Тема: Россия в эпоху Александра III (1881;1894). Политика контрреформ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Россия в эпоху Александра III (1881;1894). Политика контрреформ



Том 8

Тема: Россия в эпоху Александра III (1881;1894). Политика контрреформ

 

План:

 

1. Александр III: человек и политик.

2. Окончание реформы МВД

3.  Появление нового сословия Рабочий Класс

4. Окончание Реформы образования.

Экономическое развитие России в пореформенный период (1861;1900)

 

План:

А)Социально Экономическая политика Правительства

Б)Развитие сельского хозяйства.

В) Аграрно- крестьянский вопрос

Г)Развитие промышленного производства.

Д)Развитие внутренней и внешней торговли.

ЕТрудовое право и трудовое законодательство а также их его развитие.

 6. Реформа финансовой системы.

7.Идеологическая и организационная подготовка контрреформ.

8. Контрреформы 1889;1892 гг. и их содержание.

9.Военная Реформа П.С. Вановского

10. Внешняя политика Российской Империи при Александре Третьем

11. управление присоединенными к Российской Империи Территориями Кавказ и Средняя Азия (формально юридический аспект управления мусульманами в мирное время).

12. Еврейский вопрос

13.Общественное движение в России в 1880;1890-х гг.

14. Еще раз об аграрно крестьянском вопросе в период правления Александра Третьего.

 

 

Окончание Реформы МВД.

Структура МВД с 1882 года

 

Общественный Совет при Министре МВД. Четыре высших чиновника МВД 4 Высших Чиновника Министерства Юстиции Совет обладает правом совещательного голоса его решения утверждаются Министром МВД Единолично. Министр МВД (Шеф Жандармов по должности).   Командир отдельного корпуса Жандармов Первый Заместитель Министра МВД (по должности) Начальник Департамента полиции (по должности)

 

Департамент Полиции

 

Первое отделение департамента полиции Кадровое управление и награждение сотрудников полиции

 

Второе отделение Департамента Полиции (законодательное) организация учреждений полиции по всей территории Империи, а также надзором за соблюдением благочиния включая пресечение пьянства и Нищенства. А равно и контроль и надзор за органами государственного и общественного управления (органами местного самоуправления).

   

 

Третье отделение Департамента Полиции. собирает негласным путем сведения о людях, изъявивших желание издавать газеты, журналы, открывать частные школы, выехать за границу, а также поступить на государственную службу. Ведет переписку по доносам и заявлениям частных лиц, по преступлениям общеуголовного характера, контролирует розыск преступников.

 

Четвертое отделение Департамента Полиции. - организует работу Особого совещания при Министре внутренних дел и контролирует проведение дознаний по делам о государственных преступлениях.

 

Главное Управление По делам Печати

Возглавляет Начальник Управления Не ниже действительного Стацкого Советника (четвертый класс в табели о рангах). Высшее цензурное учреждение Российской Империи.

 

Пятое отделение Департамента Полиции.

- наблюдает за исполнением "состоявшихся решений по делам о государственных преступлениях". В нем имеется справочный стол со списками и фотографиями лиц, "обративших на себя внимание правительства".

 
 

Шестое отделение Департамента Полиции (создано в 1894 году)

контролирует изготовление и хранение взрывчатых веществ, соблюдение винной монополии, законодательства о евреях, а также занимается проблемами взаимоотношений между владельцами предприятий и рабочими.

 

     

 

Седьмое Делопроизводство 7-е делопроизводство («наблюдательное») (1902—1917) наследовало функции 4-го делопроизводства по наблюдению за дознаниями по политическим делам с передачей всех его функций и архива. Осуществляло наблюдение за производящимися при жандармских управлениях формальными дознаниями, составление для следственных органов справок о революционной деятельности лиц, привлеченных к следствию по делам о государственных преступлениях, рассмотрение всякого рода ходатайств со стороны обвиняемых или лиц, производящих следствие, просьб о продлении срока ареста или изменения меры пресечения; с мая 1905 г, на 7-е делопроизводство возлагалось составление розыскных циркуляров, ведение переписки по тюремному ведомству (о числе заключенных, о беспорядках в тюрьмах, побегах и т. д.); с 3 января 1914 г. на делопроизводство были возложены обязанности по юристконсульской части: разработка всех законопроектов, касающихся устройства, деятельности и штатов полиции, переписка по этим законопроектам, разработка законодательных предложений по вопросам, касающимся ведения ДП, заключений по этим предложениям, инструкций и правил, вырабатываемых другими учреждениями, но поступающих на заключение или для отзыва в ДП.;

