Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологическое направление
Это направление бурно развивается в России в последние пятнадцать лет. В рамках культурологического направления разработано большое количество подходов: лингвострановедческий (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров), диалог культур (В.П. Фурманова, Л.И. Харченкова), коммуникативно-этнографический (M. Byram, C. Morgan), культурно-аксиологический, социокультурный (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев), лингвокультурологический и др. Центральное место в этом направлении занимает культура в обучении в виде социокультурного компонента содержания (культура как предмет), формирование социокультурной компетенции как совокупности знаний, умений, способностей и качеств личности, которые обеспечивают общение на иностранном языке в соответствии с нормами речевого поведения носителей культуры (Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова, Л.И. Харченкова). Работы в рамках культурологического направления ввели в обиход лингводидактики такие новые понятия как социокультурная компетенция, поликультурная языковая личность, диалог культур и цивилизаций, ментальность, картина мира и др. Обсуждается целый ряд проблем в связи с культурой как содержанием обучения языку, родному и неродному: что такое культура, что включается в культуру как содержание обучения, как сделать содержание культуры динамичным компонентом образовательной системы, т.е. перевести на язык умений и навыков, на уровень компетенций. Деятельностное направление В деятельностно-ориентированной педагогике отражается идея, что основным образовательным процессом для человека является процесс усвоения (присвоения) культуры, что первичной для человека является культурно-историческая структура, его развитие в культурно-историческом пространстве (актуалгенез по Л.С. Выготскому, «овладение самим собой как био- и социальной системой через культурные знаки»). В этой связи необходимо признать, что онтологией для педагогики будет деятельность, в ходе которой человек выстраивает отношения с собой, другими, с миром. Развитие деятельностного направления в языковом образовании по праву связывают с личностно-деятельностным подходом И.А. Зимней, заявленным в середине 80-х годов. Он характеризуется ориентацией на деятельность субъектов обучения, рассматривая деятельность, предметную и духовную, как основной механизм новообразований в развитии человека, и обращен к условиям, при которых деятельность выполняет эти функции. В своем личностном компоненте этот подход предполагает, что в центре обучения находятся сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность.
Личностность с позиций обучающегося означает «свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения — педагога». Психологическое содержание подхода 1) обеспечивает психологическую безопасность обучающегося, 2) активизирует ученика, 3) поддерживает и развивает как внешнюю мотивацию - мотив достижения, так и внутреннюю — познавательную, 4) способствует принятию задачи и удовлетворению от ее решения в сотрудничестве. Все эти факторы создают условия личностной самоактуализации и личностного роста, развития чувства компетентности и аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, чувства уверенности в себе. Деятельностный аспект опирается на то, что обучение представляет собой субъектно ориентированную организацию и управление педагогом «учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учителем учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность», как это определяет И.А. Зимняя. На деятельностном уровне реализуются условия для деятельности общения и учебной деятельности, в совокупности образующие деятельность научения. Средствами общения являются вербальные и невербальные средства, знаковые системы, языки. Средства учебной деятельности - интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация), эвристические операции, привлекающие знаковые средства (вербальные, невербальные) и познавательный опыт в виде фоновых знаний. Единство личностного и деятельностного делает данный подход, в силу его общего и системного характера, способным служить организационной основой для преподавания любой научной дисциплины.
Деятельность как содержание учебного процесса обращает внимание обучающих к процессу освоения способов деятельности. Меняется роль преподавателя и содержания обучения. Учитель теряет свои позиции всезнающего взрослого и становится лишь партнером по обучению. В мультимедийных системах студент чувствует себя полноправным членом мирового научного сообщества. Он имеет дело с гипертекстами, которые вписываются в его ментальные схемы. Знание – это не состояние, но процесс: переход от одной группы вопросов к другой. Рамки реальности раздвигаются – возникает чувство приобщенности к чему более глобальному. Новые технологии несут на себе отпечаток нового образования, имеющего нелинейный, междисциплинарный, сетевой характер. Среди деятельностных категорий главная - деятель, который использует свои компетенции, общие и индивидуальные, коммуникативную компетентность, речевую способность. Компетентность складывается из компетенций, или способностей, как знания способов деятельности. Прежде чем подвергнуть осваиваемую деятельность анализу с целью понять, как устроено, добраться до теоретического обобщения, практического совершенствования, понимания динамики (истории) и выбора средств действования, человеку необходимо быть на «ты» с этим видом деятельности, попробовать, испытать, иметь в непосредственном опыте, чтобы иметь об этом суждение «нравится/не нравится». Опыт предшествует пониманию. Обучение рассматривается как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, где человек являет себя в своей целостности (в целостности своих потребностей, ценностей, картины мира и деятельности) как субъект деятельности. В рамках данного направления разработаны личностно-позиционно-деятельностная модель обучения И.Б. Ворожцовой, метод проектов Е.С. Полат, проблемный подход Е.В. Ковалевской. К этому же направлению относят компетентностный подход к обучению, где приоритетной считается та деятельность, которая развивает компетенции как умения использовать полученные знания в жизненно- и профессионально-важных ситуациях. Ключевым понятием в данном подходе является компетенция. Компетенция определяется как - обобщенный способ действий, обеспечивающий продуктивное выполнение профессиональной или иной деятельности; ядром компетенции являются деятельностные способности; - способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач; - способность делать что-то качественно и эффективно; - совокупность профессиональных знаний и умений, способствующих выполнению профессиональной деятельности. В компетентностном подходе нашел свое выражение новый подход к конструированию содержания обучения: от умений и ключевых компетенций к предмету. Компетентность как набор компетенций внедряется как основа для стандартизации в рамках создания общего образовательного пространства. На основе разработки компетенций как «общественного договора» между сферой образования и сферой труда вводятся пороговый уровень обучения, профили обучающихся, уровни владения языком и европейский языковой портфель.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.006 с.) |