Теория потребительского поведения. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Оптимальный выбор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория потребительского поведения. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Оптимальный выбор



Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивид формирует и реализует свой план потребления различных товаров, ориентируясь на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшим принципом потребительского поведения и спроса индивида является учет его личных вкусов и предпочтений, что подразумевает построение и использование шкал полезности различных товаров, потребляемых индивидом. Человек формирует свой план потребления, концентрируясь также на своей покупательной способности и, следовательно, на своем доходе и уровнях рыночных цен. Здесь важно подчеркнуть, что теория поведения и спроса потребителей основана на принципе присвоения этих параметров.

Теория потребительского поведения имеет широкое практическое применение. С его помощью становится возможным установить экономическую целесообразность не только таких действий, как покупка товаров или получение услуг, но и рационального выбора участия в определенной деятельности, решения проблем создания семьи и рождения ребенка.[2]

Теория поведения потребителей и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивид формирует и реализует свой план потребления различных товаров, ориентируясь на наиболее полное удовлетворение своих потребностей.

В теории поведения потребителей равновесие в потреблении описывается терминами и графиками бюджетных ограничений и кривых безразличия.

Рациональность выбора потребителя определяется стремлением достичь максимальных результатов при ограниченных возможностях.

Анализ поведения потребителей рассматривает его с двух сторон:

1. Что может позволить себе потребитель с таким ограниченным доходом?

2. Что он хотел бы иметь из этого набора опций?

Для более глубокого объяснения поведения потребителей используется метод бюджетных линий и кривых безразличия.

Строка бюджета показывает различные комбинации двух продуктов, которые можно приобрести за фиксированный денежный доход. Что и изображено на графике с бюджетной линией (см. рис. 1):

Рис. 1. Бюджетная линия.

Каждая точка в строке бюджета показывает, сколько предметов A и B может быть приобретено потребителем с ограниченным бюджетом.

Если цены на товары изменятся пропорционально, то бюджетные линии будут параллельными.

Если изменение цен на товары отличается, то бюджетная линия изменит свой наклон.

Таким образом, расположение бюджетных статей зависит от: размера денежного дохода и от воздействия изменений цен.

Желая приобрести продукты, включенные в набор, потребитель выражает свои предпочтения. Опрашивая потребителей, они предполагают различные комбинации товаров. Нас интересуют те комбинации, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в продуктах А и В.[3]

Это исследование отражает кривую безразличия, которая показывает разные комбинации двух продуктов, которые имеют одинаковую потребительскую ценность и полезность для потребителя. Поэтому потребителю все равно, какой комплект купить. Поэтому построение точек называется кривой безразличия (см. рис. 2):

Рис. 2. Кривая безразличия.

Каждая точка кривой безразличия показывает все возможные комбинации товаров A и B, давая одинаковое удовлетворение.

То, что потребитель теряет, выбрасывая один продукт, компенсируется преимуществами дополнительного количества другого продукта. Но могут быть такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Это семейство кривых безразличия называется картой безразличия.

Чем дальше кривая от источника, тем она полезнее для потребителя. Поэтому потребитель будет искать вариант сочетания разных продуктов, при котором выгоды в рамках его бюджета будут максимальными.

Чтобы сделать лучший выбор, вам нужно поместить бюджетную линию на карту кривых безразличия, и выбор будет сделан. Следовательно, образуется график оптимального выбора (см. рис. 3):

Рис. 3. Оптимальный выбор.

Точка E - это максимальная общая полезность для данного потребительского дохода.

Кривая безразличия II и бюджет минимальны с пересечением ab в точке E, что приносит потребителю максимальную полезность. Точки L и M на кривых безразличия я отвергаю потребителю, потому что его доход может претендовать на более высокую полезность. Кривая безразличия III недоступна для потребителя, поскольку ее полезность очень высока, а доход потребителя ограничен.

Возвращаясь к теории поведения потребителей, по аналогии с понятием некачественного фактора, можно предположить, что такие некачественные потребительские товары не являются товарами низкого качества в обычном смысле этого слова.[4]

Центральное место в теории поведения потребителей занимают категории потребления и полезности.

Ключевую роль в теории поведения потребителей играет концепция полезности, которая показывает относительное удовлетворение, которое потребитель получает от использования различных товаров. Дополнительное удовлетворение от потребления еще одной единицы товара называется предельной полезностью, где предельная относится к дополнительной полезности.

Теория поведения потребителей определяет условия и степень влияния на выбор потребительских предпочтений цен на товары, доходов, а также способов максимизации прибыли реализатора от приобретения определенных товаров и услуг покупателем.

Термин доход используется, как правило, для обозначения всей суммы денег семьей или полученной хозяйствующим субъектом за определенный период времени, независимо от его происхождения. Поэтому в теории поведения потребителей принято характеризовать бюджетные ограничения домохозяйства или отдельного человека. Но эти различия не важны для решения проблемы потребительского выбора.

Одним словом, полезность - это научная абстракция, используемая экономистами для понимания того, как рациональные потребители распределяют свои ограниченные ресурсы среди товаров, которые могут им понравиться.

Особенность потребности заключается в том, что она определяет (мотивирует) действия, непосредственно связанные с покупателем, но не определяет ни спрос, ни уровень цен. Между тем проблема установления цен и определения спроса в теории поведения потребителей и рыночных отношений занимает особенно важное место.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.005 с.)