При президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации»



И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Факультет управления

Направление подготовки (специальность) Государственное и муниципальное управление

Образовательная программа Управление персоналом государственной и муниципальной службы

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине (модулю) Экономическая теория

на тему:

«Теория потребительского поведения»

Автор работы:

Студент 2 курса

 заочной формы обучения

ФИО Чотчаев Игорь Шамильевич

Подпись________________________

 

Научный руководитель курсовой

работы (проекта):

Должность профессор

ФИО Бугаян Илья Рубенович

Оценка______                                                                                  Подпись _________

                                                                            «_____» ___________2019 г.

Ростов-на-Дону 2019 г.

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические аспекты потребительского поведения…….......……...6

1.1. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия. Кривые безразличия. Оптимальный выбор ……….…….…………………………..……6

1.2. Институциональный подход к потребительскому поведению……...…....11

Глава 2. Практические аспекты потребительского поведения …..…..…….....16

2.1. Влияние маркетинга на поведение потребителя……………….………….16

2.2. Воздействие интернет-рекламы на потребительское поведение……....…21

Заключение…………………………………………………………………….....28Список использованной литературы……………………………………….…...31

Введение

Основой теории поведения потребителей является стремление каждого потребителя удовлетворить свои потребности в том или ином товаре. Покупатели формируют спрос на товары, выбирая их исходя из цен и собственного финансового положения (дохода).

Один из основных принципов теории поведения потребителей — стремление потребителя получить максимальную выгоду и удовлетворение от использования своего фиксированного дохода. Теория потребительского поведения также предполагает, что такие параметры, как покупательная способность (индивидуальный доход), его предпочтения (вкусы) и рыночная цена продукта, можно определить.

Потребитель может влиять на производителя с помощью такого понятия, как суверенитет, то есть покупатели выбирают продукт или услугу на рынке, распределяя собственный доход между различными предложениями. Любое ограничение свободы выбора потребителя посредством принятия административных решений может привести к кризису, когда покупатель теряет способность влиять на производителя продукта.

Потребительские предпочтения уже сформированы, и их приоритетность для покупателя не имеет значения. Таким образом, потребитель знает, что из двух наборов, например, A и B, вариант A лучше для него, даже если человек не может измерить интенсивность своего предпочтения.

Относительно транзитивности предпочтений потребитель предпочитает установить A, чтобы установить A, и установить B, чтобы установить B, то он выберет A, выбрав A и B, и предпочтет A. Но если потребителю все равно, что выбрать — A или B (B или C), тогда он не делает различий между A и B.

Для потребителя на рынке все продукты желательны. Пока покупатель не учитывает цену товара, он всегда будет отдавать предпочтение большему количеству за наименьшую стоимость.

Эти предположения только описывают потребительские предпочтения, но никоим образом не объясняют фактическое поведение людей на рынке.

Современный маркетинг постоянно использует основы теории поведения потребителей, чтобы предсказать, как человек будет вести себя по отношению к товару или услуге. Согласно данным, собранным в ходе маркетинговых исследований, каждая компания выбирает свою политику. Например, если потребитель давно знает тот или иной товар, главное на данном этапе для производителя — сохранить его. Чтобы человек не тратил время на поиск более предпочтительного продукта, нужно сообщить ему, что эта компания производит продукцию высочайшего качества.

Покупая продукт, потребители в первую очередь обращают внимание на его полезность и преимущества, которые дает его использование. И наиболее важным фактором, определяющим поведение человека на рынке, является его доход, географическое положение, тип ситуации в конкретном регионе. Климатические же условия имеют второстепенное значение.

Теория поведения потребителей является важнейшим разделом экономики. Он изучает особенности психологии обычного человека в определенных ситуациях. Человек руководствуется принципом полезности: то есть он выбирает продукты, которые имеют наибольшее преимущество перед другими вариантами. Полезность означает степень удовлетворения потребностей.

Спрос на продукцию можно разделить на две категории:

 1) Функциональные. (Человек покупает продукт, ориентируясь на его потребительские свойства.)

2) Нефункциональный спрос. (Человек покупает товар, руководствуясь не его потребительскими свойствами, а какими-то сторонними причинами.)

