Донецкой Народной Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой Народной Республики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ».

КАФЕДРА ГРАДАНСКОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

по учебной дисциплине

 

«ТРУДОВОЕ ПРАВО»

 

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

 

Профиль (программа: Бакалавриат): Гражданско-правовой / Финансово-правовой / Международно-правовой

 

 

Донецк - 2020 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ».

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА

 

П. Д. Проскуряков

 

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Методические рекомендации

для проведения практических занятий

обучающихся по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

(профиль: Гражданско-правовой / Финансово-правовой / Международно-правовой)

образовательной программы высшего профессионального образования Бакалавриат

очной и заочной форм обучения

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры предпринимательского и трудового права Протокол от ___ _______ 20___ года №___
ОДОБРЕНО Учебно-методическим советом Академии Протокол от ___ _______ 20___ года №___  

Донецк - 2020 г.

УДК 65.01(076.5)

  (БИБЛИОТЕКА)

 

Проскуряков П. Д.   Трудовое право: методические рекомендации для проведения практических занятий обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профиль Гражданско-правовой / Финансово-правовой / Международно-правовой образовательной программы высшего профессионального образования Бакалавриат очной и заочной форм обучения / П.Д. Проскуряков; ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия». – Донецк: ГОУ ВПО «ДЮА», 2020. – 53 с.

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль: Гражданско-правовой / Финансово-правовой / Международно-правовой) образовательной программы высшего профессионального образования Бакалавриат очной и заочной форм обучения.

В рекомендациях представлены методические материалы для проведения практических занятий по дисциплине «Трудовое право».

Цель рекомендаций – обучение практическим навыкам по дисциплине, а также использованию полученных теоретических знаний на практических занятиях. Рекомендации содержат комплекс практических задач и конкретных ситуаций для развития практических навыков в области трудовых правоотношений.

Рекомендации адресованы также аспирантам и преподавателям, интересующимся проблемами развития трудового права и трудовых правоотношений.

 

Рецензенты:

И.П. Подмаркова, к. э. н, доцент

И.А. Педерсен, к. э. н, доцент

 

 

© П. Д. Проскуряков, 2020

© ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», 2020


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 5
Программа учебной дисциплины………………………………………… 7
Тема 1.1. Понятие, предмет, метод и система трудового права. 11
Тема 1.2. Принципы трудового права. 12
Тема 1.3. Источники трудового права. 14
Тема 1.4. Субъекты трудового права. 17
Тема 2.1. Права профсоюзов и объединений работодателей в сфере труда. 19
Тема 2.2.Правоотношения в сфере трудового права. 20
Тема 2.3. Социальное партнерство в сфере труда. 22
Тема 2.4. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. 25
Тема 3.1. Трудовой договор. Защита персональных данных работника. 27
Тема 3.2. Рабочее время. Время отдыха. 30
Тема 3.3. Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации. 33
Тема 3.4. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. 35
Тема 4.1. Охрана труда. 38
Тема 4.2. Материальная ответственность сторон трудового договора. 39
Тема 4.3. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. 41
Тема 4.4. Защита трудовых прав и свобод. 43
Тема 4.5. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и разрешения. 45
Тема 4.6. Понятие и значение международно-правового регулирования труда. Субъекты, источники и принципы международно-правового регулирования труда. Конвенции и рекомендации МОТ о труде и их классификация. 48
Используемая и рекомендуемая литература……………………………….. 50

 


ВВЕДЕНИЕ

Рекомендации предназначены для проведения практических занятий с обучающимися по дисциплине «Трудовое право».

Основной целью изучения дисциплины «Трудовое право» является: формирование глубоких знаний о возникновении, изменении и прекращении трудовых правоотношений, требующихся при осуществлении профессиональной деятельности.

