Патологические формы воображения и их оценка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патологические формы воображения и их оценка



 

В клинической практике врачу нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может относиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображения. Все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающимся чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию («мифоманическая» конституция).

Патологические формы пассивного воображения. В психиатрической и общесоматической клинике оценка особенностей пассивного воображения чаще всего требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания, а также нарушениях сна в связи со сновидениями.

Онейроид– сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизируются процессы воображения, причемсоздаваемые им образы «визуализируются» в виде калейдоскопических фантастических видений, напоминающих псевдогаллюцинации.

Ониризм (греч. oneiros – сон, сновидение) – больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие «видения» бывают и при открытых глазах – грезы по типу сна наяву или «сна с открытыми глазами». У психически здоровых лиц последнее может отмечаться при ослаблении деятельности сознания – в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.

Галлюцинации воображения разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникают у детей с болезненно обостренным воображением.

Бред воображения – является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией (описана E. Dupre). Возникает остро, как бы по «интуиции, вдохновению и озарению». Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован в месте и собственной личности.

Сновидные эпилептические приступы – сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны, с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела. В дневное время подобные сноподобные состояния могут быть предвестником (аурой) припадка при височной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены «уже виденного» и «никогда не виденного», «насильственные» (не подавляемые усилием воли) фантастические представления.

Патологические формы активного воображения. Главным признаком расстройств активного воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего в клинической практике врачу приходится сталкиваться с феноменом патологической лживости – так называемой фантастической псевдологией (pseudologia phantastica). Она выражается в том, что человек начинает искренне верить в созданные им самим фантазмы (фантастические идеи и образы). В современном понимании псевдология рассматривается в двух основных вариантах.

1. Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно более устойчиво принимается за истину (например, как при конфабуляциях) и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. Такие расстройства более характерны для различных органических заболеваний мозга с грубыми нарушениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм), также эпилепсии и шизофрении.

2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочетанием двух видов фантазирования: «для себя» («бегство» в мир мечты от действительности) и «для других» (повышение собственной привлекательности), т.е. обладает свойствами как механизмов психологической защиты, так и свойствами «манипуляционных механизмов» другими людьми. Непсихотические фантазмы как разновидность псевдологии особенно часто встречаются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и «мифоманической конституцией». При этом такой человек, как и всякий лгун, знает, что он лжет. Однако эта ложь патологическая – она отличается от обычной тем, что чаще всего бывает явно нецелесообразной, и больной понимает всю ее бесполезность, но противостоять своей потребности лгать не может. Псевдологии в отличие от обычных истерических психопатических личностей, более активны и в стремлениях воплотить в жизнь свои фантастические построения, поэтому они чаще вступают в конфликт с законом. Лживость при этом заслоняет у них все остальные личностные черты.

 

Тема 1.4. Речь

Опорный конспект:

 

Речь – это процесс словесного общения, выражение какой-либо мысли. Для человека она является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Язык – это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Если в речи выражается психология отдельно взятого человека, то в языке отражается психология целого народа, говорящего на данном языке. Связующим звеном между языком и речью является значение слова. Значение слова едино для всех людей, а его смысл может носить сугубо личностный характер. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости обмена информацией, т.е. общения.

Формирование речевой деятельности у детей. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, а в ряде случаев имеют и самостоятельную роль в формировании различных дисфункций речевой системы. Выделяют три главных критических периода в развитии речевой функции у детей.

Первый критический период (1-2-й год жизни), когда формируются предпосылки речи. В возрасте 14-18месяцев идет интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока. Любые неблагоприятные факторы, действующие в этот возрастной период, могут отразиться на речевом развитии ребенка.

Второй критический период (3 года) – интенсивно развивается связанная речь. Ранимость психики в этот период могут влиять на речевое развитие. Заикание и мутизм могут возникать в этот период как реакция протеста на завышенные требования взрослых. Заикание также может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой системы («эволютивное заикание»).

