Тема 3. Регуляторные психические процессы: внимание, Эмоции, воля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Регуляторные психические процессы: внимание, Эмоции, воля



 

Тема 3.1. Внимание

Опорный конспект

Внимание – это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается как психический процесс, не являющийся самостоятельной формой отражения, а как организующий другие формы отражения (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции), в результате которого что-то сажается в сознании более отчетливо, а другое – менее отчетливо. Соответственно тем процессам, где реализуется внимание, можно выделить:

а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.); б) двигательное внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции; в) эмоциональное внимание, привлекаемое эмоционально-значимыми стимулами (следует отметить особые закономерности протекания этой формы внимания, ее тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации, т.е. процессами импритинга); г) интеллектуальное внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности (внимание к предмету обдумывания, к интеллектуальным операциям, с помощью которых реализуется сам процесс мышления).

Основная функция внимания состоит в отборе значимых для человека воздействий и игнорировании (торможении) несущественных, побочных воздействий. Другая важная функция внимания – это удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. Третья существенная функция внимания – регуляция и контроль протекания деятельности.

Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, в движениях. Поза обычно характеризуется торможением движений, направленностью органов чувств на объект, а при сосредоточенности на своих мыслях происходит разведение осей глаз – «отсутствующий взор».

Противоположностью внимания является рассеянность, то есть состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым.

Виды внимания. Выделяются три вида внимания: 1) непроизвольное (пассивное) – самое простое и генетически исходное; представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; 2) произвольное (активное) – обусловлено постановкой сознательной цели, требует волевых усилий; 3) послепроизвольное – возникает спонтанно на фоне произвольного внимания, когда для его поддержания уже не требуются усилия воли. Имеет место тогда, когда человек увлекается какой-либо работой, занятием.

Свойства внимания. Активное внимание характеризуется различными качественными проявлениям, свойствами. Основными из них являются объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределяемость и отвлекаемость. Преимущественное поражение отдельных качеств или их совокупности характеризует различные виды патологии внимания.

Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Иными словами, объем внимания связан с числом одновременно отражаемых в сознании объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв, цифр, фигурок и пр.) в интервале времени 0,07-0,1 сек. объем внимания у взрослого человека равен 5-7, в среднем 7 элементов, с кратковременным запоминанием. У младших школьников он весьма ограничен и с возрастом увеличивается. Увеличить объем внимания можно и с помощью специальных упражнений.

Концентрация внимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений, переживаний, мыслей. Поглощенность объектами сосредоточения делает человека высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей или дел, в которые он погружен, он не замечает шума и других отвлекающих раздражителей.

Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения концентрированного внимания. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании объекта внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин – значимости дела, интереса к нему, навыков и т.п.

Переключаемость внимания характеризуется быстротой произвольного перехода внимания на новый объект или от одного действия к другому при сохранении высокой степени концентрации на нем. Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Эффективность переключения зависит от особенностей объектов внимания значимости работы или интереса к ней, а также от индивидуально-типологических особенностей подвижности нервных процессов. Слишком частое переключение (впрочем, как и однообразная, требующая длительного сосредоточения внимания работа) может приводить к быстрому утомлению. Возможно повышение показателей переключения путем специальных упражнений.

Распределяемость внимания определяется возможностью выполнения двух и более действий одновременно с рассосредоточением внимания между ними. Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от однородности или разнородности совмещаемых видов деятельности, их сложности, степени их привычности. Труднее совмещать два вида умственной деятельности и более эффективное распределение внимания при одновременном выполнении моторной и умственной деятельности.

Отвлекаемость внимания связана с непроизвольными колебаниями его уровня. Непроизвольные флюктуации внимания особенно хорошо заметны при сосредоточении на раздражителях пороговой силы. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышимому тиканью механических часов мы то слышим звук более отчетливо, то менее отчетливо. Колебания внимания легко прослеживаются и при восприятии конкурирующих (двойственных) изображений. Такие непроизвольные флюктуации внимания при восприятии простых объектов длятся не более 2-3 сек. (максимум – 12 сек.) Их рассматривают как колебательный процесс, связанный с самонастройкой сенсорных систем, обеспечивающих регулирование их «пропускной способности».