Данная дисциплина изучается бакалаврами по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль: Гражданско-правовой / Финансово-правовой / Международно-правовой).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:

общекультурными компетенциями:  

 ̶ способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

̶ способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

общепрофессиональными компетенциями:

– владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

̶ способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7);

профессиональными компетенциями:

– способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9);

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

знать:

- место трудового права в общей системе права;

- основные источники трудового права;

- понятия и виды трудовых правоотношений;

- общие положения о трудовых договорах;

- особенности заключения некоторых видов трудовых договоров;

- средства защиты прав и интересов субъектов трудовых правоотношений;

уметь:

- ориентироваться в системе нормативных актов, которыми регулируются трудовые правоотношения;

- видеть разграничение видов трудовых правоотношений;

- использовать соответствующие нормативные акты, которыми определяется правовое положение субъектов трудового права, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок применения юридической ответственности и способов защиты прав и законных интересов субъектов трудовых правоотношений;

- определять пути преодоления кризисных и нестандартных ситуаций в деятельности субъектов трудового права, действуют в различных отраслях народного хозяйства.

владеть:

- необходимой терминологией;

- практикой применения трудового законодательства судами, прокуратурой, другими государственными органами.

В связи с этим основными задачами практической работы обучающихся, «Трудовое право», являются - научить обучающихся понимать смысл законов и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям, касающимся трудовых отношений и иных непосредственно связанных с трудовыми отношений.

При проведении практических занятий по дисциплине «Трудовое право» используются различные подходы, целью которых является: развитие исследовательских способностей, умение работать с источниками, литературой, а также ясно, четко, логично и выразительно доводить свои мысли до слушателей.

При оценке работы обучающихся на практических занятиях используются следующие критерии: наличие теоретических знаний по теме практических занятий; правильность понимания основных понятий и положений; умение мыслить самостоятельно.

При реализации дисциплины «Трудовое право» каждая тема предполагает не только обсуждение основных вопросов в ходе практических занятий, но и разбор конкретных производственных ситуаций.

Представленный в методических рекомендациях материал структурирован по всем темам дисциплины «Трудовое право», которые последовательно раскрывают его содержание.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Вопросы для рассмотрения.

1. Понятие трудового права как самостоятельной отрасли права, определение трудового права как науки и как учебной дисциплины.

2. Историческая предпосылка возникновения трудового права.

3.  Определение предмета трудового права, понятие отношений, предшествующих трудовым.

4. Понятие метода правового регулирования трудовых правоотношений, методы трудового права ДНР.

5. Императивные и диспозитивные методы.

6. Трудовое право в общей системе права.

7. Отграничение трудового права и взаимодействие с конституционным, гражданским, административным и другими отраслями права.

 

Содержание и формы практического занятия.

1. Входной контроль;

2. Контрольная работа;

3. Реферат.

 

Реферат

Реферат по дисциплине «Трудовое право» выполняется по темам, которые должны отразить содержание отдельных разделов дисциплины, с углубленным анализом поставленных задач. Обязательным разделом для всех тем реферата является описание и предварительный анализ хозяйственной ситуации на основе конкретных данных о выбранном объекте исследования. Сопоставив теоретическую базу и методический инструментарий, со сведениями, содержащимися в описании объекта, обучающийся должен предложить решение заданной проблемы, с широким использованием графического иллюстративного материала и приложением рекомендации для повышения эффективности работы организации.

Трудоемкость реферата 15-20 страниц машинописного текста, включая таблицы, графики, диаграммы, а также описанием программного обеспечения, используемого для расчетов.


Тематика рефератов

1. Характеристика функций трудового права.

2. Система трудового права как науки; отрасли права; как учебная дисциплина.

3. Соотношение трудового права с другими отраслями права: какие это отрасли и в чем заключаются эти связи.

4. Исторические предпосылки возникновения трудового права.

5. Взаимосвязь трудового права с другими отраслями права.

Контрольная работа

1. Понятие трудового права как самостоятельной отрасли права, определение трудового права как науки и как учебной дисциплины. Историческая предпосылка возникновения трудового права. Определение предмета трудового права, понятие отношений, предшествующих трудовым.

2. Понятие метода правового регулирования трудовых правоотношений, методы трудового права ДНР. Императивные и диспозитивные методы. Трудовое право в общей системе права. Отграничение трудового права и взаимодействие с конституционным, гражданским, административным и другими отраслями права.