Третий критический период (5-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. При предъявлении повышенных требований также могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Жестовая речь. В любом общении существуют различные неречевые средства, в частности жесты, которые дополняют или выражают отношение говорящего к содержанию сообщения. Особое значение жестовая речь приобретает у людей с дефектами слуха. Система жестового общения глухих имеет сложную структуру и включает две разновидности жестовой речи – разговорную и калькирующую.

Разговорная жестовая речь глухих совершенно самостоятельная система. Жест не звучит, но он имеет свою конфигурацию, пространственное положение и движение, передающие все особенности и оттенки сообщений собеседнику. Состав и количество жестов разговорной жестовой речи очень велико, порой складываются системы общения, которой пользуются только в данной конкретной семье.

Калькирующая жестовая речь имеет иное строение. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении. Ею ребенок овладевает в процессе специального обучения, и она становится основным средством общения глухих со слышащими. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса. Каждое слово, как и отдельные буквы, здесь сопровождаются своим жестовым эквивалентом. Например, дактильный (греч. daktylos - палец) русский алфавит составлен из жестов одной руки, а английская дактилология - двуручная.

Используются специальные дактильные алфавиты и для слепоглухих. В их основе лежат национальные дактильные азбуки. Рука слепоглухого накладывается на руку говорящего, и он «считывает» дактильную речь. Существует и международный дактильный алфавит для слепоглухих.

Нарушения речи

Нарушения речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражении речевых зон коры головного мозга. Их следует отличать от речевых нарушений при психических заболеваниях, где у заболевшего исчезает инициатива в вербальном общении — больной ведет себя пассивно, отвечает кратко, незаинтересованно (ответы типа «да», «нет») или отказными понятиями («не помаю», «не знаю»), что порой ошибочно трактуется как нарушения памяти и интеллекта. Угасание потребности в общении является одним из главных проявлений аутизма. Реже встречается противоположное состояние — многоречивость, но также с отсутствием заинтересованности в собеседнике. Главный признак здесь – монологичность речи, исчезновение диалогичности. Такое обезличенное общение часто называют «аутизмом наоборот, наизнанку».

Расстройства фонационного оформления речи

1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Патология голоса может возникать при различных заболеваниях: органических (ларингиты, парезы и параличи гортани) или функциональных (фонастения у лиц голосоречевых профессий, психогенная афония при неврозах).

2. Брадилалия (брадифразия) и тахилалия (тахифразия) - патологически замедленный или патологически ускоренный темп речи. Эти расстройства связаны с центрально-обусловленными нарушениями реализации речевой программы (органическими или функциональными по своей природе).

При брадилалии звуки и слова сменяют друг друга в замедленном темпе, хотя и произносятся правильно (в норме произносится 10-12 звуков в секунду). Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. При брадилалии голос обычно монотонный, теряет свою модуляцию. Лицо амимичное, все движения замедленные и вялые. Замедленность отмечается также в сфере мышления, в переключении внимания.

При тахилалии может произноситься 20-30 звуков без резких искажений фонетики. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, неясность произношения фраз, но при привлечении внимания происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью. Лицам с тахилалией свойственна и общая моторная гиперактивность. Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели).

3. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную (логоневроз) природу, возникает чаще в ходе речевого развития ребенка. Главным внешним симптомом заикания являются речевые судороги. Их длительность при умеренном заикании составляет от 0,2 до 13 секунд, в тяжелых случаях до 90 секунд. При тонических судорогах имеет место короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-ополь» (черта после буквы означает судорожную паузу при произношении слова). При клонических судорогах наблюдается ритмическое повторение одних и тех же судорожных движений – клонус: «то-то-поль». Могут наблюдаться не только клонические и тонические, но и смешанные (клонико-тонические) формы заикания.

4. Дислалия (косноязычие) – нарушение, недостатки звукопроизношения фонем при формально нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

В основе акустико-фонематической дислалии лежат недостатки в процессе узнавания и различения входящих в состав слова фонем (фонематический слух). Ребенок не распознает тот или иной акустический признак сложного звука (гора - «кора», жук - «щук», рыба - «лыба»). Все это мешает правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

При артикуляторно-фонематической дислалии фонематический слух у ребенка сформирован полностью, но имеют место нарушения в моторном звене производства речи. При этом может быть не полностью сформирована артикуляторная база некоторых звуков, что приводит к замене нужного звука другим, более простым по артикуляции. В других случаях, что бывает наиболее часто, артикуляционная база сформирована, но принимается неправильное решение об использовании звука, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произносить слова правильно и неправильно).

