Глава десятая. Цезарь, Цесария и триумфальные колонны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава десятая. Цезарь, Цесария и триумфальные колонны



Само слово «цесарь» («кесарь», «цезарь») обозначало государя, императора. С таким именем известен Гай Юлий Цезарь – древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель (100 или 102 г. до н. э.).

После смерти великого императора многие монархи хотели связать себя с легендарным именем Цезарь. От этого слова произошли немецкое слово «Kaiser» («кайзер»), а также русское слово «царь».

Кстати, а в каком году слово «царь» появилось на Руси?

В 1547 году государь всея Руси и великий князь Московский Иван IV Грозный был венчан царём и принял полный титул: «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси… (и двуглавый орел там тоже присутствует).

А теперь самое интересное:

Цесария – название Священной Римской империи (Википедия).

Цесарская нация – это народы государства на землях Германии и Австрии. В книге «География или краткое земного круга описание», изданной в 1715 году, дано описание отдельных стран Европы, в числе которых «Государство Цесарское». В этой книге о Германии сказано: «Государство Цесарское еже и немецкое, или германиею нарицается…».


Фото 71. География или краткое земного круга описание, 1710 г. Фрагмент о Цесарском государстве.

Фото 71. География или краткое земного круга описание, 1710 г. Фрагмент о Цесарском государстве.

 

По наиболее ранней версии, возникшей в конце XIII – начале XIV века, Габсбурги были связаны с патрицианским родом Колонна, который вел свое происхождение от римских императоров династии Юлиев, от самого Гая Юлия Цезаря. (А. Э. Ермановская. Загадки истории. Империя Габсбургов).

Но род Колонна это один из самых влиятельных родов Италии эпохи Возрождения. Более того:

Маркантонио I Колонна́ родился 3 сентября 1478 года вероятно в Салерно, в Неаполитанском королевстве. Он был сыном Пьетро Антонио Колонна́, князя Салерно, сеньора Палиано и Бернардины Конти, дочери Джованни Конти, благородного римлянина и Катерины Фарнезе, сеньоры Латера.

В свой первый бой вступил в апреле 1498 года, в возрасте 20 лет. Это было сражение под Монтечельо, в котором Колонна́ дрались против Орсини. В 1501 году выступил на стороне правителей Неаполитанского королевства из Арагонской династии против Испании и Франции, за что был отлучен от церкви Папой Александром VI. С 1502 года находился на службе у Флорентийской республики, затем у Папы Юлия II, снявшего с него отлучение.

1 февраля 1507 года в Риме женился на Лукреции Гара делла Ровере, племяннице Папы Юлия II, получив в приданое дворец на площади Санти Апостоли (Палаццо Колонна в Риме), построенный Папой, когда он был ещё кардиналом. Кроме дворца, в приданое невесты входило поместье Фраскати, 40000 дукатов с Монте ди Пьера́ ди Дженова, 10000 дукатов от генуэзских банкиров и 4000 ювелирных изделий. В этом браке родились четверо детей: Порция, Ортензия, Артемизия и Ливия (Википедия).

– А не является ли Маркантонио I (Первый) Колонна тем самым Марком Антонием, который «Антоний и Клеопатра», т. е., ближайшим помощником, соратником и доверенным лицом Юлия Цезаря?.. Оставим пока этот вопрос без ответа и зададимся другим:

Какое отношение имеет род Колонна к Цесарии, то есть, к Священной Римской империи?

– В Палацо Колонна, в том самом дворце, который подарил своему зятю Маркантонио Первому папа Юлий Второй, есть памятник Маркантонио II (Второму) Колонна (1535–1584), на груди которого красуется двуглавый орел Священной Римской империи (Фото 72). И к тому же, Маркантонио II кавалер Ордена Золотого руна, а это тоже Священная Римская империя, или Цесария.


Фото 72. Памятник Маркантонио II Колонна в Палаццо Колонна. На груди «Маркантонио» двуглавый орел (Священной) Римской империи.

 

В битве при Лепанто 7 октября 1571 года его флагманская галера обеспечила победу Священной лиги над Османской империей. Возвращение Маркантонио в Рим 4 декабря 1571 года было отмечено триумфом на древнеримский манер, а папа Григорий XIII сделал его генерал-капитаном папского флота.

– «Отмечать триумф на древнеримский манер», это не анахронизм, это – Ренессанс, то есть, возрождение культуры и традиций античности. Согласно тем же традициям Римской империи, Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания (Википедия).

– «Империй»?

Импе́рий (лат. imperium, от лат. глагола imperare – командовать) в Древнем Риме – публично-правовое понятие, характеризующее высшую исполнительную власть в римской общине. Империй применялся в военной сфере (militiae) и гражданской (domi). Тот, кому давался империй, мог действовать от имени государства во всех областях общественной жизни (Википедия).