3. Практическое задание: Карпова С.В. утраивается на работу продавцом к индивидуальному предпринимателю Сомовой Е.М. Как может быть решен вопрос о сроке трудового договора? Составьте трудовой договор.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Вопросы для рассмотрения.

1. Определение принципов отрасли права.

2. Определение каждого принципа, его сущность, значение, научное обоснование, законодательное закрепление.

3. Принцип ограничения правового регулирования отношений наемного труда: сущность и правовое значение.

4. Принцип оптимального сочетания централизованного и локального правового регулирования: сущность и правовое значение.

5. Принцип социального партнерства и договорного установления условий труда: сущность и правовое значение.

6. Принцип единства правового регулирования трудовых отношений: сущность и правовое значение.

7. Принцип возникновения незаконных условий договоров о труде, ухудшающие правовое положение работников: сущность и правовое значение.

Содержание и формы практического занятия.

1. Реферат;

2. Задачи.

 

Реферат

Тематика рефератов

1. Принцип единства и диференции правового регулирования трудовых правоотношений: его практическое применение.

2. Принцип социального партнерства и договорного установления условий труда: сущность значение; привести примеры, законодательное закрепление.

3. Принцип незаконных условий договоров о труде, ухудшающие правовое положение работников: сущность, значение, правовое закрепление.

Задачи

Задача №1

Шустицкая поступила на работу домашней работницей в семье музыкантов Рудкин. Во время эпидемии гриппа Шустицкая заболела, и, чтобы от нее никто не заболел из семьи Рудкина, во время болезни находилась у родственников. После окончания болезни Шустицкая обратилась с просьбой к Рудкина выплатить ей заработок за время болезни, предъявив при этом больничный листок. Рудкин от выплаты заработной платы отказался, сославшись на то, что заработок выплачивается за работу, а Шустицкая во время болезни не работала. Шустицкая обратилась в юридическую консультацию областного совета профсоюзов с просьбой разъяснить, является ее работа в Рудкина трудовым договором, должен быть оплаченным период ее болезни и кто это должен сделать. Дайте ответ.

 

Задача №.2

Мастер Старков поставил группу работников на работу, что угрожала их здоровью. Старший инспектор Комитета по надзору за охраной труда, установив факт выполнения работы работниками в условиях, которые угрожали их здоровью, притащил Старкова к административной ответственности, наложив на него штраф. Директор завода в свою очередь отреагировал на нарушение Старковым правил по технике безопасности тем, что объявил ему выговор.

Старков признал факт угрозы здоровью работающих, согласился с взысканием, наложенным директором как уполномоченным собственником на управление органом, с которым он находится в трудовых отношениях. Но считает, что поскольку с государственным органом по охране труда он в договорных отношениях не состоит, никаких обязанностей в отношении этого органа он не принимал, то соответственно этот орган не вправе вмешиваться в его договорные отношения.

Какие отношения возникли между их участниками?

Отраслью права они должны регулироваться?

 

Задача №3

Электросварщик Бабич при выполнении сварочных работ допустил нарушения правил противопожарной безопасности в результате чего возник пожар, которым предприятию нанесен ущерб на сумму около 3 тысяч грн.

Директор завода за совершение пожара наложил на Бабича дисциплинарное взыскание – объявил выговор в обязал юрисконсульта Халандача предъявить иск о взыскании с Бабича причиненного предприятию ущерба.

Пожарная инспекция района за нарушение правил пожарной безопасности привлекла Бабича к административной ответственности – наложили штраф.

Бабич соглашается с тем, что директор как представитель стороны трудового договора, с которым он находится в трудовых правоотношениях, может привлечь его к дисциплинарной или к материальной ответственности. Что же до пожарной инспекции, то с этой организацией он в правовых отношениях не состоит, поэтому она после привлечения его к дисциплинарной ответственности налагать еще одно взыскание не вправе. При этом Бабич ссылается на статью 61 Конституции Украины как закон прямого действия, предусматривающей, что «никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение».

