Личностно-ориентированное направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно-ориентированное направление



Личностно-ориентированное обучение получило признание 20 лет назад с началом перестройки. Его приоритет - центральность позиции учащегося как субъекта учебной деятельности – был заявлен в педагогике в личностно-ориентированном подходе И.С. Якиманской, Б.В. Бондаревской, В.В. Сериковым. В разной степени сюда можно также отнести развивающий подход (Р.П. Мильруд), лингводидактическую модель языковой личности (Ю.Н. Караулов), «вторичной языковой личности» (И.И. Халеева, Н.Д. Гальскова).

Метод активизации возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской, коммуникативный по способу организации учебной деятельности, делает ставку на личностно-ориентированное общение в обучении. Он берет свое начало в психотерапевтической практике Георгия Лозанова, болгарского врача-суггестопеда, и в своем становлении опирается на гуманистическую психологию американского ученого Карла Роджерса, известную также как клиент-центрированная психотерапия. В 80-е годы этот метод открыл дорогу интенсивному направлению в обучении неродному языку.

И.А. Зимняя, выдающийся отечественный психолог, который внесла решающий вклад в становление психологии обучения неродному языку, лингвопсихологии речевой деятельности, определяет интенсивное обучение как интенсифицированное обучение по времени, по плотности общения, по мыслительной активности, по количеству упражнений. По времени это концентрированное обучение, когда в единицу времени идет прием и переработка больших объемов материала за счет особой организации обучения, активизирующей обучающегося. Плотность общения создается режимом коллективного взаимодействия, благодаря чему значимо увеличивается количество речевых высказываний учащегося на единицу времени, количество реактивных и инициальных высказываний. В результате появляется возможность преодолеть монологизм учителя.

Мыслительная активность достигается интеллектуальным напряжением и вниманием к поддержке и развитию мотивации к обучению. В методе Г.А. Китайгородской основная технология, обеспечивающая высокую мотивацию, имеет естественную природу: это обучение как личностно-ориентированное общение.

Другая важная сторона интенсивного обучения – его направленность на профессионально-необходимое коммуникативное владение языком в разных формах письменного и устного общения. Оно вызывает желание учиться. Усилия преподавателей направлены на снятие социальных барьеров, создание легкости общения. И.А. Зимняя обратила в свое время внимание на огромную социально-психологическую пользу интенсивного обучения: направленность на коммуникативную компетентность определенного уровня, на отработку операционального механизма речевых навыков, т.е. отработку действий, доведенных до определенной степени совершенства. Навык характеризуется тем, что это не автоматические действия, но он получает определенный автоматизм, определенную степень совершенства, в самом действии выпадают промежуточные действия. Человек, владеющий навыком, сразу может производить комплексные действия. И контроль идет только за результатом, промежуточные действия не контролируются. Последовательность становления: от первичного умения к навыку, на основе навыка и его комбинирования к вторичному творческому умению. Условия прочности запоминания: целевая установка запомнить на долгое время; вплетенность в русло деятельности с расчетом на следующую деятельность, личностная значимость (эго-фактор по А.Н. Леонтьеву), эмоциональное отношение, наглядно-чувственный компонент, многократность упражнения, даваемого в системе.

Личностно-ориентированное общение, где в центре обучения человек как субъект деятельности, как развивающаяся личность, для которой любой предмет – иностранный язык, математика, родная словесность, география и др. - есть одно из средств развития и познания мира, себя в мире и выстраивания мира в себе. В основе такого подхода к обучению лежит доверие к человеку (или, как говорит К.Роджерс, “основополагающее доверие к природе человека”), учитывающее его фундаментальные потребности, ориентирующее обучение на уважение и соблюдение психологических прав каждого, в том числе права на ошибку, убеждение в том, что обучающийся способен к любой деятельности, к творческому самовыражению, если он чувствует себя свободным и на него возлагается ответственность за успех, за результат его деятельности. Принцип личностно-ориентированного общения заставляет говорить об обучении как деятельности человекоразмерной: обучение есть деятельность обучающегося с учетом и уважением его потребностей и его личности в целом, где реальные потребности состоят в удовлетворении его познавательного любопытства и подтверждения себя как личности (“я могу»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.004 с.)