 

  8-е делопроизводство (1908—1917) заведовало сыскными отделениями (органами уголовного розыска), сношения с иностранными полицейскими учреждениями, организацию работы школы инструкторов, заведование фотографией ДП.

 

9-е делопроизводство (1914—1917) — создано в апреле 1914 г. на базе упраздненного Особого отдела, со всеми обязанностями, ранее выполнявшимися Особым отделом, дела, связанные с войной (контрразведка, надзор за военнопленными, перепиской о подданных неприятельских держав. и т. п.).    

 

Особый Отдел (создан в 1898 году (существовал до апреля 1914 года). Затем его заменило Девятое Делопроизводство. руководит заграничной внутренней агентурой, обобщает результаты перлюстрации писем, занимается выявлением и уничтожением антиправительственных изданий, выходящих в России и за границей.

 

 

Главное управление Почт и Телеграфов

 

Главное Тюремное Управление в 1895 году переведено В Министерство Юстиции.

 

Тюремные Инспекции существовали до 1895 года Подчинялись главному тюремному управлению. учреждаются тюремные инспекции - институты, не имеющие аналогов в мировой практике. В функции губернских тюремных инспекторов, назначаемых Главным тюремным управлением, входят: контроль и надзор за деятельностью местных карательных учреждений, руководство тюремной администрацией, подготовка отчетов и возбуждение ходатайств перед Главным тюремным управлением об удовлетворении нужд местных тюрем.

 

Антропометрическое Бюро создано в 1890 году в структуре Петербургской сыскной полиции.

 

Управление по делам воинской повинности (создано в 1900 году.

 

Ветеринарное Управление создано в 1901 году

 

Ветеринарный Комитет создан в 1901 году.

 

