следующий раз можно прямо на его глазах «отпечатать» свою ладонь и помочь ему сделать то же. Рассмотрите вместе рисунок и спросите: «Где мамина ладонь? А где ладошка малыша?» Эта картинка, вставленная в рамочку, будет прекрасным подарком для бабушки или дедушки. 

Отпечаток ладони на листе бумаги теперь можно использовать, как элемент рисунка. Главный художник – ребенок, а оформитель рисунка - мама, папа или близкий взрослый, который занимается с ним приобщением к рисованию. Взрослый дорисовывает след его ладошки, и на глазах ребенка возникает образ рыбки, цветка, бабочки, осьминога, ежика. Ребенок с интересом наблюдает за тем, что получается. Узнавание в таких картинках реальных предметов, возникает не сразу, а только после неоднократного объяснения мамы. Отдельные необходимые элементы, в довершение образа, взрослый дорисовывает своим пальцем, пальчиком ребенка, или кисточкой. Со временем ребенок будет, подражая вам, сам дорисовывать образы. На первых порах ему легче действовать пальчиком. В какой - то момент у ребенка появится желание порисовать кисточкой, поддержите его желание, поработайте кисточкой, которую держите вместе. Интерес к процессу оставления на бумаге цветных пятен от ладошек необходимо связывать с интересом к результату и мотивировкой: «Давай напечатаем ежика или рыбку для бабушки, подарим ей».

К одному и тому же образу можно возвращаться не один раз, предлагая ребенку краски другого цвета. Главное, чтобы вы каждый раз все больше предоставляли свободы и самостоятельности ребенку. Рыбки, например, которых вы напечатали неделю назад, и напечатали сегодня, будут на картинках разными. Это увидит и сам ребенок. Пока организатор игры с красками – взрослый. Он подготовит все для печатания, будет направлять руку ребенка к краске и к бумаге, заинтересовывая его, и затем вместе с малышом дорисует отпечаток, придавая сходство с каким-либо предметом. В этот момент говорите с ребёнком, объясняйте ему, что у вас получилось. Обязательно представьте картинку на обозрение близким и знакомым и в их присутствии похвалите ребенка.

 

Цветок

Покажите ребенку крупный цветок, это может быть роза или георгин, вместе полюбуйтесь цветком. Скажите: «Посмотри, какой красивый цветок, потрогаем пальчиком лепестки, а теперь листики. У цветка – ножка, на которой он стоит, называется стебель. А это - листики. Стебель и листики зеленые. Давай понюхаем цветок. Ах, как пахнет! Цветок – красный». Только после того, как ребенок увидел, потрогал, дополнительно изучил цветок, игрушку, или любой другой предмет – его можно рисовать.

Положите на блюдце «пальчиковую» краску красного цвета. Лист бумаги, формата А4, расположите перед ребенком в «книжном» варианте. Пусть ребенок сам опустит ладошку в блюдце с краской. Окрашенную ладошку помогите ему приложить к листу бумаги в верхней его части (можно один, а можно и несколько раз, тогда цветок получится крупным, пушистым). Важно, чтобы вы вместе прикладывали ладошку в одно место. «Мы с тобой нарисуем цветок, большой и красный». Вытрите его ручки влажной салфеткой. «Смотри внимательно, что я буду делать». Своим пальцем на глазах у ребенка нарисуйте вниз от цветка зеленую линию - стебель и 2-3 коротких линии вверх от стебля – листики. «Я нарисовала стебель у цветочка и листики, как у нашего цветка в вазе, правда?». Обязательно покажите ребенку весь рисунок, восхититесь его работой. Когда рисунок высохнет, рассмотрите его еще раз. Спросите у него, что вы вместе с ним нарисовали, что он рисовал, а что рисовала мама? Обязательно познакомьте близких взрослых с первым произведением ребенка, похвалите его и прикрепите рисунок на стену, например, скотчем. Через некоторое время спросите ребенка, где цветок, а еще через время спросите: «Что мы с тобой нарисовали? Правильно цветок, красный цветок». Ребенку картина придется по нраву. В следующий раз нарисуйте цветок другой окраски (по усмотрению художника). Обратите его внимание на то, что цветы бывают разных цветов. Рисуя цветы, он будет выбирать тот цвет, который ему нравится в данный момент.