Какой совет Вы дали бы Бабичу, если бы он обратился к Вам за консультацией.

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Вопросы для рассмотрения.

1. Понятие источника трудового права.

2. Признаки источников трудового права.

3. Определение критериев классификации источников трудового права.

4. Акты договорного и локального характера как источники трудового права: понятие и характеристика.

5. Роль локального нормотворчества в трудовом праве.

6. Определение нормативных договоров как источников трудового права, характеристика, классификация каждого вида.

7. Локальная норма в трудовом праве: понятие и роль в регулировании трудовых отношений.

8. Акты судебной власти как источники трудового права: их характеристика. Роль актов судебной власти в регулировании трудовых правоотношений.

 

Содержание и формы практического занятия.

1. Реферат;

2. Задачи.

 

Реферат

Тематика рефератов

1. Акты судебной власти как одна из форм трудового права: нормативное толкование.

2. Акты договорного и локального характера в сфере трудового права. 

3. Акты судебной власти как одна из форм трудового права.

 

Задачи

Задача №1

Частью 3 статьи 32 Кзот Украины, допускается изменение существенных условий труда работников в связи с изменениями в организации производства и труда при продолжении работы за той же специальностью, квалификацией или должностью. О таком изменении существенных условий труда работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца. Частью 3 статьи 86 этого же Кодекса предусмотрено, что при внедрении новых и изменении действующих норм труда собственник или уполномоченный им орган уведомляет работников не позднее чем за один месяц до их введения.

Не усматриваете ли Вы противоречия между этими статьями Кодекса законов о труде? Если видите, то какая из этих норм должна быть применена? Что такое общие и специальные нормы?

 

Задача №2

На коллективном заводе безалкогольных напитков с учетом особенностей местных условий были разработаны правила внутреннего распорядка. Сначала проект правил был обсужден в структурных подразделениях завода: в заводоуправлении, отделах, цехах. После такого обсуждения директор завода и председатель профсоюзного комитета подписали правила и с момента подписи ввели 'их в действие.

Правомерны ли действия директора и председателя профкома? Кто и в каком порядке утверждает правила внутреннего трудового распорядка? Что такое локальная норма и каковы ее признаки?

 

Задача №3

Правилами внутреннего трудового распорядка установлено, что рабочий день начинается в 9 часов. Директор фабрики на смену правил обязательствами связал трех мастеров выходить на работу на час раньше начала рабочего дня с тем, чтобы проконтролировать подготовку предприятия к началу работы. Этим же приказом отмечалось, что они могут на час раньше заканчивать свой рабочий день.

Один из мастеров – Липовенко – не согласился с таким изменением режима рабочего времени, сославшись на то, что раньше мастера заканчивать работу не могут, поэтому этим приказом директора увеличено на час их рабочий день.

Имеет ли правовую силу такой приказ директора? Есть приказ источником трудового права?

 

Задача №4

Геолог Новак работал в об единении «Тюменьгеологрозвидка» на протяжении нескольких лет на постоянной работе. В связи с состоянием здоровья и предписанию врачей сменить климат, переехал к родителям в Черкасскую область, восстановил гражданство Украины и обратился в местный суд с иском к объединению «Тюменьгеологрозвидка» о взыскании зарплаты в связи с задержкой расчета при его увольнении с работы.

Судья отказал Новаку в принятии заявления, сославшись на то, что трудовые отношения происходили на территории другого государства, поэтому спор должен рассматриваться судом этого государства.

Новак настаивал на рассмотрении дела судом по месту своего жительства, ссылаясь на то, что согласно процессуального законодательства и России, и Украины трудовые споры могут рассматриваться судами по месту жительства истца.

Какой закон должен применяться в данном случае?

 

Задача №5

При увольнении работника с работы по своей инициативе собственник или уполномоченный им орган обязательствам обязан получить предварительное согласие профсоюзного комитета. Если расторжение трудового договора произведено собственником без обращения в профсоюзный орган, а работник оспаривает правильность увольнения в судебном порядке, суд в соответствии со ст. 43 Кзот Украины приостанавливает производство по делу, запрашивает согласие профсоюзного органа и после его получения или отказа профсоюзного органа в даче согласия на увольнение работника рассматривает спор по сути.