Охранное отделение входит в структуру департамента полиции создано в 1902 году. Документально закреплено, что жандармы занимаются производством дознаний по политическим преступлениям, а охранные отделения осуществляют оперативно-розыскные мероприятия.  Деньги, выдаваемые Департаментом полиции на розыскные нужды, вместо губернских жандармских управлений направляются начальникам охранных отделений. Начальником отделения мог быть жандармский офицер или чиновник Департамента полиции. "В обязанности отделения входит: а) предупреждение стачек рабочих на фабриках и расследование обстоятельств, сопровождающих стачки,  б) принятие мер к предупреждению и расследованию причин всяких недозволенных законом и полицейскими постановлениями демонстраций, сходок и собраний, в) наблюдение за приезжающими в столицу, на основании особых правил, издаваемых градоначальником, г) наблюдение в политическом отношении за учебными заведениями столицы, клубами, обществами и тому подобными дозволенными законом учреждениями,  д) принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и иных демонстраций. Общее направление розыскной деятельности отделения по делам политического свойства, во всех случаях, принадлежит Департаменту Полиции, по лежащей на нем обязанности руководства политическими розысками во всей Империи. Начальник отделения безотлагательно исполняет все требования прокурорского надзора и жандармских Управлений по производящимся в последних дознаниям политического свойства.  Если в интересах розыска требование об аресте, обыске, выемке, и т.п. не может быть немедленно исполнено, то вопрос о приостановке исполнения представляется на разрешение Департамента полиции. К арестам, обыскам, выемках и осмотрам начальник отделения приступает:  по предложениям Департамента Полиции;  по распоряжению градоначальника; по требованиям Прокурорского надзора и жандармских Управлений;  в случаях, не терпящих отлагательства, собственному усмотрению, на основании полученных указаний, сведений и сообщений должностных мест и лиц. Все чины Отделения назначаются, перемещаются и увольняются на общем основании Градоначальником. Выбор секретных агентов зависит от начальника отделения, который ведет им особые секретные списки. Все части Управления градоначальства и столичной полиции обязаны безотлагательно исполнить все законные требования отделения по охранению общественной безопасности и порядка. Чины отделения и агенты могут быть, с разрешения Градоначальника, командируемы в другие местности Империи для производства розысков политического свойства." Получая указания от Департамента полиции, начальники "охранок" в ряде случаев ставятся выше жандармов. Например, обыски или аресты жандармы могут производить только с согласия начальника охранного отделения или по его указанию.    Начальники охранных отделений имеют полный доступ к документам губернских жандармских управлений, их агентуре и т.п.
Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий 1. Отделение Католики 2.  Отделение Протестанты 3. Отделение Сектанты 4.  Отделение Старообрядцы 5. Отделение Магометане(Мусульмане) 6.  Отделение Армяно- Григорианская Церковь 7. Отделение Секретные дела. Общая численность департамента 40 человек Официальных структур не имело действовало при помощи органов и учреждений государственной власти. Органы и учреждения власти разумеется оказывали максимальное содействие департаменту. (основная работа департамента развернулась после 1887 года когда мы включили многочисленные мусульманские территории Среднюю Азию Департамент духовных Дел Иностранных Исповеданий
Отдел шифров Департамента полиции (1881—1917)  обеспечивал секретность переписки, расшифровки перехваченной и перелюстрованной переписки, хранение и разработка новых: шифры, дешифранты, инструкции к шифровальным ключам учреждений и отдельных лиц, в том числе, секретные телеграфные ключи шефа жандармов, военного министра, воинские шифры для телеграфной связи начальников военных округов и командиров корпусов, шифры для переписки с губернаторами, начальниками губернских жандармских управлений и жандармских полицейских управлений железных дорог, с начальниками городской и уездной полиции.

Всякое самоуправное вмешательство административных властей, и в особенности полиции, в эти отношения признавалось крайне опасным, поскольку могло затруднить условия предпринимательской деятельности, поставив предприятия в неравное положение, а также отпугнуть иностранных предпринимателей.

Финансовое ведомство исходило из того, что экономические отношения между фабрикантами и рабочими должны определяться прямым соглашением их друг с другом в зависимости от хозяйственного состояния предприятий и конъюнктуры на рынке труда.

Министерство склонялось даже к разрешению экономических забастовок, если они не нарушали "общественного порядка", и считало допустимым создание различных организаций по взаимопомощи рабочих151.

Тактика Министерства внутренних дел имела охранительно-попечительный характер;

Министерства финансов – про предпринимательский, она более соответствовала интересам промышленного развития страны.

Закон 3 июня 1886 г. "О надзоре за заведениями фабричной промышленности и взаимоотношениях фабрикантов и рабочих" и дополнявшие его "Правила" стали основным фабрично-заводским законодательством, действовавшим без особых изменений вплоть до 1917 г.

 В нем отчетливо выразились гак называемые попечительные тенденции, отражавшие саму суть рабочей политики самодержавия.

Главное, что было характерно для фабричного законодательства, - слабая эффективность вследствие отсутствия четких карательных санкций, в особенности по отношению к предпринимателям.

 Эти недостатки делали необходимым восполнение пробелов в законодательстве и разъяснение содержания законов путем административных распоряжений. В результате возрастала роль органов, осуществлявших применение указанных законов на практике.

 

Е годы: эра Витте

1890-е годы были периодом невиданного ранее подъема российской индустрии. Но объему промышленного производства Россия вплотную приблизилась к Франции, а по темпам его роста - к Германии и США152.

1890-е годы стали временем яркой реформаторской деятельности С.Ю.Витте. Возглавив в 1892. Министерство финансов, он явился и созидателем индустриальной эры девяностых годов".