 

Бабочка

Перед тем как рисовать бабочку, обратите внимание ребенка на нее, в теплое время года на прогулке, познакомьтесь с ней на картинке и вместе внимательно рассмотрите крылышки. Для рисования бабочки используйте лист формата А3, положение – «книжный» вариант. Краски выбирайте яркие, сочные. Верхние крылья бабочки – отпечаток от маминых ладошек, а нижние крылья – след ладошек ребенка. После того, как появились 4 крылышка на листе, мама пальцем или кисточкой дорисует тело бабочки (несколько вертикальных линий темного, коричневого или синего, цвета), головку и усики. С чего начинать рисунок – с того, чтобы дать ребенку лист с заготовкой (нарисованными верхними крылышками); или с того, чтобы раскрашивать маме свои ладошки на глазах ребенка и «печатать» крылышки, а потом помочь и ему сделать то же самое – ваш выбор. Обязательно рассмотрите готовую картинку с бабочкой и побеседуйте с ребенком о ней. Скоро ребенок и сам сможет нарисовать бабочку полностью своими ладошками. А позже бабочка сможет стать персонажем большой картины.   

 

Рыбки

Перед тем как рисовать, покажите ребенку игрушечную рыбку, обратите его внимание на живых рыбок в аквариуме, рассмотрите рыбку на картинке. Пальчиком ребенка водите на картинке по изображению основных деталей и называйте: «Вот у рыбки глазки, рот, вот у рыбки хвостик. Какая красивая рыбка! Рыбка живет в воде. Она плавает». Попросите ребенка показать самому, где у рыбки глазки, ротик и хвостик.

 Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил название определенного цвета, то для рисования выбирайте один цвет, - рыбки будут одноцветные. Можно приготовить краски 2 цветов – каждая рыбка будет своего цвета.

Лист, формата А4, положите перед ребенком в «книжном» варианте, т.е. так, как располагается страница в книге. Помогите ребенку оставить след на листе сразу обеими руками. Так как рыбок много, одни отпечатки ладони будут вверху, другие внизу. Теперь рассмотрите рисунок, перевернув его и расположив в «альбомном» варианте. «Вот рыбки: это голова у рыбки (основание ладони), а вот хвостик (след от пальчиков). Только у наших рыбок нет глаз и ротика. Давай нарисуем пальчиком глаза и рот?». Глаза рисуйте белой краской или белой зубной пастой. На высохший овальный след (отпечаток подушечки пальца) поставьте темную точку – зрачок. Ребенок последует вашему примеру и нарисует глаз у другой рыбки. Рот (штрих у основания ладони) нарисуйте любой контрастной по цвету краской.   

Рассмотрите вместе рисунок. Еще раз попросите ребенка показать самому, где у нарисованных вами рыбок глазки, ротик и хвостик. Уточните цвета рыбок, посчитайте их.

Взрослый может обогатить рисунок: пальцем или кисточкой нарисовать водоросли зеленой краской: «Как у рыбок в аквариуме». Может и малыш захочет вам помочь. А внизу рисунка можно изобразить дно аквариума: подушечки пальцев, свои и ребенка, попеременно окунайте в коричневую, оранжевую, красную краску и оставляйте ими многократные следы внизу рисунка – морские камушки.

 

Морские жители

Для этого рисунка нужна некоторая подготовка.

Вам понадобится ватман, тонированный голубой краской. Для этого разведите водой голубую краску и широкой кистью и крупными мазками раскрасьте весь ватман. Перед тем как ребенок начнет рисовать, лист ватмана должен быть сухим. Для рисования лучше расположиться на полу: постелите клеенку, по размеру больше ватмана, на нее положите голубой ватман. Сначала вместе потрогайте и погладьте лист руками. «Лист голубой, как вода в море». Если вы отдыхали на море вместе с ребенком, обязательно вспомните об этом. «Мы с тобой нарисуем рыбок и осьминогов, которые живут в воде». Приготовьте краски 2-3 цветов. Можно оговорить с ребенком перед тем, как рисовать, что рыбки будут, например, оранжевыми, а осьминоги будут синими. Пусть он сам выбирает понравившийся ему цвет и шлепает ладошками по ватману. Причем поворачивайте ватман и предлагайте ему: «Хочешь, нарисуй и здесь» Спрашивайте ребенка, кого он рисует? Хорошо, если и мама оставит отпечатки своих ладоней на листе. Теперь необходимо, чтобы рисунок подсох.