Пленум Верховного Суда Украины в пункте 15 постановления №9 от 6 ноября 1992 г. «О практике рассмотрения судами трудовых споров» указал, что «отказ профсоюзного органа в согласии на увольнение является основанием для восстановления на работе».

Не изменяет ли это разъяснение Пленума Верховного Суда Украины нормы, которые помещаются в ст. 43 Кзот Украины?

Относятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины к источникам трудового права?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Вопросы для рассмотрения.

1. Субъекты трудовых правоотношений: их понятие, классификация.

2. Характеристика «главных» и «второстепенных» субъектов.

3. Работодатели как субъекты трудовых правоотношений: понятие, классификация и характеристика критериев правосубъектности.


Содержание и формы практического занятия.

1. Реферат;

2. Задачи.

 

Реферат

Тематика рефератов

1. Работодатели как субъекты трудовых правоотношений.

2. Правовое положение работников в трудовых правоотношениях.

Задачи

Задача №1

Воронов работал водителем в научно-исследовательским институте и по поручению директора уехал в командировку в другую область, где допустил аварию, в результате которой была повреждена автомашина. Стоимость ее ремонта составила 30 000 грн. На эту сумму институт поступил иск к Воронову. Суд иск удовлетворил полностью на основании Гражданского кодекса Украины. Воронов обжаловал это решение в суд. В суде он ссылался на тяжелые условия поездки по бездорожью и просил уменьшить сумму взыскания, учитывая также его материальное положение.

Подлежит ли жалоба удовлетворению? Какие отношения возникли в данном случае? Почему Вы так считаете?

 

Задача №2

Ткаченко был исключен из членов строительного кооператива за неоднократные прогулы. Не оспаривая исключение, он обратился с требованием о выплате за работу в сверхурочное время, поскольку на протяжении последних десяти месяцев он работал по десять часов в сутки с одним выходным днем в неделю. Председатель кооператива ему пояснил, что согласно Правилам внутреннего распорядка, принятым общим собранием членов кооператива, в рабочее время в кооперативе составляет 60 часов в неделю. Поэтому требования Ткаченко безосновательны.

Подлежат ли требования Ткаченко удовлетворению? Мотивируйте ответ.

 

Задача №3

 

Между гражданами Семеновым и Данилюком была заключена сделка, согласно которой Семенов обязался из материалов Данилюка построить садовый дом, а Данилюк - оплатить эту работу. Во время выполнения работы Семенова были искалечены и ему установили II группу инвалидности. Он обратился к Данилюка с требованием о возмещении ущерба в размере утраченного заработка и моральный вред в размере 50000 руб. После отказа в этом, он обратился с иском в суд.

Подлежат ли требования Семенова удовлетворению? Почему?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Вопросы для рассмотрения.

1. Правовой статус работника и работодателя.

2. Концепция юридического себе, как субъектов трудовых правоотношений.

3. Правовое положение профсоюзов в трудовых правоотношениях.

4. Классификация прав и функции профсоюзов.

Содержание и формы практического занятия.

1. Реферат;

2. Задачи.

 

Реферат

Тематика рефератов

 

1. Правовой статус участников трудовых правоотношений.

2. Правовое положение профсоюзов в трудовых правоотношениях.

3. Классификация прав и функции профсоюзов.

Задачи

Задача №1

При переговорах с директором предприятия “Укрхимфарм” было договорено, что Мащенко принимается на работу через 15 дней с тем, чтобы он мог уволиться с предыдущей работы. Мащенко тут же написал заявление, на котором директор наложил резолюцию «Отдел кадров. До приказа».

Когда Мащенко в оговоренный день вышел на работу, оказалось, что приказ о приеме его на работу не издавался и потребностей в его труда предприятие не имеет.

Возникли между Мащенко и предприятием “Укрхимфарм” трудовые отношения? Как Мащенко может защитить свои права?