 По свидетельству В.И.Ковалевского, ближайшего помощника Витте (с начала октября 1892 г. он занимал пост директора Департамента торговли и мануфактур, а в середине 1900 г. - товарища министра финансов, заведующего делами промышленности и торговли), особенно насыщенным был начальный период его деятельности - с 1892 г. по 1900 г. (Витте оставался на посту министра финансов одиннадцать лет, до августа 1903 г.). Это был "период смелой, неустанной борьбы, обширных замыслов и больших реформ - констатировал Ковалевский153.

К 1893 г. Витте и его сотрудниками была разработана программа развития промышленности и торговли154.

 Решающую роль в ее реализации авторы программы отводили правительственной политике, отдавая приоритет административным мерам.

На органы Министерства финансов возлагались обязанности всемерно содействовать развитию предпринимательской инициативы. В качестве одного из важнейших условий, необходимых для успешного осуществления всей реформы, ее создатели рассматривали организацию представительства интересов предпринимателей в правительственных учреждениях, создание в центре и на местах системы совещательных организаций155.

Общий замысел Витте заключался в привлечении предпринимателей к систематическому участию в обсуждении всех проблем, касавшихся промышленности и торговли. В программе выдвигалась задача пересмотра устаревшего и принятия нового торгово-промышленного, а также рабочего законодательства, всецело отвечающего требованиям времени.

С.Ю.Витте стремился решить сложную двуединую задачу: с одной стороны, обеспечить стабильные возможности для развития промышленности путем предупреждения конфликтов между рабочими и предпринимателями, возникавшие на экономической почве, а также равные условия конкуренции для промышленников, с другой - предупредить возникновение классовых столкновении политического характера156.

 Ретроспективно оценивая попытки осуществления рабочего законодательства по аналогии с другими государствами, и в частности с Германией, Витте писал, что они "встретили в реакционных кругах решительный отпор.

 Он признавал то, что задержка в проведении реформ стала "значительным поводом к обострению отношений рабочих и фабрикантов... в России и к развитию и распространению между рабочими крайних воззрений с социалистическим, а иногда и революционным оттенком"157.

Середина 1890-х годов ознаменовалась в России подъемом стачечной борьбы фабрично-заводского пролетариата.

 Особенно выделялись выступления текстильщиков Петербурга в мае-июне 1896 г. Основным поводом к стачке 1896 г. послужил отказ петербургских фабрикантов выдать рабочим обычную заработную плату за нерабочие дни по случаю коронации Николая II.

В ответ на это 27 мая одно за другим забастовали текстильные предприятия Петербурга. За три-четыре последующие дня стачкой было охвачено свыше 30 тысяч текстильщиков.

 Одновременно волнения охватили весь рабочий Петербург. Главным требованием было сокращение продолжительности рабочего дня с 12-14 до 10,5 часов, своевременная выплата заработной платы, повышение расценок               и т.д.

Власти были вынуждены идти на экономические уступки и незамедлительно приступили к разработке закона о нормировании рабочего дня. Промышленники извещались о предстоящих реформах; им разрешалось впредь до издания закона самостоятельно приступить к сокращению рабочего дня.

В начале декабря 1896 г. Витте получил разрешение на разработку закона о нормировании рабочего дня.

 Уже 15 декабря этого же года состоялось особое совещание под председательством обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева. В нем принимали участие С.Ю.Витте, министр внутренних дел И.Л.Горемыкин, Министр юстиции Н.В.Муравьев и тридцать один представитель от фабрикантов и заводчиков.

 Решением совещания при Министерстве финансов была образована специальная комиссия под председательством В.И.Ковалевского для подготовки проекта закона о продолжительности рабочего дня.

 Она предложила установить максимальный рабочий день в 11 часов и 9-часовой для рабочих, занятых хотя бы отчасти в ночную смену, т.е. с 9 часов вечера до 5 часов утра158.

 На заседании комиссии 23 января 1897 г. С.Т.Морозов отстаивал интересы большинства фабрикантов Центрального, в том числе и Московского, района, на предприятиях которых широко применялась продолжительная односменная работа.