Наступил важный момент, когда рыбки и осьминоги должны открыть глазки и у них появятся рты. Глаза и ротики могут быть белыми (рисуем их белой гуашью или зубной пастой) или любого контрастного, по отношению к морскому жителю, цвета. Напомним, что у рыбки рисуем 1 глаз, а у осьминога 2 глаза. Скажите: «Я хочу нарисовать глазки, покажи, где мне их нарисовать?» Предложите ему самому нарисовать глаза и рот.

Рассматривая вместе рисунок, попросите показать рыбку, а теперь осьминога. Скоро он и сам будет называть того, кто изображен на рисунке.

Продолжим рисовать через 2-3 дня.

Еще раз уточните, где рыбки, где осьминоги. Расскажите о том, что все они живут в воде, вместе плавают и дружат. Спросите, где большая рыбка-мама, а где маленькая (если и ваши ладони остались на рисунке), где большой осьминог-папа, а где маленький?

На глазах ребенка можно кое-что добавить в рисунок: пальцем или кисточкой нарисуйте зеленые водоросли и разноцветные морские камушки внизу рисунка.

Красной краской мама нарисует кораллы, их лучше расположить по краям листа – справа и слева. Для этого кисточкой нанесите краску на свою ладонь и пальцы и оставляйте отпечаток ладони под углом 45* относительно вертикальной линии, мысленно проведенной от дна - низ листа, до верха. Следующий отпечаток ладони располагается выше, соприкасаясь с первым и располагаясь тоже под углом 45* относительно середины и так далее. Перед нанесением каждого отпечатка, нужно заново раскрашивать ладонь, чтобы след ладони был четким. Главное помните, что водоросли и кораллы должны быть фоном, а главные герои нашего рисунка – те рыбки и осьминоги, которых нарисовал ребенок. Ребенок обязательно захочет помочь вам оформлять морское дно и рисовать кораллы и водоросли!

Картину можно поместить на стену, прикрепив скотчем, рассматривать ее, демонстрировать близким и, конечно, восхищаться!

     

 Ежик

Перед началом рисования рассмотрите ежика игрушечного, нарисованного или настоящего (если вы находитесь на даче, и к вам ежик зашел в гости). Обратите внимание ребенка на иголки, глаза, носик ежа.

Для рисования ежика приготовьте краску серого, синего или светло-коричневого цвета. Возьмите лист формата А4 и расположите его в «альбомном» варианте, т.е. так, как располагаются листы в альбоме. Ребенок сам сможет оставить следы ладошек посередине листа так, чтобы основание ладоней легло на нижний край листа. Теперь помогите ему оставить следы ладошек справа и слева от первых так, чтобы основание ладоней совпало. В этом случае, следы от пальчиков - иголки ежика. Взрослый пририсует пальцем и краской более темного цвета мордочку (в виде лежащей на боку буквы Л) и носик – кружок. Глаз нарисуйте белой краской или белой зубной пастой (преимущество ее в том, что паста быстро сохнет). Выдавите немного белой зубной пасты на чистое блюдце. Сами окуните указательный палец в пасту и нарисуйте глаз у ежика – овальный белый отпечаток. На высохший белый след поставьте темную точку – зрачок. В следующий раз можно нарисовать 2 ежика – большого, его рисует мама и маленького, его рисует ребенок. А носики и глаза у ежей пририсуйте уже вместе с ребенком.     

Внизу вместе нарисуйте пальцем оранжевую или желтую дорожку, по которой бежит ежик. Пусть ребенок покажет, где иголки у ежа, где глаз, где носик. Дайте имя ежику. Придумайте и расскажите про него интересную и понятную ребенку историю.