Нефункциональный спрос также делится на три типа:

1) Социальный («эффект сноба»). Человек приобретает наиболее популярные в обществе экономические выгоды.

2) Спекулятивный. Зависимость от «эффекта Верлена», от высоких инфляционных ожиданий.

3) Нерациональный. Незапланированные покупки, сделанные под влиянием краткосрочных ожиданий. [1]

Теория потребительского поведения гласит о том, что человек, приобретая определенные выгоды, делает это рационально. Рассматриваемый тип спроса нарушает эту аксиому. Бюджетное ограничение подразумевает определенные рамки, за пределы которых потребности не могут выходить.

Основные гипотезы, на которых строится теория поведения потребителей:

1. Народный бюджет всегда ограничен.

2. Цены указаны на все виды товаров и услуг.

3. Потребители самостоятельно выбирают товар.

4. При совершении покупок люди учитывают уровень полезности продуктов.

При выборе товара не менее важен экономический фактор. К нему можно отнести уровень доходов человека, стоимость определенных товаров.

Как видно из вышесказанного, существуют совершенно разные модели поведения потребителей. На формирование спроса влияет целый комплекс взаимосвязанных факторов. Стоит также отметить, что четкое и полное понимание психологии потребителя чрезвычайно важно в мире рыночных отношений.

 

 

Заключение

Большинство современных исследований поведения субъектов рынка посвящены проблемам производственной компании, т. е. рассмотрению на микроуровне проблем производства. Но основная идея экономики заключается в том, что экономическая система работает лучше всего, когда она удовлетворяет желания потребителя, которые проявляются в его поведении на рынке.[12]

Поведение потребителей состоит из нескольких этапов:

1. Фаза «предварительных действий» — формирование установок, оценок, предшествующих конкретным потребительским решениям и действиям.

2. Этап потребительских действий по приобретению товаров — покупка рыночных товаров или покупка их любым другим способом.

3. Фаза удовлетворенности потребителя (эффект), в том числе процесс производства основных потребительских товаров (подготовка рыночных товаров к потреблению и их потребление).

Экономическое поведение потребителя имеет специфику с точки зрения факторов реализации и формирования, относящихся к разным уровням, характера и моделей, проявляющихся в разных экономических системах.

Экономическая теория с момента своего создания, как самостоятельная область знаний, использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью изучения проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности отдельных лиц.

Согласно классификации, О. Уильямсона, в экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:

1. Действия потребителей, непосредственно связанные с поиском, потреблением и утилизацией товаров, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующих и следующих за ними действий, характеризуют поведение потребителей.

2. Потребность, возникающая из-за необходимости или желания потреблять различные богатства (как материальные, так и духовные), считается экономическим мотивом человека. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей, то есть от их субъективного восприятия продукта или потребительских предпочтений.

Затраты, связанные с потреблением, состоят из двух компонентов: денежные затраты на товар или услугу и время, затраченное на фактическое потребление. Поскольку потребление требует времени, оно положительно для большинства людей. При прочих равных условиях предпочтительнее те продукты, которые удовлетворяют потребности в более короткие сроки.

Цены на различные идентичные товары и услуги обычно равны для всех потребителей. Готовность платить больше за экономящие время товары и услуги определяется только альтернативной стоимостью конкретного потребителя. Потребитель с высокой стоимостью времени выберет дорогой, но экономящий время вариант. Потребитель с низкой альтернативной стоимостью предпочтет более дешевый. Различия в оценках альтернативных значений времени являются важной частью анализа проблемы спроса.[13]

Покупатели всегда выбирают продукт на основе своего дохода, который при определенных ограничениях розничных цен может наилучшим образом удовлетворить их потребности. Рациональность означает, что предпочтительнее будет спрос на те товары, которые принесут наибольшее удовлетворение по сравнению с другими наборами при условии, что доходы покупателей позволят им приобрести эти комплекты.

Рациональность поведения покупателей подразумевает, что все потребители имеют необходимую информацию о цене, количестве и качестве товара, который будет приобретен; при покупке товаров покупатели учитывают свои доходы.[14]

Предпосылки поведения потребителей можно обобщить следующим образом:

- потребители хорошо знают, какие продукты для них предпочтительнее;

- потребители действуют рационально;

- потребители абсолютно знают свой уровень доходов и имеют информацию о ценах на товары;

- выбор потребителя ограничен их доходом и временем.