При артикуляторно-фонетической дислалии дефекты звуков обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего в этих случаях неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному и окружающими распознается.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «изм»: ротацизм - дефект произношения «р», ламбдацизм - «л», гаммацизм - «г», хитизм - «х», каппацизм - «к», сигматизм - свистящих и шипящих звуков и др.

5. Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (расщелины неба, нарушения резонансных свойств полостей носа и др.).

6. Дизартрия (косноязычие) – нарушение произношения без расстройства восприятия устной речи, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (паралич или парез речедвигательных мышц, что нередко встречается при детском церебральном параличе). Основными ее признаками являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Тонус речевой мускулатуры может быть как патологически повышенным, так и сниженным.

Расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления речи

1. Алалия (дисфазия, слухонемота) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Встречается примерно у 1% дошкольников (0,1% всего населения), чаще у мальчиков. При моторной алалии нарушено произношение слов, родители таких детей характеризуют их как понимающих, но не желающих говорить. При сенсорной алалии нарушено понимание речи – ребенок слышит, но не понимает слов. Часто при этом он довольно болтлив (повышенная речевая активность) и слышимые слова проговаривает по несколько раз как эхо (эхолалия), но смысла их он не улавливает.

2. Афазия (утрата речи) – полная или частичная утрата речи (после того, как она уже была сформирована), обусловленная локальными поражениями головного мозга в результате травм головы, нейроинфекций и опухолей мозга. До 3 лет, пока речь еще не сформирована, диагностика афазии невозможна. У взрослых афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, причем здесь наиболее часто наблюдается моторная афазия. Афазия Вернике – корковая сенсорная афазия, возникает при поражении верхней височной извилины и характеризуется нарушением понимания речи.

Нарушения письменной речи

Для обозначения нарушений чтения используется термин «дислексия», письма - «дисграфия», а полную несформированность навыков чтения и письма обозначают соответственно как «алексия» и «аграфия».

1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искажению понимания прочитанного. Дислексия встречается у 3% детей начальных классов массовой школы, чаще у мальчиков. По проявлениям обычно выделяют два вида дислексии (аграфии): вербаль­ная и литеральная. При вербальной дислексии нарушено понимание смысла фраз и отдельных слов, а при литеральной дислексии нарушено узнавание отдельных букв, цифр и других знаков.

2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. При амнестической (чистой) дисграфии наибольшие трудности возникают при спонтанном письме и письме под диктовку, в то время как списывание остается относительно сохранным. При апраксической аграфии больные не могут взять правильно ручку или карандаш и придать руке нужное для письма положение. В силу этого рисунок буквы искажается, зеркален или нарушены его пропорции. Нарушения сохраняются при всех видах письма, в том числе и при копировании.

Психолого-педагогическая коррекция дислексии и дисграфии развития осуществляется приемами, направленными на совершенствование зрительного слухового гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

 

Тест: Мышление, воображение, речь

 

1. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это …

a) [ ] анализ

b) [ ] сравнение

c) [ ] классификация

d) [ ] абстракция

 

2. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях – это …

a) [ ] мышление

b) [ ] интеллект

c) [ ] эвристика

d) [ ] гипотеза

 

3. К.Спирмен разработал … теорию интеллекта

a) [ ] однофакторную

b) [ ] двухфакторную

c) [ ] трёхфакторную

d) [ ] четырёхфакторную

 

4. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как …

a) [ ] быстрота

b) [ ] гибкость

c) [ ] самостоятельность

d) [ ] широта

 

5. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит…

a) [ ] Дж. Равену

b) [ ] Г. Айзенку

c) [ ] Дж. Кеттеллу

d) [ ] А. Бине

 

6. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется … мышлением.

a) [ ] наглядно-действенным

b) [ ] наглядно-образным

c) [ ] словесно-логическим

d) [ ] абстрактным

 

7. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является …. мышление

a) [ ] наглядно-действенное

b) [ ] наглядно-образное

c) [ ] словесно-логическое

d) [ ] интуитивное

 

8. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как …

a) [ ] обобщение

b) [ ] сравнение

c) [ ] классификация

d) [ ] абстрагирование

 

9. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется …

a) [ ] понятием

b) [ ] суждением

c) [ ] умозаключением

d) [ ] рассуждением

 

10. Центральной особенностью допонятийного мышления (по Ж.Пиаже) является…

a) [ ] эгоизм

b) [ ] эгоцентризм

c) [ ] логичность

d) [ ] использование понятий

 

11. Конвергентное и дивергентное мышление выделил

a) [ ] П. Торенс

b) [ ] Дж. Гилфорд

c) [ ] Ж. Годфруа

d) [ ] Ж. Пиаже

 

12. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как …

a) [ ] анализ

b) [ ] синтез

c) [ ] обобщение

d) [ ] классификация

 

13. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как …

a) [ ] ширина

b) [ ] глубина

c) [ ] самостоятельность

d) [ ] гибкость

 

14. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как…

a) [ ] широта

b) [ ] глубина

c) [ ] самостоятельность

d) [ ] гибкость

 

15. Теоретическое и практическое мышление различают по …

a) [ ] типу решаемых задач

b) [ ] характеру обобщений

c) [ ] активности субъекта

d) [ ] ведущему анализатору

 

16. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является существенными характеристиками мышления

a) [ ] понятийного

b) [ ] наглядно-действенного

c) [ ] практического

d) [ ] наглядно-образного

 

17. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

a) [ ] индукцией;

b) [ ] дедукцией;

c) [ ] понятием;

d) [ ] суждением.

 

18. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

a) [ ] а) гиперболизацией;

b) [ ] б) схематизацией;

c) [ ] в) типизацией;

d) [ ] г) агглютинацией.

 

19. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов, называется:

a) [ ] восприятием;

b) [ ] мышлением;

c) [ ] воображением;

d) [ ] вниманием.

 

20. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

a) [ ] ощущением;

b) [ ] восприятием;

c) [ ] представлением;

d) [ ] воображением.

 

21. Речь – это (выберите наиболее полную и точную формулировку):

a) [ ] язык;

b) [ ] обмен мнениями;

c) [ ] процесс использования языка в целях общения;

d) [ ] дискуссия.

 

22. К функциям речи не относятся:

a) [ ] функция обозначения;

b) [ ] функция обобщения;

c) [ ] функция распределения;

d) [ ] функция воздействия.

 

23. Свойством речи не является:

a) [ ] содержательность;

b) [ ] выразительность;

c) [ ] простота;

d) [ ] действенность.

 

24. Образы воображения, появляющиеся в процессе чтения художественной литературы, это результат:

a) [ ] пассивного воображения;

b) [ ] активного воображения;

c) [ ] репродуктивного воображения;

d) [ ] творческого воображения.

 

25. Один из основных способов создания образов воображения получил название:

a) [ ] агглютинация;

b) [ ] антиципация;

c) [ ] апперцепция;

d) [ ] анамнез.

 

26. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…

a) [ ] гиперболизация

b) [ ] схематизация

c) [ ] типизация

d) [ ] агглютинация

 

27. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …

a) [ ] восприятием

b) [ ] мышлением

c) [ ] воображением

d) [ ] вниманием

 

 

28. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …

a) [ ] агглютинации

b) [ ] схематизации

c) [ ] типизации

d) [ ] гиперболизации

 

29. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…

a) [ ] агглютинацией

b) [ ] схематизацией

c) [ ] типизацией

d) [ ] гиперболизацией

 

30. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….

a) [ ] агглютинация

b) [ ] схематизация

c) [ ] типизация

d) [ ] гиперболизация

 

Эталон ответа:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a b b c d a c c b b
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
b c c b a a a d c c
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
c c c c a a c d a a

Тест Патология мышления, воображения и речи

 