Внимание и мозг (нейропсихология внимания). Еще недавно считалось, что внимание не связано специально с какими-то определенными структурами мозга и что его нарушения (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации, повышенной истощаемости, резких колебаний и т.д.) свойственны любому больному человеку независимо от локализации поражения мозга. Однако нейропсихологические исследования последних лет доказали, что эта точка зрения несправедлива и что существуют два самостоятельных типа нарушений внимания.

Модально-неспецифические нарушения внимания распространяются на все виды внимания. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности (зрительных, слуховых, тактильных и др.), нарушения внимания проявляются в любой психической деятельности.

При поражении нижних, глубинных отделов неспецифических структур мозга (уровень продолговатого мозга и среднего мозга) больше страдает непроизвольное внимание. Таким больным легче сосредоточиться на каком-либо задании при повышенной заинтересованности в результатах его выполнения. Так, обращение к профессиональному интересу или к мотивационной основе действий улучшает результаты. Важнейшей характеристикой этого уровня поражения является возможность компенсации нарушений внимания посредством обращения к высшим смысловым категориям, например, с помощью сопровождения действий громкой речью – способа, усиливающего речевую регуляцию деятельности.

Следующий уровень поражения неспецифических структур – уровень диэнцефалъных отделов мозга и лимбической системы. Здесь нарушения внимания, как правило, проявляются в существенно более грубых формах. Такие больные вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности или их внимание крайне неустойчиво. Эти трудности проявляются и при выполнении двигательных актов, и при решении арифметических задач, и при выполнении вербальных заданий. Попытки поднять уровень активности этих больных, как правило, не дают стойкого результата. Компенсация или отсутствует, или длится очень недолго.

Третий уровень поражения неспецифических срединных структур мозга – это уровень медиобазальных отделов лобных и височных долей. При поражении этих верхних, корковых отделов неспецифической системы мозга больше страдает произвольное внимание, а непроизвольное даже усиливается. Это «лобные» (или «лобно-височные») больные, которые характеризуются «полевым» поведением. Они чрезвычайно реактивны на все стимулы, как будто бы замечают все, что происходит вокруг них (оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры, которые ведут между собой соседи, и т.д.), но это бесконтрольная реактивность, отражающая растормаживание элементарных форм ориентировочной деятельности. Такие больные не могут по словесной инструкции переводить взор (направо, налево и т.д.). Однако они переводят его вслед за реальным движущимся зрительным объектом. Этот симптом, получивший в клинике название «психического паралича взора», отражает крайнюю степень нарушения произвольных форм контроля за собственными действиями и патологическое усиление пассивных непосредственных («полевых») форм регуляции.

Модально-специфические нарушения внимания проявляются только в зрительной, слуховой, тактильной или двигательной сферах. При этом больной игнорирует (не замечает) один из двух одновременно предъявляемых с разных сторон стимулов, хотя их раздельное опознание не нарушено. Такие нарушения внимания обычно возникают при локальной патологии корковых отделов анализаторных систем чаще правого полушария мозга.

Методы исследования внимания. Существует большое количество методик исследования активного внимания, дающих возможность оценить состояние его объема, устойчивости, интенсивности и переключаемости. Все методы для изучения внимания можно подразделить на прямые и косвенные.

Прямой метод определения объема внимания предусматривает предъявление материала (например, слов, букв, изображений предметов) в короткие промежутки времени с помощью тахистоскопа с последующим подсчетом замеченного испытуемым.

Косвенные методы определения объема внимания, как и других его свойств, являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости. Медицинским психологом обычно используется методика отыскивания чисел по таблицам Шульте. Для изучения избирательности восприятия при внимании обычно используется методика немецкого психолога Хуго Мюнстерберга. Это буквенный текст, где нужно как можно быстрее (норматив – две минуты) подчеркнуть скрытые в нем 25 слов. Регистрируются также и ошибки – пропущенные и неправильно выделенные слова.

