Институциональный подход к потребительскому поведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институциональный подход к потребительскому поведению



На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В качестве альтернативы неоклассической теории возник институционализм. Если неоклассики создавали свои теории на основе модели «экономического человека», равновесного подхода (статика) и извинений «невидимой руки» рынка, институционалисты призывали изучать реальные экономические институты в их развитии (динамика). Под «институтами» они понимали широкий круг категорий и явлений. Это нормы, правила, привычки, обычаи, которые определяют основу поведения людей в обществе, структурируют их экономическое, политическое и социальное взаимодействие.

Это и консолидация обычаев и практики в виде института или закона: государство, семья, право, бизнес, частная собственность. Институционалистов интересуют проблемы экономической мощи, социальных отношений, выравнивания социального неравенства, проблемы мировой экономики и футурологический аспект. Институционалистов объединяет не столько субъект, сколько метод исследования.

Особенностью институционализма является расширение предмета экономики, придание ему междисциплинарного характера. Основное внимание представителей институционализма направлено не на создание «чистой» теории, а на изучение тенденций социально-экономического развития с целью разработки рекомендаций, разработки и реализации экономической политики. Поэтому анализируется весь комплекс условий и факторов, влияющих на экономическую жизнь, причем не только экономических, но и политических, философских, правовых, исторических, социологических, психологических.[5]

Существует также точка зрения, которая выделяет три области внутри институциональной теории:

1. «Старый» или традиционный институционализм - основанный на методологии холизма, объясняющей поведение и интересы людей через характеристики институтов, которые предопределяют взаимодействие между ними.

2. Неоинституционализм - расширение и модификация традиционного неоклассицизма, основанного на методологическом индивидуализме и устранение предпосылок для полной рациональности, осознанности, совершенной конкуренции.

3. Новая институциональная экономика - больше, чем неоинституционализм, основанный на «старом» институционализме, полностью отвергающий неоклассицизм.

В свое время было популярно квакерство - религиозное движение, которое провозглашало в качестве основного требования бережливость, скромный образ жизни и воздержание.

Однако с развитием монополистического капитализма наблюдается концентрация производства и капитала, широко развивается кредит, что дает большой буржуазии возможность обеспечить высокий уровень экономии продукции и расточительного потребления.

Более того, отходы превращаются в необходимый атрибут поведения крупного капиталиста как средство доказательства его платежеспособности, условие получения кредита.

В ходе оценки имущества люди прибегают к сравнению, которое всегда вызывает зависть. Поэтому мотивом накопления собственности является соперничество. Чтобы заслужить уважение людей, недостаточно просто обладать богатством и властью, нужно сделать их очевидными. Есть два способа сделать это - демонстрация безделья и расточительного потребления. Таким образом, развивается идея «заметного потребления».

Самое наглядное доказательство денежной власти - это праздная жизнь. Критерии для достижения праздной жизни обычно принимают форму нематериальных ценностей. Образование, образование, умение держать себя, уважение к порядочности и церемониям, хорошие манеры - все это свидетельствует о праздном образе жизни, поскольку их приобретение требует непроизводительных затрат времени, усилий и денег и, следовательно, выходит за рамки возможностей тех, кто чьи силы поглощены работой.

Это праздный класс, который дает актуальность окончательной формулировке, в которой они затем служат законом поведения для низших слоев.

Свидетельством денежного успеха являются одежда, кров, еда, экзотические безделушки. Во-первых, демонстрация платежеспособности и расточительности должна быть дорогой. Во-вторых, неудобно указывать на праздность, сигнализировать о невозможности заниматься производительным трудом (высокие каблуки, корсеты, трости и цилиндры, женские юбки и элегантные шляпы - явное препятствие к этому) В-третьих, современный, ибо принцип новизны является еще одним доказательством демонстративной траты – расточительства.[6]

Таким образом, полезность одежды и других вещей, предназначенных для демонстрации расточительного потребления, определяется двумя типами «утилитарных», которые существуют в неразделимом единстве: функциональным, направленным на удовлетворение конкретной потребности, и дополнительным, приносящим честь покупателю.

Сущность «денежной цивилизации» именно в жизни для шоу. Должен осуждаться тот факт, что люди не стремятся жить полнее, умнее, добрее, но стремятся доказать всем остальным свое денежное и материальное превосходство.

Потребительский выбор - это выбор человеком или домохозяйством того или иного варианта реализации своих потребительских интересов и предпочтений. Рациональное использование ограниченных пожизненных пособий для полного удовлетворения потребностей отдельных лиц, домохозяйств и других хозяйствующих субъектов проявляется, прежде всего, в теории потребительского выбора, отражающей наиболее распространенные модели экономического управления индивидом и домохозяйством в сфере Потребление жизненных выгод.

Эту теорию следует считать идентичной теории равновесия индивидуального и бытового потребления. Выводы и положения теории потребительского выбора позволяют нам ответить на вопросы, связанные с рационализацией личного и домашнего использования их доходов, а также других ограниченных выгод.

Институциональный подход к проблеме потребительского выбора, с одной стороны, определяет неоклассический «идеализм», а с другой - существенно меняет подход к изучению соответствующего экономического поведения. В целом, абстрактно-логические конструкции заменяются не менее сложными, но более реалистичными постулатами и обоснованиями рационального поведения потребителей.

Выводы и утверждения теории потребительского выбора позволяют нам ответить на вопросы, связанные с рационализацией личного и домашнего использования их доходов, а также других ограниченных ресурсов.

Кроме того, субъективно ограниченная способность человека собирать и обрабатывать информацию требует замены неоклассической теории полноценной рациональности институциональной концепцией неполной рациональности или убийства, когда человек делает выбор потребителя.

Таким образом, ретроспективный анализ неоклассического и институционального подходов к изучению потребительского выбора позволяет предположить, что в условиях современной экономики неоклассический идеализм существенно дополняется институциональным конструктивизмом. Современная гипотеза о рациональном поведении личности и домохозяйства при реализации потребительского выбора имеет форму ограниченной рациональности.[7]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.005 с.)