 Морозов настаивал на общей 12-часовой норме. Его поддерживал Г.А.Крестовников. Ссылаясь на опыт Франции, где законодательное сокращение рабочего времени за пределы 12 часов не представлялось возможным, Крестовников убеждал, что говорить о снижении часовой нормы в России "значило бы сильно забегать вперед"159.

Как только в промышленных кругах стало известно о регламенте, предложенном комиссией Ковалевского, незамедлительно последовали отклики петербургских промышленников.

Директор Сампсониевской мануфактуры Э.Л.Бонштедт и группа петербургских предпринимателей выступили против ограничения рабочего дня.

 В специальной записке от 7 марта 1897 г. они утверждали, что одним из главных условий для успешной реализации закона о нормировке рабочего дня может стать введение максимальной его продолжительности не ниже 11,5 часов чистой работы.

 

"Всякое сокращение в настоящее время этой нормы, - констатировали они, - не может быть признано правильным и повлечет за собою весьма неблагоприятные последствия в деле развития отечественной промышленности и ляжет тяжелым бременем на потребителей"160.

 Настаивая на обязательном применении сверхурочных работ, они категорически возражали против проектируемых норм согласовывать их условия отдельно с каждым рабочим.

В итоге Витте в интересах развития промышленности настоял на увеличении рабочего дня до 11,5 час. и до 10 час. для рабочих, занятых хотя бы отчасти в ночную смену (соответственно вместо 11 и 9 час., предложенных комиссией В.И.Ковалевского).

В ходе обсуждения в Государственном Совете признавалось, что в условиях России законодательная нормировка продолжительности рабочего времени оправдана и даже единственно возможна ввиду того, что государственный строй страны исключает возможность "так называемой закономерной борьбы, т.е. организованных забастовок, руководимых рабочими союзами и вынуждающих иногда фабрикантов соглашаться"161.

Новый фабричный закон "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности" был издан 2 июня 1897 г.162

Им устанавливалась верхняя граница рабочего дня - 11,5 час., а в предпраздничные и субботние дни - 10 час.

 Такой режим работы в известной мере был компромиссом между требованиями петербургских и московских предпринимателей. Законодательно рабочий день был сокращен до той нормы, какую предлагали петербургские промышленники.

Вместе с тем ночные работы, на сохранении которых настаивали москвичи, не запрещались, а лишь ограничивались 10 часами.

Ночное время устанавливалось при односменной работе между 9 час. вечера и 5 час. утра, а при двух и более сменах - между 10 час. вечера и 4 час. утра.

Таким образом, с одной стороны, не нарушались прежде всего интересы московских фабрикантов, владельцев более отсталых по техническим условиям производства предприятий, с другой стороны, - далеко не удовлетворялись ни ходатайства, выдвинутые Обществом для содействия развитию мануфактурной промышленности, ни требования более передовых московских предпринимателей163.

В непрерывных производствах в течение двух последовательных суток рабочий день мог достигать не более 24 часов, а в течение двух суток, на которые приходилась ломка рабочих смен, - 30 часов. Продолжительность труда работниц в дневное время в России, согласно закону 1897 г., не должна была превышать 11,5 час.,

между тем в Германии, Австрии и Швейцарии она составляла 11 часов, во Франции 10, в Англии на текстильных фабриках - 10, а в остальных производствах - 10,5 часов. В ночное же время труд женщин в России ограничивался 10 часами, во Франции - 7 часами, в Англии, Австрии, Швейцарии и Италии ночной труд женщин был запрещен.

 Дневная работа подростков (15-17 лет) в России ограничивалась 11,5 часами, в Голландии, Швейцарии и Австрии - 11 и в остальных странах - 10 часами. Дневная работа детей (12-15 лет) в России по закону не должна была превышать 8 часов, а при двухсменной работе - 9 часов.

 Ночной труд детей разрешался в стекольном производстве. В Италии дневная работа детей была ограничена 11 часами, в Австрии - 8, во Франции - 10, в Англии - 6,5, в Германии, Швеции, Норвегии - 6 часами. В большинстве названных стран ночные работы детей в эти годы были запрещены164.