В повседневной клинической практике чаще всего используются предложенные еще Э. Крепелиным устный последовательный счет, счет однородных предметов в уме, вычитание от 100 (или 200) по 7, 13, 17, а также опрос больных о возможности сосредоточения, о типичных ошибках, допускаемых в работе, об условиях этому способствующих. Важно наблюдение за больными в процессе беседы.

Психопатология внимания

 

Временные нарушения внимания типичны при утомлении или влиянии сильных эмоций. Достаточно устойчивое сохранение отклоняющего от нормы определенного соотношения основных характеристик внимания, приводящее к невнимательности, может быть как личностно-возрастной особенностью человека, так и следствием различных заболеваний.

Повышенная непроизвольная переключаемость внимания с низкими возможностями концентрации свойственна детям дошкольного возраста, но может возникать и у взрослых на фоне астении при различных заболеваниях или при переутомлении.

Повышенная концентрация на своих мыслях с трудностями переключения на другие виды деятельности свойственна некоторым лицам умственного труда, но подобные свойства внимания встречаются и у больных с навязчивыми и сверхценными идеями.

Слабость концентрации внимания, сочетающаяся с трудностями переключения, типична, например, для хронического кислородного голодания мозга при церебральном атеросклерозе у пожилых людей, но может также возникать и у здоровых лиц при утомлении.

Все разнообразие ослабления внимания в патологии объединяют термином «гипопрозексия». Напротив, при гиперпрозексии внимание крайне усиливается: происходит своеобразное «прилипание» внимания к определенным мыслям или представлениям, причем больные могут это даже осознавать (повышенная избирательность внимания). Искажения внимания (парапрозексия) бывают иногда и у здоровых людей, когда ожидание какого-либо события в условиях нервного напряжения становится тормозом для адекватного отражения этого события в сознании.

 

ВНИМАНИЕ

Количественные нарушения

Качественные нарушения
СНИЖЕНИЕ гипопрозексия ОТСУТСТВИЕ апрозексия гиперметамморфоз УСИЛЕНИЕ гиперпрозексия ИСКАЖЕНИЕ парапрозексия
       

Терминология

Гипопрозексия — нарушение внимания, связанное со снижением способности активно направлять и фиксировать внимание. Проявляется в рассеянности (неспособности длительно сосредотачиваться) и отвлекаемости (частые переходы от одного объекта к другому). Нередко рассеянность сочетается с истощаемостью внимания. При этом в начале какой-либо деятельности больной сосредотачивается удовлетворительно, но по прошествии какого-то времени способность к фиксации снижается, углубленная работа становится невозможной, падает ее интенсивность. Гипопрозексия часто встречается при астенических состояниях, связанных с тяжелыми соматическими заболеваниями, церебрастениями, а также невротическими расстройствами по астеническому типу. Гипопрозексия, в основном связанная с повышенной отвлекаемостью, типична для маниакальных больных.

Апрозексия — снижение способности активно направлять и фиксировать внимание. Термин был предложен в 1887 г. для описания нарушений сосредоточения активного внимания у детей с хроническими ринитом и аденоидами. В настоящее время этот термин понимается более широко для обозначения грубых расстройств активного внимания независимо от вызвавшей их причины.

Способность к пассивному вниманию у страдающих апрозексией еще сохранена, но глубина расстройства приводит больного к полному отсутствию интереса к происходящему. Пробудить этот интерес внешними стимулами, поощрением или угрозой не представляется возможным. Апрозексия характерна для синдромов нарушения сознания (особенно аменции), для органического поражения лобных отделов мозга со слабоумием, отмечается при апатоабулическом синдроме, при ранней детской шизофрении.

Гиперметаморфоз — неустойчивость, сверхотвлекаемость внимания, приводящая к его практическому отсутствию. Может приводить к непоследовательности суждений, цельной, логической мыслительной деятельности, а в результате к состояниям, близким к спутанности. Встречается чаще всего при острых экзогенно-органических психозах.

Гиперпрозексия — патологически усиленная концентрация внимания на отдельных предметах, явлениях, мыслях, ощущениях. При этом возрастает инертность внимания и сужается его объем. Патологически усиленное сосредоточение обусловлено слабостью распределения внимания, оно ограничено лишь объемом, имеющим ситуативную значимость для больного. Пациент обычно патологически фиксирован на размышлениях о каких-то событиях или виде деятельности.

