Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя для младших школьников?
Вопрос, вынесенный в заголовок, вовсе не праздный. Многие взрослые — учителя, родители — опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка, сумеют ли дети разобраться в этих непростых вопросах. Какой должна быть профилактическая работа с ребятами младшего школьного возраста? Попробуем разобраться. Китайцы говорят: путь в 10 000 ли всегда начинается с первого шага. А с чего начинается путь в пропасть химической зависимости? Кажется, ответ очевиден — с первой выкуренной сигареты, выпитой рюмки. Но прежде чем человек реально познакомится с одурманивающими (психоактивными) веществами, у него формируется определенное отношение к этим веществам, так называемая установка. Именно установка впоследствии может спровоцировать опасное знакомство или предотвратить его. Закладка установок, способных в дальнейшем повлиять на поведение ребенка в отношении одурманивающих веществ, происходит очень рано (в возрасте 4-5 лет). Именно в этот период дети начинают учиться строить свои отношения с окружающими, оценивать себя и свое состояние, общаться с друзьями, преодолевать первые трудности и т.д. Если эта «жизненная наука» не осваивается ребенком, впоследствии ему будет трудно общаться с людьми, управлять своим поведением и, возможно, единственным выходом ему будет казаться употребление одурманивающих веществ. К сожалению, у 5-6-летнего ребенка уже есть первые представления о конкретных одурманивающих веществах. Взрослые могут считать, что их дети об алкоголе, никотине и тем более о наркотиках «ничего не знают», но это не так. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему ребенку ничего не грозит», — порой рассуждают папы и мамы. Нередко и педагоги «благополучных» школ убеждены, что их воспитанники ограждены от вредных влияний. Но так ли это на самом деле? Вряд ли можно защитить детей от подобного рода информации сегодня — они видят, как курят и выпивают взрослые на улице, наблюдают подобные сцены на экране телевизора, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И далеко не всегда оценки и выводы, которые делают дети, можно считать негативными, имеющими антинаркогенный характер, зачастую бывает, что дети воспринимают это как норму поведения. В то же время мы считаем, что профилактическая работа не может вестись «в лоб». Нельзя приводить детям негативные примеры и ситуации, которые им не знакомы. Именно поэтому мы предлагаем на каждом занятии опираться только на тот опыт, который имеют дети. Так, например, если дети при анализе ситуаций, связанных с употреблением каких-либо одурманивающих веществ, не упоминают о наркотиках, значит, не стоит в разговоре с ними обсуждать этот аспект проблемы.
И очень важно задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, сформировать у него устойчивое негативное восприятие употребления этих веществ, чему способствует ранняя профилактика употребления одурманивающих веществ. Только проводя эту профилактику, нужно помнить, что она должна быть адекватна возрасту ребенка и соответствовать условиям, в которых он живет. При создании комплекта «Все цвета, кроме черного» нами были разработаны принципы организации профилактической работы. · Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей. · Принцип опережающих воздействий — формирование устойчивости к негативному воздействию среды должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к одурманивающим веществам. · Принцип комплексности — необходимо сформировать у детей представление об опасности любых форм использования одурманивающих веществ. Дети должны быть твердо убеждены в том, что нет «безвредных» форм наркотизации. Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин или наркотик — чрезвычайно опасно для здоровья. · Принцип альтернативности означает, что основная задача ранней профилактики не столько предотвращение реальных проб одурманивающих веществ, сколько формирование у ребенка полезных навыков поведения и установок, обеспечивающих ему эффективную социальную адаптацию. Конечно, очень важно убедить ребенка в том, что употребление наркотических и токсикоманических веществ недопустимо, но и не менее важно показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой без помощи каких-либо химических веществ.
· Очень важен принцип «запретной» информации, означающий необходимость полностью исключить сведения, способные провоцировать интерес детей к одурманивающим веществам, например рассказ о каких-то «привлекательных» свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения. Не следует также обсуждать с детьми те аспекты наркотизации, которые неактуальны для их возраста или социальной сферы, в которой они живут. Если нет каких-либо особенных обстоятельств (например, кто-то в классе, в котором учится ваш ребенок, уже сталкивался с людьми, употребляющими наркотические вещества), акцентировать внимание ребенка на этой теме не нужно.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.) |