 Закон, как и прежде, не предоставлял права рабочим на отпуск. Издавна в России каждое предприятие имело значительное количество нерабочих дней, преимущественно связанных с общими и местными церковными праздниками, которые не оплачивались.

 Новый закон определил число рабочих дней в году (295,5) и ограничил число обязательных нерабочих дней в году, установив их общую норму в 66 дней (52 воскресных и 14 праздничных, церковных и царских)165, что открывало предпринимателям возможности для увеличения рабочего времени.

 Компенсировать потери от сокращения продолжительности рабочего дня, определенного законом, промышленники при необходимости могли за счет увеличения рабочих дней в году.

 Законом разрешалось прибегать к сверхурочным работам, как обязательным, необходимым по техническим условиям производства, так и необязательным, с согласия рабочих (не более 120 часов в году).

 

Закон 2 июня 1897 г. имел ограниченный характер. Он распространялся только на постоянных промышленных рабочих, составлявших около 1/5 всех пролетариев, работавших по найму на фабриках, заводах и предприятиях горной промышленности с числом рабочих, превышающим 20 человек. Предприятия, имевшие менее 20 рабочих, были освобождены от надзора фабричной инспекции и, следовательно, от соблюдения правил166.

 В итоге многочисленные категории рабочих продолжали находиться в полной зависимости от своих нанимателей. После издания закона 1897 г. царское правительство рядом различных дополнительных правил, инструкций и разъяснений ослабило его действие.

Объективно значение закона 2 июня 1897 г., несмотря на сравнительно ограниченную сферу применения и ряд существенных недостатков, заключалось в том, что он впервые устанавливал правовые нормы, регламентирующие продолжительность рабочего времени, значительно ниже существовавших ранее на российских фабриках.

Напомним, что до 1897 г. рабочий день в России не ограничивался никакими законодательными актами, его продолжительность всецело зависела от владельца предприятия.

 В случае реального исполнения закона он становился жизненно важным для социально-экономического положения рабочих. Теперь рабочие могли требовать (а не выпрашивать хозяйскую милость, как прежде) и добиваться своих прав, опираясь па закон.

Одним из существенных недостатков закона являлось сохранение ночных работ.

 В правилах Министерства финансов признавалось, что "ночные работы, бесспорно, более утомительны, вредны для здоровья и вообще менее естественны, нежели работы при дневном свете; вред этой работы тем больше, чем она продолжительнее и постояннее".

Однако далее утверждалось: "Казалось бы, что ввиду вредности ночных работ лучше всего запретить их и взрослым рабочим (как это воспрещается женщинам и подросткам обоего пола в некоторых производствах, малолетним безусловно), но для этого нет никаких оснований, даже с точки зрения общего благосостояния рабочего; умеренный ночной труд безвреднее для него, нежели слишком продолжительная, по одинаково оплачиваемая дневная работа"167.

 

 При сохранявшейся низкой оплате труда рабочий вынужден был работать лишние часы и в ночное время, и сверхурочно.

Закон ускорил введение двухсменного 9-часового рабочего дня в тех отраслях промышленности, где ночной труд был запрещен. Однако, по данным известного статистика И.М.Козьминых-Ланина, даже после первой русской революции 17% рабочих Московской губернии, занятых в две смены, работали более 9 часов в сутки, выше норм, предусмотренных законом 1897 г.

Сокращение рабочего дня до 11,5 часов капиталисты компенсировали повышением интенсивности труда, в итоге выработка на одного рабочего не снижалась, а даже увеличивалась.

Так, владимирский фабричный инспектор сообщал, что переход от суточной работы к дневной или сменной 18-часовой, несомненно, повышает производительность труда в единицу времени.

 Такое же повышение наблюдается и при сокращении дневной работы, в особенности при переходе с 13,5 часов на 12 пли 11168.

Вместе с тем продуктивность труда рабочего в единицу времени с отменой ночных работ при переходе па 18-часовую работу пли вследствие сокращения дневного груда на 1-2 часа возрастала приблизительно следующим образом: для прядильных фабрик на 35%, для ткацких па 7 10%, для красильно-набивных и механических заводов до 15%169.