1. Термин «шперрунг» используется для обозначения переживания больным возникновения…

a) [ ] чуждых мыслей

b) [ ]  внезапной остановки, обрыва мыслей

c) [ ] скачки идей

d) [ ] замедленного мышления

 

2. В расстройство мышления по форме входит всё, кроме…

a) [ ] неологизмов

b) [ ] шизофренической бессвязности

c) [ ] маниакальной бессвязности

d) [ ] навязчивых идей

e) [ ] резонёрства

 

3. К какому из приведенных ниже типов формальных расстройств мышления относится оторванность от реальности, погруженность в мир внутренних переживаний?

a) [ ] болезненно замедленное мышление

b) [ ] болезненно ускоренное мышление

c) [ ] резонерское мышление

d) [ ]  аутистическое мышление

e) [ ] разорванное мышление

f) [ ] бессвязное мышление

 

4. Бредовое настроение характеризуется всем перечисленным, кроме …

a) [ ] напряженного предчувствия надвигающейся катастрофы

b) [ ] четко оформленного бреда преследования

c) [ ] необъяснимого мучительного беспокойства

d) [ ] приобретения окружающим иного смысла

e) [ ] психосенсорных расстройств

 

5. Для какого из нижеперечисленных синдромов характерны слуховые истинные галлюцинации?

a) [ ] синдром Кандинского-Клерамбо

b) [ ] синдром дереализации

c) [ ] синдром деперсонализации

d) [ ] вербальный галлюциноз

e) [ ] астенический синдром

 

6. Для какого из нижеперечисленных синдромов характерны псевдогаллюцинации?

a) [ ]  синдром Кандинского-Клерамбо

b) [ ] синдром дереализации

c) [ ] синдром деперсонализации

d) [ ] вербальный галлюциноз

e) [ ] делириозный синдром

f) [ ] астенический синдром

 

7. Для какого синдрома характерен мегаломанический бред?

a) [ ] делириозный синдром

b) [ ] аментивный синдром

c) [ ] депрессивный синдром

d) [ ] Кандинского-Клерамбо синдром

e) [ ] маниакальный синдром

f) [ ] парафренный синдром

 

8. Для какого синдрома характерен острый чувственный бред?

a) [ ] параноидный синдром

b) [ ] парафренный синдром

c) [ ] астенический синдром

d) [ ] паранойяльный синдром

 

9. Для какого синдрома характерно переживание вкладывания и отнятия мыслей?

a) [ ] кататонический синдром

b) [ ] синдром Кандинского-Клерамбо

c) [ ] аментивный синдром

d) [  ] паранояльный синдром

e) [ ] астенический синдром

 

10. Для какого синдрома характерно бессвязное мышление?

a) [ ] кататонический синдром

b) [ ] синдром Кандинского-Клерамбо

c) [ ] аментивный синдром

d) [ ] паранояльный синдром

e) [ ] парафренный синдром

 

11. Какие патологические идеи характерны для параноидного синдрома?

a) [ ] навязчивые идеи

b) [ ] сверхценные идеи ревности

c) [ ] бредовые идеи преследования и воздействия

d) [ ] навязчивые страхи

e) [ ] бредовые идеи величия и преследования

 

12. Навязчивый страх (фобия) характеризуется всем перечисленным, кроме…

a) [ ] периодическим непроизвольным повторением

b) [ ] постоянным непрерывным характером с полным отсутствием критики

c) [ ] конкретным содержанием

d) [ ] критическим отношением пациента и попыткой борьбы со страхом

 

13. Идеи самообвинения и самоуничижения характерны для больных с аффектом тоски.

a) [ ] ВЕРНО

b) [ ] НЕВЕРНО

 

14. Паранойяльный бред часто отличается правдоподобием.

a) [ ] ВЕРНО

b) [ ] НЕВЕРНО

 

15. Синдром Кандинского-Клерамбо является надежным признаком опухоли мозга.

a) [ ] ВЕРНО

b) [ ] НЕВЕРНО

 

16. Больные с обсессивно-фобическим синдромом ощущают на себе влияние и психологическое воздействие посторонних лиц и не могут противостоять этому воздействию.

a) [ ] ВЕРНО

b) [ ] НЕВЕРНО

 