Гиперпрозексия отмечается у депрессивных больных. При этом их размышления сосредоточены на собственных недостатках, мнимых или истинных несчастьях, переживаниях чувства стыда, обиды и т. д. Сужение объема внимания может быть при тревожном синдроме и при патологических идеях. Патологическая концентрация и трудность быстрого переключения внимания свойственны больным эпилепсией. Паранойяльные психопаты фиксируют внимание на своем здоровье (ипохондрики), на изобретении (изобретатели), на борьбе за «справедливость» (кверулянты) и т.п. Гиперпрозексия проявляется у них неспособностью переключиться и поговорить на другую тему. Гиперпрозексия также может быть связана с неудовлетворенным влечением. При этом все внимание человека сосредоточено на возможностях его удовлетворить и чем больше напряженность влечения, тем сильнее гиперпрозексия.

Парапрозексия выражается в противоречии начальной установки внимания с получаемым результатом. Пациент, страдающий данным нарушением внимания, так сильно напрягает нервную систему концентрацией на каком-то предмете, что она не выдерживает и вызывает неадекватные, противоречивые реакции со стороны внимания. В психопатологии под парапрозексиями обычно понимают дисфункции внимания диссоциативного характера, сходные с таковыми и в других сферах психической деятельности у больных шизофренией.

 

Тест: Внимание

 

1. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как…

a) [ ] объем

b) [ ] концентрация

c) [ ] распределение

d) [ ] переключение

 

2. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который представляется при этом ясно и отчетливо. Эта направленность…

a) [ ] избирательная

b) [ ] рассеянная

c) [ ] неосознаваемая

d) [ ] распределенная

 

3. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как…

a) [ ] концентрация

b) [ ] распределение

c) [ ] устойчивость

d) [ ] избирательность

 

4. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет…

a) [ ] ощущение

b) [ ] восприятие

c) [ ] память

d) [ ] внимание

 

5. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как…

a) [ ] концентрация

b) [ ] переключение

c) [ ] распределение

d) [ ] объем

 

6. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…

a) [ ] рефлексия

b) [ ] восприятие

c) [ ] внимание

d) [ ] память

 

7. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием…

a) [ ] непроизвольным

b) [ ] произвольным

c) [ ] послепроизвольным

d) [ ] зрительным

 

8. Временн ы е параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как…

a) [ ] концентрация

b) [ ] распределение

c) [ ] устойчивость

d) [ ] избирательность

 

9. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является…

a) [ ] отсутствие цели

b) [ ] постановка целей деятельности

c) [ ] новизна раздражителя

d) [ ] эмоциональная значимость раздражителя

 

10. Согласно современным исследованиям объем актуального внимания оценивается величиной

a) [ ] 5 ± 2

b) [ ] 6 ± 2

c) [ ] 7 ± 2

d) [ ] 8 ± 2

 

Эталон ответа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
b a b d c   a c b c

 

Тест: Патология внимания

 

1. АПРОЗЕКСИЯ – это …

a) [ ] полное выпадение внимания

b) [ ] отсутствие памяти на текущие события

c) [ ] снижение психической активности

d) [ ] утрата способности к речи

e) [ ] полная обездвиженность

 

2. Привлечение внимания больного к самым незначительным изменениям окружающей обстановки называется …

a) [ ]  гиперметаморфоз

b) [ ] метаморфоз

c) [ ] аутометаморфоз

d) [ ] криптомнезия

e) [ ] мизофобия

 

3. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:

a) [ ] корректурная проба;

b) [ ] одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;

c) [ ] управление движущимся объектом;

d) [ ] узнавание стимульного материала.

 

4. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

a) [ ] Шульте;

b) [ ] Векслер;

c) [ ] Бурдон;

d) [ ] Бине.