Показатели продолжительности рабочего времени и размеров заработной платы свидетельствуют, что наиболее благоприятные для рабочих условия труда и его оплаты были там, где производство было более механизировано и где число рабочих (в расчете на промышленное предприятие) было наименьшим170.

Па рубеже XX в. средний рабочий день по всей фабрично-заводской промышленности России составлял 11-11,4 часа171.

Однако по сравнению с другими странами он по-прежнему оставался более высоким.

Так, в 1900 г. в Англии, США, Дании и Норвегии он равнялся 9-10 часам, но Франции, Германии и Швеции - 10 часам.

В начале XX в. доля промышленных рабочих, имевших наиболее продолжительный рабочий день, постепенно уменьшается, а наиболее короткий - увеличивается172.

Ниже средней его продолжительность была в Петербургской, Привисленских, прибалтийских и юго-западных губерниях, а повышенной - в Центральном промышленном районе173.

С.И.Смирнов, директор Путиловского завода, констатировал по поводу снижения рабочего дня, что "в настоящее время на механических заводах пропадает масса времени зря, из-за переутомления рабочих продолжительной работой.

Рабочие изыскивают невольно всякие способы, чтобы иметь возможность передохнуть. При сокращении же продолжительности рабочего дня и если заработок будет повышаться сразу очень высоко, то рабочие будут больше из себя вытягивать, чем при 11-часовом рабочем дне.

 Они, несомненно, привыкнут аккуратнее обращаться со своим временем, последствием чего будет сокращение порчи материала, машин, станков, а также уменьшение несчастных случаев.

 Одно это обстоятельство должно высоко поднять нашу промышленность. Переход же к 8-часовому рабочему дню требует известной постепенности и приспособления"

С изданием закона 1897 г. на предприятиях с регламентированным рабочим днем стала усиленно распространяться система обязательных сверхурочных работ, создавая иллюзию дополнительного приработка.

Эта изнурительная система вела к гибельным для здоровья рабочих последствиям, увеличивая массовый производственный травматизм, инвалидность, а также безработицу.

По закону все ограничения касались только обычной (урочной), но не сверхурочной работы. Сверхурочные работы допускались по особому соглашению фабриканта с рабочими, а и договор найма включались условия только о сверхурочных работах, необходимых по техническим условиям производства.

 Различные оговорки о сверхурочных работах (об их необходимости по условиям "непредвиденных" заказов, при "затруднительности" для предпринимателя увеличить число рабочих и т.д.) давали возможность фабрикантам удлинять рабочий день, сводили на нет установленные законом нормы.

 Сверхурочные работы практиковались на многих предприятиях174. Продолжительность сверхурочной работы значительно превышала нормы, установленные законом (294 часа в год, или 24,5 часа в месяц), Сверхурочный труд оплачивался выше, заработок повышался примерно на 12% (или на 25 руб. в год)175, что побуждало рабочих трудиться сверхурочно.

Изданный 14 марта 1898 г. Циркуляр министра финансов разрешал применение сверхурочных работ практически без всяких ограничении в этом вопросе почти лишал закон 1897 г, всякой силы176.

Но закону работа в праздничные дни не была запрещена безусловно. Она допускалась на основе взаимного соглашения фабриканта и рабочих при условии обязательства со стороны предпринимателя заменить рабочий праздник нерабочим будничным днем, о чем незамедлительно сообщать фабричной инспекции.

До издания закона 2 июня 1897 г. рабочие, равно как и остальные граждане страны, имели обычное число праздников в году (88 дней). Правительство, установив по закону обязательность воскресного и праздничного отдыха для рабочих (66 дней в году), изъяло из обычных праздников четвертую их часть (22 дня)177.

Таким образом, по закону количество обязательных праздников было установлено меньше в сравнении с ранее отмечавшимися обычными праздниками, что фактически вело к увеличению рабочих дней в году.

