Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя для младших школьников? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя для младших школьников?



 

Вопрос, вынесенный в заголовок, вовсе не праздный. Многие взрослые — учителя, родители — опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка, сумеют ли дети разобраться в этих непрос­тых вопросах.

Какой должна быть профилактическая работа с ребятами младшего школьного возраста? Попробуем разобраться.

Китайцы говорят: путь в 10 000 ли всегда начинается с пер­вого шага. А с чего начинается путь в пропасть химической за­висимости? Кажется, ответ очевиден — с первой выкуренной сигареты, выпитой рюмки. Но прежде чем человек реально познакомится с одурманивающими (психоактивными) вещест­вами, у него формируется определенное отношение к этим веществам, так называемая установка. Именно установка впо­следствии может спровоцировать опасное знакомство или предотвратить его.

Закладка установок, способных в дальнейшем повлиять на поведение ребенка в отношении одурманивающих веществ, происходит очень рано (в возрасте 4-5 лет). Именно в этот пе­риод дети начинают учиться строить свои отношения с окружа­ющими, оценивать себя и свое состояние, общаться с друзья­ми, преодолевать первые трудности и т.д. Если эта «жизненная наука» не осваивается ребенком, впоследствии ему будет труд­но общаться с людьми, управлять своим поведением и, возмож­но, единственным выходом ему будет казаться употребление одурманивающих веществ.

К сожалению, у 5-6-летнего ребенка уже есть первые пред­ставления о конкретных одурманивающих веществах. Взрос­лые могут считать, что их дети об алкоголе, никотине и тем бо­лее о наркотиках «ничего не знают», но это не так. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему ребенку ничего не грозит», — порой рассуждают папы и мамы. Нередко и педа­гоги «благополучных» школ убеждены, что их воспитанники ограждены от вредных влияний. Но так ли это на самом деле?

Вряд ли можно защитить детей от подобного рода информа­ции сегодня — они видят, как курят и выпивают взрослые на улице, наблюдают подобные сцены на экране телевизора, слы­шат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И далеко не всегда оценки и выво­ды, которые делают дети, можно считать негативными, имею­щими антинаркогенный характер, зачастую бывает, что дети воспринимают это как норму поведения. В то же время мы счи­таем, что профилактическая работа не может вестись «в лоб». Нельзя приводить детям негативные примеры и ситуации, ко­торые им не знакомы. Именно поэтому мы предлагаем на каж­дом занятии опираться только на тот опыт, который имеют де­ти. Так, например, если дети при анализе ситуаций, связанных с употреблением каких-либо одурманивающих веществ, не упо­минают о наркотиках, значит, не стоит в разговоре с ними об­суждать этот аспект проблемы.

И очень важно задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурмани­вающими веществами, сформировать у него устойчивое нега­тивное восприятие употребления этих веществ, чему способ­ствует ранняя профилактика употребления одурманивающих веществ.

Только проводя эту профилактику, нужно помнить, что она должна быть адекватна возрасту ребенка и соответствовать условиям, в которых он живет.

При создании комплекта «Все цвета, кроме черного» нами были разработаны принципы организации профилактиче­ской работы.

· Принцип возрастного соответствия означает, что про­филактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.

· Принцип опережающих воздействий — формирование устойчивости к негативному воздействию среды должно осуще­ствляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к одурманивающим веществам.

· Принцип комплексности — необходимо сформировать у детей представление об опасности любых форм использования одурманивающих веществ. Дети должны быть твердо убежде­ны в том, что нет «безвредных» форм наркотизации. Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин или нарко­тик — чрезвычайно опасно для здоровья.

· Принцип альтернативности означает, что основная зада­ча ранней профилактики не столько предотвращение реаль­ных проб одурманивающих веществ, сколько формирование у ребенка полезных навыков поведения и установок, обеспечива­ющих ему эффективную социальную адаптацию. Конечно, очень важно убедить ребенка в том, что употребление наркоти­ческих и токсикоманических веществ недопустимо, но и не ме­нее важно показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой без помощи каких-либо химических веществ.

· Очень важен принцип «запретной» информации, озна­чающий необходимость полностью исключить сведения, спо­собные провоцировать интерес детей к одурманивающим ве­ществам, например рассказ о каких-то «привлекательных» свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения. Не следует также обсуждать с детьми те аспек­ты наркотизации, которые неактуальны для их возраста или со­циальной сферы, в которой они живут.

Если нет каких-либо особенных обстоятельств (например, кто-то в классе, в котором учится ваш ребенок, уже сталкивался с людьми, употребляющими наркотические вещества), акцен­тировать внимание ребенка на этой теме не нужно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)