 

5. Апрозексия, гипопрозексия, гиперметаморфоз относятся к патологии

a) [ ] Памяти

b) [ ] Ощущений

c) [ ] Воли

d) [ ] Внимания

e) [ ] Восприятия

 

6. Апрозексия – это:

a) [ ] Неспособность к длительному сосредоточению

b) [ ] Повышенная переключаемость внимания

c) [ ] Сужение "поля внимания"

d) [ ] Полное отсутствие (" выпадение") внимания

 

7. Гиперметаморфоз – это:

a) [ ] «Выпадение» внимания

b) [ ] Сужение «поля внимания»

c) [ ] Повышенная переключаемость внимания, отвлекаемость

d) [ ] Снижение переключаемости, внимания

 

8. Гипопрозексия, связанная в основном с повышенной отвлекаемостью, типична для маниакальных больных.

a) [ ] ВЕРНО

b) [ ] НЕВЕРНО

 

9. Апрозексия характерна для синдромов нарушения сознания (особенно аменции), а также для органического поражения лобных отделов мозга со слабоумием.

a) [ ] ВЕРНО

b) [ ] НЕВЕРНО

 

10. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейроповеденческое расстройство, которое обычно характеризуется следующими симптомами, кроме…

a) [ ] моторных и вокальных тиков

b) [ ] невнимательности

c) [ ] отвлекаемости

d) [ ] импульсивности

e) [ ] гиперактивности

 

Эталон ответа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a a b c a d c a a a

 

Тема3.2. Эмоции

Опорный конспект

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Основной характеристикой эмоций является их полярность, то есть они обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т.д. Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность:в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр.

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций – неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное – неприятное), в мышлении – как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Функции эмоций. Человеческие чувства имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Основными из них являются регулятивная (гомеостаза и поведения) и коммуникативная функции.

1. Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. Филогенетически наиболее древней является гомеостатическая функция эмоций, которая связана с необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются эмоциогенными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных ( лат. vita — жизнь ) эмоций, например голода или жажды, что способствует поиску необходимого и устранению дисбаланса. Витальные эмоции тесно связаны с инстинктами и являются разновидностью «низших» элементарных (таламических, протопатических) эмоций, которые сопровождают ощущения. Это переживания типа удовольствия при ощущении сладкого или неудовольствия при ощущении горечи во рту. Подкорковые таламические эмоции существенно отличаются от корковых реактивных эмоций, которые переживаются как реакция на осознание неблагополучия и корковых «высших», эпикритических эмоций, т.е. нравственных и интеллектуальных чувств.

В процессе эволюции постепенно происходило формирование и закрепление наиболее целесообразных, способствующих выживанию регуляторных взаимосвязей определенных эмоций с теми или иными адаптивными физиологическими сдвигами в организме. Например, при угрозе жизни возникает страх с активной одновременной подготовкой организма к борьбе или бегству. Различные эмоции по-разному внешне выражаются и по-разному влияют на деятельность отдельных внутренних органов. В таких случаях обычно говорят, что каждое эмоциональное состояние имеет свое телесное (вегетативное) «сопровождение». Поэтому излишняя интенсивность и длительность переживаний, создавая дополнительные нагрузки на соответствующие функциональные системы организма, может способствовать возникновению в них болезненных изменений. Так еще М.И. Аствацатуров (1932) отмечал, что сердце чаще «поражается» страхом, печень — гневом, а желудок — апатией и подавленным настроением.

2. Эмоциональная регуляция поведения — совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта. Эмоции, благодаря обобщенности оценки, позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Из этой оценки вытекает и побуждение к действию. Например, при переходе улицы человек может испытывать страх разной степени в зависимости от дорожной ситуации. Именно усиление страха перед приближающейся машиной побуждает его ускорить свое движение через дорогу.

3. Коммуникативная функция эмоций. В эволюции эмоционально-выразительные движения (специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления эмоций (побледнение, покраснение и другие) развивались и закреплялись и как средства оповещения во внутривидовом и межвидовом общении (Дарвин Ч., 1953). У человека эта сигнально-экспрессивная функция эмоций не потеряла своего значения и обеспечивает ему так называемую невербальную коммуникацию. Эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние говорящего и его отношение к тому, что в данный момент происходит.