Совершенно очевидно, что для успешной реализации любого закона необходимы два главных условия: контроль за исполнением и четкие нормы, предусматривающие карательные санкции за его нарушения.

 Отсутствие таких статей в новом законе существенно снижало его значение и эффективность. Предоставление же министрам (финансов, путей сообщения и др. по соглашению с министром внутренних дел) нрава "развивать" закон, издавать подробные правила о его применении значительно ослабляло его действенность.

 По существу, на их полное усмотрение передавалось решение вопросов по всем статьям закона: о продолжительности работы, о порядке смен (количество их в сутки), о перерывах, сверхурочных работах, об установлении вредности производства и т.д. Иными словами, в прямой зависимости от воли и решения министров находилось усиление или ослабление его действия, прямые изменения закона.

Уже в начале октября 1897 г, были опубликованы правила о применении закона 2 июня, утвержденные Министерством финансов по соглашению с Министерством внутренних дел.

Они были изданы с перспективой дальнейших дополнений, изменений и обнародования новых. В них указывались случаи, по которым допускались отступления от требований, предусмотренных законом. Фабриканты получали право "вести работы" сверх определенного в законе времени. Главное внимание Министерства финансов сосредоточилось на усилении надзора за выполнением уже принятых законоположений и на реорганизации органов, осуществлявших непосредственный контроль за деятельностью промышленных предприятий и фабричной инспекции.

 В этот период вновь крайне обостряется борьба между министерствами финансов и внутренних дел за влияние на политику но "рабочему вопросу" и на деятельность фабричной инспекции.

Напомним, что фабричная инспекция была создана Бунге как орган контроля за соблюдением фабричных законов.

Под влиянием поворота в рабочей политике Министерства финансов (при Вышнеградском, а затем Витте), а также с ростом рабочего движения во второй половине 1890-х годов институт фабричной инспекции в какой-то мере утрачивал свою роль, изменил свою природу и свою организацию.

В основе политики Витте лежала идея ускоренного развития национальной промышленности. В сфере рабочего законодательства он стал последователем политики, проводившейся его предшественником. В марте 1894 г. Витте провел закон о реорганизации фабричной инспекции, но которому на нее возлагалась обязанность осуществлять технический надзор на предприятиях.

 Значительно усиливался состав инспекции, и вводилась должность фабричных ревизоров, контролирующих ее деятельность178. В дополнение к закону Витте издал 11 июля 1894 г. "Наказ чинам фабричной инспекции", обосновав более конкретно обязанности и нрава фабричной инспекции.

 В наказе отмечалось: "Фабричным инспекторам должны быть в одинаковой мере близки интересы как фабрикантов, так и рабочих, ибо только в объединении этих интересов и в законосообразном понимании их заключается залог правильного хода фабрично-заводского дела".

Чинам инспекции предлагалось действовать "разумно, последовательно, без нарушения справедливых интересов промышленности"179. Предполагалось, что они будут способствовать своими советами повышению уровня производства.

С развитием рабочего движения все большее и большее значение приобретала "полицейская функция" фабричной инспекции.

Циркуляры Витте, изданные 11 апреля и 5 декабря 1895 г., обязывали чинов инспекции "следить и своевременно доводить до сведения Министерства финансов... о нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут порождать беспорядки"18.

В декабрьском циркуляре 1895 г. Витте объяснял стачечное движение как результат подстрекательства людей, стремившихся "искусственно создать" в России "ту печальную рознь, которая возникла между фабрикантами и рабочими на Западе",

во имя "отвлеченных или заведомо ложных идей... совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни"181.

 "В нашей промышленности, - писал Витте, - преобладает патриархальный склад отношений между хозяином и рабочим. Эта патриархальность во многих случаях выражается в заботливости фабрикантов о нуждах рабочих и служащих на его фабрике, в попечениях о сохранении лада и согласия, в простоте и справедливости во взаимных отношениях.

Когда в основе таких отношений лежит закон о нравственных и христианских чувствах, тогда не приходится прибегать к применению писаного закона и принуждения".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.1 с.)