 

Задача №2

Кукушка 15 августа договорился о работе бухгалтером фирмы “Симплекс” и 16 августа был издан приказ о приеме его на работу с 1 сентября. Когда 1 сентября Зозуля пришел на работу, его до работы не допустили, сославшись на то, что объем работы уменьшился и потребности в его услугах фирма нет.

Возникли между Кукушкой и фирмой “Симплекс” трудовые отношения? Как Зозуля может защитить свои права?

 

Задача №3

Несовершеннолетний Корольков, которому исполнилось 16 лет, обратился в отдел кадров строительного управления с просьбой принять его на летний период на работу. Начальник отдела кадров ответил Королькову, что вопрос о принятии его на работу может быть решен тогда, когда он получит паспорт.

Корольков получил паспорт и снова обратился в отдел кадров. Начальник отдела кадров предложил Королькову прийти на следующий день с одним из родителей. Когда на следующий день пришла мать Королькова, начальник отдела кадров начал требовать от нее заявления, что в случае несчастного случая с Корольковый она не будет иметь претензий к строительного управления

Какие права по вступлению в трудовые отношения имеют несовершеннолетние?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Вопросы для рассмотрения.

1. Понятие трудовых правоотношений.

2. Определение структуры трудовых правоотношений.

3. Понятие индивидуально-трудовых правоотношений.

4. Определение служебно-трудовых правоотношений, и их сферы существования.

5. Критерии классификации участников трудовых правоотношений.

 

Содержание и формы практического занятия.

1. Реферат;

2. Задачи.

 

Реферат

Тематика рефератов

 

1. Правовой статус участников трудовых правоотношений.

2. Индивидуально-трудовые отношения.

3. Классификация участников трудовых правоотношений.

Задачи

Задача №1

Соколенко был принят на работу в агрофирму строителем. Фактически он использовался в копании колодцев, как для фирмы, так и для сторонних организаций. В мае был заключен договор, по которому Соколенко обязывался выкопать колодец в селе Подворки, а агрофирма доставить необходимые материалы, а сельский совет – оплатить стоимость материала агрофирме и оплатить работу Соколенко.

15 июля во время рытья колодца, с Соколенко случился несчастный случай в результате которого он получил повреждения здоровья и был признан инвалидом II группы. От уплаты пособия по временной нетрудоспособности и возмещения ущерба в связи с повреждением здоровья агрофирма отказалась, потому что эту работу Соколенко выполнял не в порядке выполнения трудовых обязанностей, а по договору подряда.

Подлежат ли требования Соколенко удовлетворению? Почему?

 

Задача №2

Заведующий хозяйственным отделом больницы Гилько пригласил двух плотников на временную работу по ремонту окон и дверей больницы. Когда плотники закончили работу, они узнали, что Гилько не имел права принимать их на работу, а штатным расписанием больницы плотники не предусмотрены. В связи с этим они обратились в местный суд с иском к Гилько о взыскании заработной платы.

Возникли ли в данном случае трудовые правоотношения, а если возникли, то кто является сторонами правоотношений?

Несет ли ответственность предприятие и учреждение за действия должностных лиц, которые заключили договор от его имени?

 

Задача №3

Пидгорбунская, которая работала внештатным страховым агентом инспекции госстраха, была уволена с работы по согласованию с профсоюзным комитетом за нарушение трудовой дисциплины, систематическое непредставление бухгалтерской отчетности и потерю квитанционной книжки.

Считая увольнение неправильным, Пидгорбунская обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Какие отношения существовали между сторонами спора? Имеет ли место в данном случае между сторонами трудовой договор?

 

Задача №4

На заводе с пенсионеров, которые проработали на предприятии более 10 лет, был создан совет рабочей достоинства. С целью популяризации работы этого совета директор завода издал приказ, в котором обязал отдел кадров оформлять прием на работу и увольнение только с согласия совета рабочей чести.

Каков порядок принятия на работу устанавливает закон? Дайте оценку приказу директора завода.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Вопросы для рассмотрения.

