Какой музыкальный инструмент считался самым древним? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой музыкальный инструмент считался самым древним?



Какие инструменты появились первыми у дикарей?

В каких случаях использовались музыкальные инструменты?

Где они хранились? Как их изготовляли?

Кто должен был бояться музыкальных инструментов?

Почему?

21

Как только человек на заре своей истории осознал информативную функцию звуковых знаков и сигналов, он смог ими пользоваться не только для передачи на расстояние информации о своем душевном или физическом состоянии (о чувстве боли, радости, страха, отчаяния и т. п.), но и для воздействия на животных, например, запугивание криком и шумом, подражание животным во время охоты. Хотя такой звукосигнальный язык имел ограниченную сферу применения, он сыграл важную роль в психическом развитии первобытного человека, повлиял на развитие его звукообразующего аппарата и «музыкальное» восприятие.

Питекантроп, живший 300–500 тысяч лет тому назад, на той ста­дии биологического и психического развития, когда он стал заниматься охотой и пользоваться своими первыми каменными орудиями произ­водства, имел уже все необходимые предпосылки для создания своего звукосигнального языка. Без такого примитивного языка стадо пите­кантропов не могло бы совместно и организованно бороться с природой за свое существование, пользоваться огнем и орудиями производства, изготовленными собственными руками. Поскольку археологические на­ходки шелльской и ашельской культур не имеют никаких следов худо­жественной обработки изделий, а изобразительное искусство тогда еще, по-видимому, не существовало, мы вправе считать, что питекантроп не пел и музыки не знал. Паше предположение подтверждается, кстати, еще и тем, что до сих пор археологами не были обнаружены следы ни погребального, ни другого магического ритуала.

Дальнейшее развитие труда и дифференциация трудовых процес­сов; как известно, способствовали образованию первого этапа перво­бытного общинно-родового строя. Сплочение общества пещерных лю­дей, потребность совместной деятельности немыслимы без какого-либо средства общения. Но нижняя челюсть неандерталоидов, по антрополо­гическим данным, не была еще приспособлена для членораздельной речи. Возникает вопрос: как же они общались?

Звукосигнальный язык не обладал коммуникативной функцией, так как им нельзя было выразить отвлеченные понятия, передать на расстояние более сложные сообщения и получить ответ. Для этой цели нужно было создать более совершенную систему – звуковой язык, обладающий, во-первых, 6ольшим запасом звуковых знаков, во-вторых, вторичной системой диакритических (распознавательных) знаков-понятий и, в-третьих, набором элементарных музыкально-грамматических правил.                                   

Каковы были эти грамматические правила, мы ничего знать не можем, но о диакритической системе звукового языка можно сделать некоторые предположения. При общении на большом расстоянии диа­критическими знаками могли быть: транспозиция сигнала-знака на другой звуковысотный уровень, повторность знаков и их различная тем­бровая окраска, далее, музыкальная артикуляция, изменение темпа, ди­намики, ритма и мелодических устоев.

Звуковой язык неандерталоидов, поскольку применялся без уча­стия членораздельной речи, должен был содержать в себе достаточное количество чисто музыкальных выразительных средств. Умение распо­знавать музыкальные знаки и пользоваться ими предполагает достаточно высокий уровень музыкальных и психических способностей человека. В то же время при непосредственном общении на первый план выступала иная диакритическая система, более пригодная для этой цели, а именно система жестов, мимики и телодвижений. Этот тип диакритических знаков получил впоследствии свое развитие в танцах.

Отсутствие у неандерталоидов художественных предметов и произ­ведений изобразительного искусства дает основание предполагать, что на этой стадии развития человека еще не существовало музыкальное искусство. Но обнаруженные следы магического культа медведя и по­хоронного ритуала свидетельствуют все-таки о наличии определенного уровня духовной культуры, и вместе с тем о потребности музыкального оформления ритуалов. Владея достаточно развитым звуковым языком, неандерталоиды могли создать нечто вроде музыки, то есть применить некоторые элементы звукового языка специально для ритуальных целей. С возникновением новой функции звукового языка (магической, а не коммуникативной или информативной) данный звуковой язык должен был отличаться от обыкновенного, следовательно, создались и новые музыкально-грамматические правила и диакритические знаки. Так воз­никли, вероятно, первые музыкальные артефакты – простейшие продукты музыкально-эстетического мышления первобытного чело­века.

По книге: Гошовский Р.Л.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.005 с.)