Мы уже почти и подобрались к таким понятиям, как «император» и «империя». Но об этом будет отдельная глава. А сейчас вернемся к теме этой главы.

 

На гербе Карла V Габсбурга (1500–1558), императора Священной Римской империи, есть две колонны:

Фото 73. Герб Карла V Габсбурга.

 

Единственный знатный европейский род, который на гербе имеет колонну, это и, собственно, и есть древний итальянский род Колонна (Фото 74). Излишне даже говорить, что если род Колонна и не имел никакого отношения к гербу Карла Пятого, то колонны на гербе императора СРИ всё равно ассоциировались бы с гербом знатного рода Колонна. Есть еще и другая версия: колоннами, но чаще обелисками, Римская империя обозначала («метила») свои имперские территории. На колоннах Карла V девиз – PLUS ULTRA, что означает «за пределы» – в смысле «всё дальше и дальше границы империи». Одна из таких колонн стоит в египетской Александрии, в той самой, где были наши «Антоний и Клеопатра».

Но Марк Антоний не был императором, возразит дотошный читатель… И не надо ему приписывать Александрийскую колонну «Великого Гнея Помпея» (по одной из версий, но есть и другие версии, кто установил Александрийскую колонну).


Фото 74. Герб знатного итальянского рода Колонна.

 

Антоний происходил из древнего, но лишь недавно возвысившегося плебейского рода. В молодости он проводил время в кругу столичной «золотой молодёжи», чем изрядно подпортил свою репутацию. Завоевал славу талантливого военачальника, сражаясь под началом Габиния в Иудее и Египте, а позднее – под командованием Цезаря в Галльской и гражданской войнах. Марк стал одним из ближайших соратников Цезаря и быстро возвысился под его патронажем.

На Востоке Антоний познакомился с египетской царицей Клеопатрой и влюбился в неё, и впоследствии их отношения стали источником множества романтических легенд.

Есть одно «апокрифическое» свидетельство, что Марк Антоний всё-таки был императором. На гравюре голландского гравера и картографа Питера Ван дер Аа изображены «Антоний Император и Клеопатра Царица»:


Фото 75. Император Антоний и царица Клеопатра. Гравюра Питера Ван дер Аа.

 

Питер ван дер Аа (1659, Лейден – август 1733, Лейден) – голландский издатель и книготорговец, специализировался на переиздании старых карт и атласов (Википедия).

В Риме всего три триумфальные «императорские» колонны – Траяна, Антонина Пия и Марка Аврелия. И все эти три «древнеримские» колонные императоры образуют единую династию Антонинов. А у всех остальных римских императоров, если они были триумфаторами, были только обелиски (не колонны). Самый известный обелиск – Ватиканский – установлен в честь Юлия Цезаря (династия Юлиев-Клавдиев).

 

Не правда ли, слишком много совпадений между родом Колонна, династией Антонинов и Габсбургами:

– по одной из легенд, Габсбурги вели свой род от древнего патрицианского рода Колонна;

– на гербе Карла Пятого Габсбурга есть две колонны, причем не просто колонны, а с коронами (королевской и императорской), которые, без всяких вариантов, ассоциируются с гербом рода Колонна;

– родоначальником династии римских императоров Антонинов (согласно ОИ) был соратник и ближайший помощник Юлия Цезаря Марк Антоний (первый Антоний-Антонин), который на гравюре голландского гравера указан как император. Но официальная история за ним этот титул не признает;

– ближайшим помощником папы Юлия становится Маркантонио I Колонна, за которого папа Юлий II отдает свою племянницу. А в те времена племянниками и племянницами римских пап, за редким исключением, были их же незаконнорожденные дети (у католического духовенства браки запрещены – целибат). Некоторые папы даже официально, то есть, публично, признавали своих непотов (от лат. nepos – «племянник») своими детьми, как это сделал Александр VI Борджиа, предшественник Юлия Второго;

– фамилия рода Колонна означает «колонна» или «столп» (как Александрийский столп в Санкт-Петербурге – «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа»);

– императоры из династии Антонинов (Пий, Траян, Марк Аврелий) в свою честь устанавливают триумфальные колонны, нарушая традицию предыдущих цезарей-императоров устанавливать триумфальные обелиски.

Ну и в качестве иллюстрации к теме «римские триумфальные обелиски и колонны»:

В 1471 году Аристотель Фиораванти [архитектор и строитель Московского Кремля – организатор кирпичного производства в России – А. Т.] был вызван в Рим для перевозки так называемого «обелиска Юлия Цезаря» к собору Петра, но эта работа не состоялась из-за внезапной смерти папы Павла Второго. (Борисов Н. С. «Иван III»).