 

 Елка

Дети очень любят Новый год, новогоднюю елочку, Деда Мороза и подарки. Начинайте рассматривать вместе с ребенком наряженную елку на небольшом расстоянии. Подойдите к ней: «Красивая елочка! Как много на ней игрушек! Елочка нарядная!» Обратите внимание на хвою: «Ой, какие зеленые иголочки, они колются». Потрогайте вместе хвою, понюхайте и скажите, что хвоя приятно пахнет. Предложите ребенку нарисовать елочку. Приготовьте блюдце с пастообразной или жидкой зеленой краской (по вашему желанию).

Будем рисовать ее «вверх ногами». Понадобится лист А4, кладем его перед малышом в книжном варианте. Мысленно проведите 2 горизонтальные линии так, чтобы лист был поделен на 3 равных части.

Предупредите ребенка, что елочку будете печатать ладошкой, пальчики при этом должны быть широко расставлены. Ребенок окрашивает ладошку в зеленую краску и оставляет следы в верхней трети листа. Помогите ему оставить следы справа и слева, чтобы вся верхняя часть листа бумаги была заполнена до краев.

Следующий ярус будет меньше по ширине.

Самый нижний ярус (макушка елки) представляет собой след одной ладони, с широко разведенными пальчиками ребенка. Основание ладони ложится чуть выше нижнего края листа.

Вытрите и вымойте руки. Переверните рисунок. «Что получилось? Елка, правильно, елочка! Сейчас мы ее будем наряжать» На блюдце сделайте своеобразную палитру. Для этого специальной палочкой или кисточкой положите небольшое количество пастообразной краски 2-3 ярких цветов. Этой краской будем рисовать огоньки. Оставляйте точечные следы пальцем или кисточкой на елке. Ребенок будет повторять за вами. Взрослый украсит макушку елочки яркой звездочкой, треугольником или шариком.

Праздник закончился, и настоящая елочка прощается с ребенком. А рисунок с украшенной елкой останется. Глядя на него, ребенок с удовольствием назовет, что нарисовал вместе с мамой, расскажет, что елку украшал огоньками, вспомнит стишок о елке, назовет и покажет, что подарил Дедушка Мороз.

Можно нарисовать елку без огоньков, тогда она сможет украсить картину «Ежи на полянке»

 

Лебедь

 Обратите внимание ребенка на лебедей, когда гуляете около пруда, где они обитают или во время просмотра мультфильма: «Дикие лебеди», «Гадкий утенок». Найдите картинку лебедя, рассмотрите ее вместе с ребенком

«Посмотри, какая красивая птица: у лебедя длинная шея, красный яркий клюв и красивые перышки. Лебедь может летать и может плавать»

Предложите вместе нарисовать лебедя. Расположите лист формата А4 в «книжном» варианте. Рисовать лучше жидкой краской, разведенной в блюдце. Лебедь может быть белым, голубым или черным. Если вы заранее затонируете лист голубой краской, то лебедя рисуйте белой краской или белой зубной пастой. Ребенок оставляет одной рукой 2-3 следа от раскрытой ладошки посередине листа, так, чтобы один след был посередине, а другие с небольшим поворотом влево, при этом следите, чтобы основание ладони во всех случаях совпадало. Следы от ладоней - тело лебедя.  

Поверните лист в «альбомный» вариант, так, чтобы основание ладони оказалось слева. Теперь взрослый кисточкой или пальцем нарисует голову и шею лебедя – просто изобразит знак вопроса, нижняя часть которого соприкоснется с отпечатком основания ладошки ребенка. Красным фломастером нарисуйте яркий клюв лебедю. Синей гуашью нарисуйте волну в нижней части листа, которая прикасалась бы к оперению лебедя.

Рассмотрите рисунок. Покажите, указывая пальцем, где шея у лебедя, де клюв, где перышки, где вода. Пусть ребенок покажет, что рисовал сам, что рисовала мама. Обязательно скажите, что вместе вы нарисовали лебедя из сказки, которую читали или из мультфильма, который смотрели. Получится замечательная картинка, которая займет достойное место в коллекции вашего ребенка. Обязательно попробуйте нарисовать лебедей разного цвета (черного, белого, голубого), все они получатся разные. Это обогатит восприятие ребенка.