1. Общая характеристика занятости.

2. Понятие занятости и правовой статус безработного.

3. Характеристика законодательства о занятости населения.

4. Проблемы реализации правовых гарантий обеспечения занятости при трудоустройстве отдельных категорий граждан.

5. Понятие трудоустройства.

6. Особенности трудоустройства инвалидов, молодежи.


Содержание и формы практического занятия.

1. Реферат;

2. Задачи.

 

Реферат

Тематика рефератов

 

1. Понятие социального партнерства, его цель и форма.

2. Коллективные соглашения и их значение в регулировании трудовых отношений.

3. Коллективный договор его стороны и содержание.

Задачи

Задача №1

Коллективным договором совместного канадско-украинского предприятия предусмотрено принятие на работу всех работающих только в форме заключения “мега-контракта”. Этот контракт предусматривал во всех случаях полную материальную ответственность работников за причиненный предприятию ущерб, перевод в порядке дисциплинарного взыскания работников на срок до трех месяцев, возможность прекращения контракта при разглашении коммерческой тайны или “отсутствия улыбки на лице сотрудника при общении с клиентами фирмы, которые приехали из Канады или США”.

Правомерно ли включение в содержание контракта таких положений?

Какие правовые последствия заключения такого контракта с работником?

Какие принципы трудового права следует положить в основу правовой оценки данных обстоятельств?

Можно ли отождествлять понятия “принципы права” и “основные субъективные трудовые права и обязанности”? Почему? Аргументируйте ответы теоретическими выкладками и ссылками на предписания законодательства.

 

Задача №2

Инженера Потапова был избран трудовым коллективом в состав совета трудового коллектива предприятия "Колос". В процессе осуществления своих полномочий как член РТК Потапов неоднократно критиковал директора предприятия за неэффективный менеджмент, невыполнение условий коллективного договора, задержку выплаты заработной платы.

По условиям коллективного договора членам совета предприятия предоставлялось 4 часа в неделю, свободных от работы, для выполнения общественных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет прибыли предприятия. Конкретного графика освобождении от исполнения трудовых обязанностей составлено не было.

Потапов, используя это свободное время, отправился в прокуратуру, где подал жалобу на директора предприятия. При этом он отсутствовал на рабочем месте 4 часа. На следующий день директор издал приказ об увольнении Потапова за прогул. По согласию профкома директор не обращался, полагая, что Потапов является выборным работником трудового коллектива, а не профсоюзы, а трудовой коллектив по закону не имеет права решать этот вопрос.

Потапов отказался получать расчет и трудовую книжку и подал в суд иск о восстановлении на работе.

Какие принципы трудового права должны быть положены в основу правового анализа обстоятельств дела?

В каких нормах права, эти принципы нашли свое нормативное воплощение?

Каким должно быть решение суда? Почему? Аргументируйте ответы ссылками на предписания действующего законодательства.

 

Задача №3

Приказом по торговой базе Зайченко была принята на работу кладовщиком с двухмесячным испытательным сроком и с условием, что она лишается права обращаться в суд в случае нарушения ее прав и будет решать все разногласия исключительно путем устных переговоров с директором.

Через семь недель она была уволена с работы как не выдержавшая испытание через то, что не разбиралась в ассортименте товаров, допускала ошибки при оформлении документов.

Зайченко, вопреки трудовому договору, обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, где указала, что она является: 1) матерью-одиночкой и имеет ребенка в возрасте 13 лет; 2) на данный момент стала беременной; 3) испытания ей вообще установили незаконно, а потому ее не могли уволить.

Какие принципы трудового права должны быть положены в основу правового анализа обстоятельств дела?

В каких нормах права, эти принципы нашли свое нормативное воплощение?

Подлежит ли ее иск удовлетворению? Почему? Аргументируйте ответы ссылками на предписания действующего законодательства.

 

Задача №4

Пащенко заключил контракт о принятии на работу слесарем-наладчиком, в котором сторонами было предусмотрено, что он обязывался в случае необхо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.189 с.)