– Ну а как еще историки могут обозвать обелиск Юлия Цезаря, кроме как «так называемый»?..

Триумфальные колонны Рима

Из трех колонн Антонинов до наших дней сохранилось только две – Траяна и Марка Аврелия. От колонны Антонина Пия остался только пьедестал из белого мрамора с барельефами в «античных тонах».

Колонна Траяна – колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

Выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта, которая находится на колонне по сей день.


Фото 76. Колонна Траяна

 

Колонна Марка Аврелия (лат. Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae, итал. Colonna di Marco Aurelio) – дорическая колонна, расположенная в Риме на названной в её честь Площади колонны (итал. Piazza Colonna). Воздвигнута в память о Маркоманской войне Марка Аврелия, прототипом её послужила колонна Траяна.

Высота колонны составляет 29,6 м, её пьедестала – 10 м. Общая высота монумента составляла 41,95 м, однако 3 метра её основания после реставрации 1589 года оказались ниже поверхности земли. Ствол колонны состоит по разным данным из 27 или 28 блоков карарского мрамора 3,7-метрового диаметра. Как и колонна Траяна, она полая, внутри находится винтовая лестница с 190–200 ступенями, ведущими к вершине, где в древности была установлена скульптура Марка Аврелия. Лестничная клетка освещается через небольшие прорези.

К XVI веку статуя Марка Аврелия была утеряна, в 1589 по указанию папы Сикста V Доменико Фонтана отреставрировал колонну, водрузил на неё скульптуру апостола Павла, а вместо разрушенных рельефов разместил на пьедестале надпись о реставрации, в которой ошибочно назвал монумент колонной Антонина Пия.


Фото 77. Колонна Марка Аврелия

Императоры Траян и Марк Аврелий были язычниками и известными гонителями христиан

Император Траян (98–117) строго воспретил существование тайных обществ, имеющих свои собственные законы, кроме общих государственных. Многие из областных правителей поспешили направить этот закон против христиан и стали их преследовать. Но один из них, именно проконсул Малой Азии Плиний Младший (племянник знаменитого естествоиспытателя), ужаснулся множества обвиняемых в христианстве и обратился к императору за разъяснением, как с ними поступать. Траян решил так: разыскивать христиан не должно, но если кто будет обвинен судебною властию в принадлежностях к христианству, того казнить.

 

Император Марк Аврелий (161–180) ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение. Доселе римское правительство не разыскивало христиан: теперь оно стало их разыскивать, введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить у них отречение от веры. Такими мерами правительства было вызвано буйство черного народа против исповедников святой веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время; бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах городов (История христианской Православной Церкви. Протоиерей Пётр Смирнов).

– Как языческие колонны, возведенные в честь языческих же императоров – гонителей христиан, могли стать основанием для статуй апостолов Петра и Павла – отцов-основателей христианской церкви, современному человеку понять трудно. Даже если бы гонений не было или их явление было преувеличено историками, то всё равно, для современного человека непостижимо, как можно соединить в одном культовом сооружении две разные религии – язычество и христианство?

– Похоже, что колонны Траяна и Марка Аврелия являются самым наглядным свидетельством, что «вера Рима была разделена на 60 различных вер и религий», как это верно подметил папскому посланнику А. Поссевино царь Иван Грозный. А гонения были не на христиан в принципе, ведь христиане-католики признавали все остальные веры и религии, входящие в пантеон Римской религии, а на христиан- протестантов, которые призывали выгнать все остальные религии из лона Римской католической церкви.

Язычество эпохи Возрождения – это не дань моде на всё античное

Дело в том, что владетельные семьи Италии вели свой род от римских богов и героев. Есть даже такая теория – «эвгемеризм», которая объясняет это явление тем, что все боги и герои, например, греческой или римской мифологии, когда-то были обыкновенными людьми и даже историческими персонажами. Но в результате их героизации и мифологизации постепенно превратились в полулюдей-полубогов.

Юлии – знатный патрицианский род в Древнем Риме. Согласно легенде, произошёл от богини Венеры (Википедия).


Фото 78. Фреска Рафаэля на вилле Фарнезина с изображением богов древнеримской мифологии. Вилла названа в честь рода Фанзезе, самым известным из которого был папа Павел III (1534–1549).