Классификация эмоций. Наиболее часто в эмоциональной сфере выделяют пять основных групп эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и предопределяет единую глобальную реакцию на ситуацию. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Перенесенный аффект может надолго фиксироваться в сознании — его следы могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой форме (это эффекты «накопления» и «разрядки»).

Развитие аффекта характеризуется стадиями. Вначале человек не может не думать о предмете своего чувства и всего того, что с ним не связано. В поле восприятия удерживаются только те объекты, которые «вошли» в аффективный комплекс. Выразительные движения становятся все более безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, жесты и позы, характер дыхания и другие вегетативные реакции создают обычную картину нарастающего аффекта. Сдержаться, не потерять власти над собой на этой стадии человек еще может (физиологический аффект), но при наличии заболеваний и других ослабляющих факторов, аффект может перерасти в патологический.

При развитии патологического аффекта торможение все глубже охватывает кору головного мозга — сознание резко сужается, нарастает дезорганизация мышления и человек утрачивает контроль над собой, совершая автоматические, безотчетные и бессмысленные разрушительные действия. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, неподвижность. Патологический аффект обычно завершается сном с последующей амнезией совершенного. Правильная диагностика патологического аффекта имеет большое значение в судебной психиатрии, так как лица, совершившие противоправные действия в таком состоянии признаются невменяемыми.

Эмоция («собственно эмоция» в узком значении слова) — это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. Эмоция, также как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличие от аффекта, она более длительна и менее интенсивна. Если аффект — буря, то обычная эмоция — это душевное волнение.

Все эмоции человека можно различать и классифицировать также по модальности, т.е. качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: 1)интерес–возбуждение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе–страдание, 5) гнев–ярость, 6) отвращение–омерзение, 7) презрение–пренебрежение, 8) страх–ужас, 9) стыд–застенчивость, 10) вина–раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Существуют и другие подходы к классификации эмоций человека, в то же время необходимо признать, что ни одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.

Чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к реальным или воображаемым объектам. Их часто обозначают как вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых (первичных) эмоций к объекту чувства. Выражаются чувства также через эмоции, но не постоянно, а временами в соответствии с ситуацией. Причем конкретные эмоции, как формы переживания определенного чувства, могут быть самыми разнообразными. Например, любящая мать может испытывать ситуативную эмоцию гнева, столкнувшись с возмутившим ее поступком сына, однако по истечении времени любовь к сыну возьмет свое и этот поступок забудется. Потребовалось бы множество его проступков, чтобы отрицательные эмоции накопились с перерождением чувства любви к сыну, а тем более переход его в противоположное чувство.

Вторичные эмоции значительно разнообразнее, чем первичные. Поэтому при попытке их классификации у человека, единственного существа, которое осознает большинство своих чувств, создаются почти непреодолимые трудности из-за субъективного разнообразия их трактовок в словесном выражении. Однако чувства человека всегда предметны. Поэтому чаще всего их классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Отсюда можно выделить чувства моральные (нравственно-этические), интеллектуальные и праксические (труд, учение, спорт).

Настроения. Настроение представляют собой общее и относительно слабое эмоциональное состояние, но окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Одно настроение может сохранятся неделями, а иногда и месяцами. Настроение– это базовая, фоновая эмоция, отражающая обыденную жизнь. Нормальное, ровное, хорошее настроение называется эйтимией (греч. euthymia: eu — хорошо, правильно; thymos — настроение). Нормальное настроение может быть хорошим, отражающим состояние психологического и соматического комфорта человека, может быть плохим. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда. Настроения очень разнообразны: радостные или печальные, веселые или угнетенные, бодрые или подавленные, а также скука, ликование, восторг, надежда и так далее.

Особый вид устойчивых чувств человека образуют страсти и увлечения. Страсть – сильное и стойкое чувство, доминирующее над другими побуждениями человека, часто связанное с наличием доминирующей идеи (любовной, политической, творческой и т.д.). Увлечения отличаются от страсти только их меньшей интенсивностью.

Стрессовые состояния. Первоначально понятие стресса (от англ. stress — давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма (“общего адаптационного синдрома”, физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться для описания и типичных эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках). Слабые воздействия не приводят к стрессу, т.к. он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности. Дистресс — рез



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.159 с.)