17. При каком из синдромов при соответствующей настойчивости обычно удается убедить больного в ложности его суждений и умозаключений?

a) [ ] при синдроме Кандинского-Клерамбо

b) [ ] при паранойяльном синдроме

c) [ ] при парафренном синдроме

d) [ ] ни при одном из указанных

e) [ ] при всех указанных

 

18. Наиболее точное определение понятия ИПОХОНДРИЯ:

a) [ ] беспричинные боли в подреберье

b) [ ] чувство усталости, подавленности, разбитости, тоски

c) [ ] чувство апатии, безразличия, сопровождающееся бездельем и равнодушием

d) [ ] опасения или убежденность больного в наличии у него соматического заболевания, не существующего в действительности

e) [ ] слезливость, пессимизм, непреодолимый страх перед будущим

 

19. Наиболее точное определение понятия ДИСМОРФОМАНИЯ (дисморфофобия):

a) [ ] ощущение, что окружающие предметы изменились по форме и размерам

b) [ ] ощущение, что изменились размеры собственного тела

c) [ ] убежденность в наличии физического недостатка или уродства

d) [ ] стремление к бродяжничеству, воровству, алкоголизации

e) [ ] ощущение, что посторонние люди являются переодетыми и загримированными родственниками больного

 

20. Ускорение мышления является признаком:

a) [ ] синдрома Котара

b) [ ] парафренного синдрома

c) [ ] маниакального синдрома

d) [ ] корсаковского синдрома

e) [ ] наблюдается при всех перечисленных выше синдромах

 

21. Обстоятельность мышления:

a) [ ] является характерным симптомом олигофрении

b) [ ] выражается в уменьшении словарного запаса

c) [ ] купируется применением психостимуляторов

d) [ ] сопровождается многословием и излишней детализацией

e) [ ] характеризуется всеми указанными выше признаками

 

22. Какой темп речи характерен для заикания:

a) [ ] прерывистый;

b) [ ] ускоренный;

c) [ ] замедленный

 

23. Резонёрство характеризуется

a) [ ] склонностью к пустым рассуждениям

b) [ ] отсутствием связи между отдельными мыслями или даже словами

c) [ ] полной хаотичностью, бессмысленностью мышления

d) [ ] отсутствием в мышлении логической связи

 

24. Паралогичное мышление характеризуется

a) [ ] склонностью к пустым рассуждениям

b) [ ] отсутствием связи между отдельными мыслями или даже словами

c) [ ] полной хаотичностью, бессмысленностью мышления

d) [ ] отсутствием в мышлении логической связи

 

25. Разорванность мышления характеризуется

a) [ ] склонностью к пустым рассуждениям

b) [ ] отсутствием связи между отдельными мыслями или даже словами

c) [ ] полной хаотичностью, бессмысленностью мышления

d) [ ] отсутствием в мышлении логической связи

 

26. Не являются формой воображения

a) [ ] мечты

b) [ ] грезы

c) [ ] иллюзии

d) [ ] галлюцинации

 

27. Частичное специфическое нарушение процесса чтения называется:

a) [ ] Дисграфия

b) [ ] Дислексия

c) [ ] Дисфазия

d) [ ] Дислалия

e) [ ] Дисфония

 

28. Что из перечисленного относится к социальным фобиям:

a) [ ] Клаустрофобия

b) [ ] Мизофобия

c) [ ] Эрейтофобия

d) [ ] Лиссофобия

 

29. Каким из терминов обозначают болезненную убежденность человека в том, что у нее (него) влюблен (а) кто-то из выдающихся личностей:

a) [ ] Сексуальный невроз

b) [ ] Бред отношения

c) [ ] Эротоманический бред

d) [ ] Бред воздействия

 

30. Какой из приводимых терминов является синонимом паранойяльного бреда:

a) [ ] Инкапсулированный бред

b) [ ] Инициальный бред

c) [ ] Образный бред

d) [ ] Интерпретативный бред

 

Эталон ответа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
b d d b d a f a b c
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
c b a a b b d d c c
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
d a a d b c b c c d

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.49 (0.338 с.)