Теория поведения потребителей логична и регулярно рассматривает категорию ресурсных ограничений и возможность получения денежных доходов, которая определяет платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которой являются денежные доходы и расходы каждого потребителя.[15]

Теория поведения потребителей позволяет понять варианты и причины поведения потребителей в различных ситуациях, что важно для отдельного производителя и для разработки основ социальной политики.

Таким образом, современная теория потребительского спроса позволяет рассчитывать реальные данные на выбор, чтобы получить максимальный эффект при совершении покупок или принятии любых других практических решений.

Библиографический список

Научная литература

1. Cotte J., Chowdhury T.G., Ratneshwar S. & Ricci L.M. Pleasure or utility? Time planning style and web usage behaviors / / Journal of Interactive Marketing, 20, pp. 45-57. 2016.

2. Riegner C. Word of mouth on the web: The impact of web 2.0 on consumer purchase decisions // Journal of Advertising Research 47 (4), 436-447. 2017.

3. Гальперина В. М. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. - СПб.: Экономическая школа. 2018 – 132 с.

4. Залтман Дж. Как мыслят потребители. То, о чем не скажет потребитель, то, чего не знает ваш конкурент. - СПб.: Праймеврознак. 2016. – 223 с.

5. Зимина Н. В. Балашов А. А. Изменение поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. - 52 с.

6. Каменева Н.Г., Черкасова И.И. Маркетинговые исследования. - М.: Вузовский учебник, 2017. – 53 с.

7. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2016. - 235 с.

8. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 2018. - 312 с.

9. Ли Ч. Взрывная Web_Волна: Как добиться успеха в мире, преображенном интернет-технологиями /Чарлин Ли, Джош Бернофф; Пер. с англ. - М., 2018. – 116с.

10. Новичков В.И. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков, В.М. Агеев, В.И. Новичков; Под общ. ред. А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2017. - 263 с.

11. Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2007. – 383 с.

 

 

Электронные ресурсы

1. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://economy.gov.ru

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru/

3. X5 Retail Group [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: https://www.x5.ru

4. Московский институт Психоанализа [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://inpsycho.ru/


[1] Cotte J., Chowdhury T.G., Ratneshwar S. & Ricci L.M. Pleasure or utility? Time planning style and web usage behaviors / / Journal of Interactive Marketing, 20, pp. 45-57. 2016.

[2] Riegner C. Word of mouth on the web: The impact of web 2.0 on consumer purchase decisions // Journal of Advertising Research 47 (4), 436-447. 2017.

[3] Гальперина В. М. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. - СПб.: Экономическая школа. 2018 – 132 с.

[4] Залтман Дж. Как мыслят потребители. То, о чем не скажет потребитель, то, чего не знает ваш конкурент. - СПб.: Праймеврознак. 2016. – 223 с.

[5] Зимина Н. В. Балашов А. А. Изменение поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. - 52 с.

[6] Каменева Н.Г., Черкасова И.И. Маркетинговые исследования. - М.: Вузовский учебник, 2017. – 53 с.

[7] Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2016. - 235 с.

[8] Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 2018. - 312 с.

[9] Ли Ч. Взрывная Web_Волна: Как добиться успеха в мире, преображенном интернет-технологиями /Чарлин Ли, Джош Бернофф; Пер. с англ. - М., 2018. – 116с.

[10] Новичков В.И. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков, В.М. Агеев, В.И. Новичков; Под общ. ред. А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2017. - 263 с.

[11] Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2007. – 383 с.

[12] Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://economy.gov.ru

[13] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru/

[14] X5 Retail Group [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: https://www.x5.ru

[15] Московский институт Психоанализа [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://inpsycho.ru/

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Факультет управления

Направление подготовки (специальность) Государственное и муниципальное управление

Образовательная программа Управление персоналом государственной и муниципальной службы

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине (модулю) Экономическая теория

на тему:

«Теория потребительского поведения»

Автор работы:

Студент 2 курса

 заочной формы обучения

ФИО Чотчаев Игорь Шамильевич

Подпись________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.055 с.)