 

Для итальянских владетельных семей эпохи Возрождения почитание римских богов не было модой, увлечением или приобщением к великой культуре прошлого. Эпоха итальянского Возрождения – это и есть «античность» без всякого ее «ренессансного» повторения. Трепетное отношение к языческим богам, даже среди римских пап – это была связь со своими мифологизированными патрицианскими предками. А у плебса таких «родственников» не было. И, конечно же, им нужна была другая религия с иной идеологией и иным распределением ролей.

 

В 16 веке под «крышей» РКЦ было «60 вер и религий» (то есть, «много»), и каждая из них служила своим целям и своим слоям населения:

– аристократы поклонялись олимпийским богам – своим праотцам, от которых они вели свой род и свою родовую историю. Потом поклонение перешло в почитание или просто в упоминание:

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных;

– ремесленники возносили молитвы своим «профессиональным» богам. Например, Вулкан (Гефест) был покровителем кузнечного ремесла;

– моряки задабривали богов и божеств морских пучин;

– купцы и ростовщики ходили в синагогу и читали Тору;

– крестьяне и пролетарии имели, точнее, получили сверху веру, соответствующую своему статусу и распределению ролей в обществе: раб божий (субъект веры) – святой отец (посредник между богом и рабом божьим – нравоучитель и толкователь веры) – и Господь Бог (Объект веры и поклонения, Конечный адресат и Получатель молитв и просьб раба божьего). А чтобы раб божий не сильно переживал за свой низкий социальный статус и не пытался бунтовать против несправедливого распределения благ, ему популярно объяснили, что «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25) или «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39).

 

Не только вера, но и языки у всех слоев населения были разными. Высшее общество, бюрократия и интеллигенция говорили между собой на латыни (в западной части Империи).

Еврейские диалекты купцов, ростовщиков и интеллигенции создавались на основе местных народных языков:

– ладино на основе испанского;

– йинглиш на основе английского;

– идиш на основе немецкого;

– иврит на основе арабского;

– джиди на основе персидского;

– йеванский на основе греческого, и так далее по всей Европе и Азии…

И даже в Китае были китайские евреи, так называемые ютай или ютайжэнь) – еврейская этнолингвистическая группа (община), которая на протяжении, по крайней мере, 700 лет была сосредоточена в китайском городе Кайфэн (провинция Хэнань).

Для всякого народа нужна была тонкая, но очень важная прослойка населения, которая управлялась с торговлей, финансами, ремеслами, медициной и прочими интеллектуальными практиками, которые были необходимы и высшим и низшим слоям населения.

Для всякого народа нужна была тонкая, но очень важная прослойка населения, которая управлялась с торговлей, финансами, ремеслами, медициной и прочими интеллектуальными практиками, которые были необходимы и высшим и низшим слоям населения.

Как видим, евреи эпохи Возрождения – это не столько этническая общность (языки у всех разные), это, прежде всего, профессиональное сообщество, сословие, имеющее для своей идентификации близкий, но отличный от местного, язык. То есть, первично было объединение с целью общежития на основе профессиональной деятельности, а язык и религия были уже следствием этого объединения.

 

Ну и самый низший социальный класс, при этом самый массовый, и поэтому не менее важный, чем все остальные социальные слои, это крестьяне – кормильцы всех остальных слоев населения. Крестьяне говорили на своем местном сельском диалекте, который в соседней провинции такие же крестьяне уже понимали с трудом. Именно крестьяне и были главными получателями новой христианской веры, от лица которого говорили на малопонятном латинском (или церковно-славянском) языке Его заместители на Земле.

Религия была и остается важным политическим инструментом управления обществом. В эпоху Возрождения огромные массы крестьян перемещались из деревней в города. Новому классу капиталистов требовались рабочие руки с незамутненными головами старыми общинными представлениями и религиозными суевериями, не согласующиеся с новыми нормами жизни. Человек из деревенской общины, однажды попав в город, навсегда становился личностью, в юридическом смысле этого слова, то есть, субъектом права и обладателем частной собственности. Это накладывало на него новую ответственность, отличную от той, что у него была в деревенской общине, когда за всё отвечала община, а не отдельные ее члены.

Церковь была важнейшим и незаменимым институтом для адаптации человека из деревни в городской среде. При этом Римская католическая церковь понимала, что христианство, продвигаемое протестантами, как исключительная религия, рано или поздно станет основной, а затем и единственной религией Европы.

На мой взгляд, соединение символов христианства с культовыми сооружениями римской аристократии – триумфальными колоннами Траяна и Марка Аврелия – это было обращение к патрицианским родам Рима, Италии и всей католической Европы, что наступают новые времена, и что христианство должно подняться от самых низов к самой верхушке общества. Но это также было и обращение к плебсу, к коренному народу, что их символы веры установлены выше символов родовой аристократии (чего только не сделаешь, ради стабильности в обществе).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.043 с.)