Утка и утята

На листе ватмана нарисуйте маму – утку с утятами. Затонируйте ватман светло – зеленой краской. Предложите ребенку: «Давай вместе нарисуем уточек, которые гуляют на лугу по зеленой травке. Гулять будет мама-утка и маленькие утята, ее дети. Я нарисую большую маму утку. А ты нарисуешь маленьких утят. Покажи, какой краской ты будешь рисовать утят?»

Проведите горизонтальную линию карандашом, разделив лист, лежащий в «альбомном» варианте на 2 части: верхняя часть должна быть больше. Эта линия – дорожка, над которой будут располагаться утки.

Взрослый нарисует большую утку в левой части листа. Желтых утят будет несколько, и они будут находиться на одной линии с мамой: «Утята идут за мамой». Дорисовывая утку и утят, используйте все рекомендации из предыдущей игры. Только внизу тела утки и утят оранжевым или красным цветом нарисуйте пару лапок (два мазка широкой кистью или пальцем). Коричневой краской нарисуйте дорожку.

Вверху будет ярко светить солнышко. В нижней части листа нарисуйте цветочки. Для этого сделайте трехцветную палитру: на блюдце положите пальчиковую пастообразную краску синего, красного и оранжевого цвета. Вместе с ребенком пальчиками оставляйте точечные следы в нижней части листа сначала одного цвета, например, красного, и называйте его. Вытрите руки влажной салфеткой и приступайте к печатанию цветочков другого цвета.

Получилась замечательная летняя картинка. Побеседуйте с ним о вашей совместной работе. К двум годам малыш сможет ответить на вопросы: «Кто это? Кто рисовал утку? Кого рисовал ты? Куда они идут?» Поиграйте с цветами: «Вот красный цветок. Где еще красный цветок, правильно, покажи еще» Также поиграйте и с другими цветами. Таким образом, ребенок будет запоминать названия цветов.  

Печатки

Покажите ребенку, как можно оставлять цветные отпечатки при помощи предметов. Это может быть кубик, треугольная призма, высокая крышка от баночки из-под шампуня или крема, деревянная катушка, стакан. Предмет ставьте на ткань с гуашью, а затем прижимайте к бумаге. На ней останутся цветные отпечатки кубика (квадрат), призмы (треугольник), крышки от баночки (круг или овал), катушки (кольцо), донышка стакана (круг).

Любую из этих форм можно сделать из сырой картофелины. Важно, чтобы предмет, которым печатает ребенок, был не ниже 2-3 сантиметров и помещался в руке ребенка. Для этого выберите овальную картофелину небольшого размера, помойте и очистите ее. Срежьте один из узких краев - на срезе получится круг. Или, очищая картофелину, придайте ей квадратную форму, на срезе, и в отпечатках ребенка получится квадрат. Таким же способом можно сделать «картофельную печатку» в форме овала, треугольника, цветка, полукруга. Сначала сами попробуйте на бумаге оставить след от предмета, окрашенного краской. Во время печатания с ребенком, рядом необходимо иметь влажные и сухие салфетки из ткани, для очищения рук.

Познакомьте ребенка с новой «изобразительной техникой», а потом вместе создавайте узнаваемые малышом образы.

Печатаем вместе

Приготовьте краску одного цвета, два одинаковых предмета для печатания, например, два кубика. Печатать лучше на плотном листе бумаги формата А-3. Сами окрасьте кубик и оставьте след на бумаге. Помогите ребенку сделать то же самое. Обратите его внимание на отпечаток, который остался на листе бумаги: «Посмотри, получился квадрат. Вот еще один, и еще. Много квадратов». Если кубик на бумагу ребенок ставит на ребро, а движения его пока неуверенные, возьмите его руку в свою и, окрашенным кубиком, вместе оставляйте следы на бумаге. Обычно одного совместного печатания достаточно, т.к. ребенок очень любит быть самостоятельным и захочет печатать сам без помощи взрослого. Подсказывайте ему, где остались пустые места на листе, чтобы заполн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.068 с.)